Posted 23 августа 2019, 14:13

Published 23 августа 2019, 14:13

Modified 17 октября 2022, 14:50

Updated 17 октября 2022, 14:50

Много шума и… ничего

23 августа 2019, 14:13
Удмуртия в очередной раз презентовала инвестиционные проекты главе госкорпорации развития ВЭБ.РФ Игорю Шувалову. Но вместо денег получила только комплименты.

Переговоры продолжаются

На прошлой неделе тех, кто еще следит за успехами #КомандыУдмуртии в привлечении инвестиций, наверняка посетило дежавю. И правда, все это уже было – и вышколенная свита Игоря Шувалова, и сам он, приветливый и улыбчивый, и специально для него подготовленная выставка-продажа инвестиционного потенциала, и речи о миллиардных вложениях, сулящих миллиардные же прибыли.

Не поверите, даже инвестиционный первопроходец Удмуртии Иван Клабуков со своим устройством – и тот был, привычно сообщавший Игорю Шувалову о продолжающихся переговорах с «АвтоВАЗом» по внедрению своего устройства. В августе 2017-го высокий гость узнал о том, что «опции, которые стоят в машине за 2 тыс. долларов, он может купить за 12 тыс. рублей», а два года спустя дал ценный совет: подумать об оснащении этими приборами автобусов. Но с кем именно изобретателю следует начинать по этому поводу переговорный процесс, благоразумно не уточнил.

Да в этом и не было особой нужды, главное – Игорю Шувалову снова понравились все без исключения проекты. Он ими едва ли не восторгался.

«Так и хочется кого-нибудь за руку привести и сказать: инвестируйте в Удмуртию», - мечтал он летом 2017 года, будучи первым вице-премьером российского правительства.

Перестав им быть (сегодня Игорь Шувалов – глава госкорпорации по развитию ВЭБ.РФ), он исполнил мечту, заметно подняв себе настроение:

«У меня очень хорошее настроение и есть уверенность в том, что все эти подходы и бизнес-миссия в течение двух дней закончится конкретными рабочими местами и более сильной командой для республики», - сообщил он.

Есть понимание

Замечание Игоря Шувалова по поводу «более сильной команды для республики» не могло не насторожить. #КомандуУдмуртии экс-первый вице-премьер хвалить не уставал, назвав ее работу «высококлассной» и «профессиональной», так что куда уж сильнее-то? Это – с одной стороны, с другой, от добра, как известно, добра не ищут. Еще два года назад Игорь Шувалов заявил, что ему «необходимо понимать, с каким губернатором работаем»:

«Если это губернатор, который не выполняет свои условия и не защищает инвесторов, тогда никаких крупных проектов в регионе не будет».

А их, этих проектов, уже в августе 2017 года было больше 500, и все, конечно, очень интересные. Одних только проектов ГЧП было представлено пять штук – достройка набережной Ижевского пруда, реконструкция Ижевского аэропорта, восстановление здания главного корпуса Ижевского оружейного завода, создание индустриального парка «Ижевский завод», строительство хоккейного комплекса с гостиницей.

И то, что за два года инвесторов под эти проекты не нашлось, – не беда, поскольку и губернатор имеется, и интересы инвесторов защищает, и проекты есть в наличии, никто их никуда не увозил и никому не «продавал».

Заманчивые предложения

К тому же за два года проектов стало намного больше, и все они – не менее перспективные, чем уже известные Игорю Шувалову. В общей сложности их представили ему более 60 на общую сумму около 95 млрд руб.

Глава госкорпорации ВЭБ.РФ не мог не оценить наиболее «перспективный» из всех проектов – модернизацию подвижного состава МУП «ИжГЭТ». На обновление 120 трамваев и приобретение 160 троллейбусов требуется всего-то 13 млрд руб. Учитывая, что суммарные вложения из всех бюджетов на развитие ижевского электротранспорта запланированы на уровне 225 млн руб. (за три года), Игорь Шувалов не мог не оценить, что ему, по сути, предложили купить весь электротранспорт столицы Удмуртии.

Как, впрочем, и городские водопроводные сети, только уже не за 13 млрд руб., а за 15. Ровно столько надо МУП «Ижводоканал» для того, чтобы уйти от двойной очистки воды и обновить сети. Износ последних составляет 55%, но как заботливо уточнил глава Ижевска Олег Бекмеметьев, это так называемый «статистический износ», реальный же – «гораздо выше».

Эта подкупающая честность продавца наверняка и решит дело. Когда продавец на рынке вам честно говорит, что помидоры, которые вы хотите покупать у него, гнилые не на 55%, а гораздо сильнее (на сколько, даже он и сам не знает) – ну как тут, спрашивается, не купить? Ведь честно же признался, не обманул, сказал, как есть на самом деле.

«Эффект» и «результат»

Игорю Шувалову это отношение удмуртских чиновников к проектам наверняка очень понравилось. Но ему в Удмуртии нравится вообще все, особенно – когда говорят о могучем вкладе ВЭБ.РФ и входящего в госкорпорацию Фонда развития моногородов в развитие региона. На более серьезную поддержку, пожалуй, не стоило и рассчитывать: при участии Фонда за два года в республике было создано аж 110 новых рабочих мест и привлечено 240 млн руб., объем выданных предпринимателям кредитов составил около 2,4 млрд руб., но половина их пришлась на 2015-16 годы, когда о #КомандеУдмуртии в самой Удмуртии еще не слыхали.

Ну а то, что за два года с момента последнего визита тогда еще первого вице-премьера Игоря Шувалова при его участии не было реализовано ни одного инвестиционного проекта – это, конечно, мелочи. Ведь удалось же продать при посредничестве ВЭБ.РФ имущественный комплекс АО «Ижевские электрические сети»? Удалось. Радоваться надо, что это случилось.

Что еще успеют продать и какие проекты предложить главе госкорпорации за следующие годы, учитывая цикл посещений Игорем Шуваловым Удмуртии, вопрос. Число проектов неизменно увеличивается, суммы потенциальных инвестиций неизменно растут, и как знать, может быть, к 2021 году достигнут астрономических цифр.

А там и до реализации хотя бы одного будет совсем недалеко. Ведь сказал же Игорь Шувалов, что «команда ВЭБ.РФ будет работать там, где ожидается явный эффект и результат». Правда, под «эффектом» и «результатом» он, видимо, подразумевает совсем не то, что приглашающий его в Удмуртию ее глава.

Подпишитесь