Posted 24 июля 2019, 12:56

Published 24 июля 2019, 12:56

Modified 17 октября 2022, 14:45

Updated 17 октября 2022, 14:45

Нелегкая легкая промышленность

24 июля 2019, 12:56
Как работает придуманная чиновниками панацея – импортозамещение в сфере легкой промышленности?

Ровно пять лет назад российские чиновники выдумали панацею от рисков и угроз для отраслей экономики, по крайней мере, она им такой казалось – импортозамещение.

«Новые известия» уже писали, во что на самом деле обернулась эта панацея. Несмотря на объявленные успехи в сфере производства продуктов питания, выяснилось, что ни программа импортозамещения, ни продуктовое эмбарго не помогли обеспечить прорыв в отрасли. Но импортозамещать в России собираются не только продукты питания, кроме них необходимо производство одежды, бытовой химии и всего того, чем пользуются люди каждый день, то есть, то, что обеспечивает насущные потребности, тоже должно быть импортозамещено.

Не так давно волну обсуждения вызвали опубликованные Росстатом данные, согласно которым 35,4% российских семей не могут позволить себе обувь по сезону, а 48,2% семей денег хватает только на еду и одежду. Кремлю пришлось комментировать этот позорный факт. Из чего следует, что вопрос о ценовой доступности одежды справедливо занимает второе место после вопроса доступности еды.

«Новые известия» разбирались в том, как обстоят дела с импортозамещением в легкой промышленности.

Впрочем, если верить чиновникам, дела в этой отрасли обстоят неплохо.

«У нас в стране появились конкурентоспособные производства тканей, кожи, спецодежды, специальной обуви. Особенно заметный сдвиг произошёл в создании высокотехнологичной спортивной экипировки», - заявил на весеннем заседании комиссии по импортозамещению в лёгкой промышленности премьер федерального правительства Дмитрий Медведев.

Но практика показывает, что реальность несколько отличается от той картины, которую рисуют чиновники.

«Новые Известия» попытались вместе с экспертами ответить на вопрос о том, для чего нужно импортозамещение в легкой промышленности, а также разобраться, насколько сильно в отчетах чиновников искажение реальной ситуации в отрасли.

Тяжелая легкая промышленность

В представлении большинства россиян легкая промышленность связана исключительно с пошивом одежды, обувью и прочим текстилем для товаров массового потребления: постельное бельё, полотенца и всё в этом роде.

Но это совсем не так.

Сегодня без участия легкой промышленности невозможно строить дороги, дома, собирать урожай и растить детей.

Чем болеет легкая промышленность?

В этой отрасли проблемы возникли не на ровном месте. На их формирование ушли десятилетия. А вот что дает «осложнения» в состоянии легкой промышленности страны, это:

- Низкий спрос

- Высокая доля импорта

- Высокая зависимость от госзаказа и гособоронзаказа

- Высокая зависимость от импортного сырья

- Дефицит отечественного оборудования

Снижение покупательной способности россиян и высокий уровень бедности в стране – проблемы известные. За последние четыре года розничный рынок одежды сжался на 38%, при том, что текстиля, одежды и обуви в России в прошлом году было произведено на 430,9 млрд. рублей, а импортировано – на 962 млрд. рублей (импорт в прошлом году вырос на 10%, а за 5 месяцев 2019 года прибавил ещё 1%).

В станкостроении – сокращение, выпуск прядильных намоточных, мотальных и крутильных машин в прошлом году сократился с 70 до 42 штук, а выпуск ткацких станков вырос с 9 штук аж до 57. И это при том, что в стране существует 14 тыс. предприятий лёгкой промышленности…

Госзаказ обеспечивают миллионы военных, полицейских, росгвардейцев, сотрудников госкомпаний – их всех нужно одевать в униформу. То есть, заказы гарантированы, но радоваться, полагают эксперты, рано.

«Зависимость от импортных материалов очень большая. Примерно 95% материалов мы закупаем за рубежом. И это сильно влияет на цены: нестабильный курс рубля, дорогостоящая логистика, поэтому и стоимость изделий получается высокой», - считает президент Российского союза производителей одежды Светлана Беляева

«Отрасли, по-прежнему, живётся нелегко. Продукции российских производителей трудно конкурировать с зарубежной: она либо теряет в качестве, либо существенно дороже. Это происходит по ряду причин, в частности, из-за отсутствия полноценной сырьевой базы, нехватки квалифицированных специалистов и высоких цен на импортное оборудование при отсутствии российских аналогов», - полагает Константин Клюка, генеральный директор АПХ «ПРОМАГРО».

По мнению Петра Арефьева, доцента Департамента экономической теории Финансовой академии при Правительстве РФ, «в отрасли, по-прежнему, остаются нерешённые проблемы: например, зависимость от импортного сырья. Даже производство льна в России – это моноволокно, с которым почти никто не работает. На рынке синтетических волокон произошла техническая революция, но это всё не российские разработки.

Сделать так, чтобы люди могли позволить себе качественную и комфортную одежду, тёплое и сухое жилище – непростая задача в таких условиях. Почему сложилась такая ситуация?

Производить в России можно, но дорого и не на чем...

Проблема №1 Производить в России дорого. Отечественным предприятиям приходится конкурировать с большим количеством дешёвой импортной продукции из Азии.

На одного занятого в отечественной текстильной промышленности приходится 600 рабочих во всех странах-конкурентах. Ситуация усугубляется значительной лучшей оснасткой производств в странах Азии.

"Рост объемов производства одежды связан с ростом числа российских дизайнеров, появившихся за последние 10 лет. Однако это приводит к большому ассортименту производимой продукции с мелкими сериями, что, в свою очередь, из-за ограниченности рынка не дает конкурентных цен. Это как замкнутый круг: чтобы сделать дешево - нужны объемы, чтобы молодому дизайнеру выйти на рынок, конкурирующий с иностранными компаниями - нужна низкая цена», - считает Наталья Кондратьева.

Проблема №2 Производить качественный товар не на чем. Доля оборудования со сроком эксплуатации до 10 лет в отрасли составляет 37%, от 11 до 20 лет — 24%, но больше всего оборудования, эксплуатируемого уже более 20 лет — 39%

Проблема №3 Не из чего производить. Отечественные ткани – не совсем отечественные. По оценкам ВШЭ, в стране производится только 33% от всех используемых синтетических тканей (а это основной материал – синтетика с 64% от всего рынка вытеснила натуральные ткани), но при этом производство волокна для этих тканей практически отсутствует.

«Блеск и нищета» производства синтетики

Странные решения

Минпромторг РФ несколько лет назад прорабатывал проект строительства современного текстильного кластера в Ивановской области. В его основе должен был стоять комбинат синтетического волокна, производящий популярный полиэстер. Внешэкономбанк был готов обеспечить финансирование на 25 млрд. рублей. Вот только работа комбината не была подкреплена ни сырьевой базой, ни спросом. В России, как выяснилось, попросту нет предприятий, способные освоить 175 тыс. тонн синтетического волокна (это больше всего российского рынка!). Как результат, проект был закрыт в 2018 году

Проблема №4 В стране не так много мер поддержки предприятий легкой промышленности.

Чтобы понять, чем в этой сфере занят Минпромторг РФ, «Новые известия» отправили запрос в министерство о действующих мерах поддержки лёгкой промышленности.

Как следует из ответа чиновников, Минпромторг устанавливает преференции в рамках госзаказа, гособоронзаказа, также введён запрет на вывоз кожевенного полуфабриката, отечественная продукция представляется на различных локальных и международных выставках. И выделяются средства на оплату части процентов по кредитам. Однако эксперты не спешат обнадеживать.

«К сожалению, не у всех производителей получается подключиться к госзаказу. Особенно поддержка в виде госзаказов сильна там, где у предприятия есть и рыночная продукция, и госзаказ. Спрос со стороны населения сейчас снижается, а значит снижаются объёмы заказов. Госзаказ в этом случае поддерживает объёмы производства», - заявила Светлана Беляева.

Проблема №5 У отрасли нет целей, ей не к чему стремиться. Минпромторг РФ и не собирается совершать «прорыв» - в стратегии развития легкой промышленности заложено отсутствие роста.

Основные показатели отрасли, заложенные в консервативном сценарии Стратегии

Иван Антропов

«Существуют и более позитивные сценарии развития событий, но пока приходится ориентироваться именно на основной консервативный сценарий Стратегии. Сохранение имеющихся объёмов производства – это максимум, на что способна лёгкая промышленность. Иначе и быть не может в условиях, когда правительственная Стратегия не предусматривает комплексного плана развития и не имеет чёткой дорожной карты»,- считает Иван Антропов, Независимый эксперт по экономике

Проблема №6 Легальный бизнес в России выживает с большим трудом. Как указывает председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, президент Ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин теневой импорт продукции лёгкой промышленности достигает 700 млрд. рублей – больше всего производства в России!

А что, жители страны не против - 42% россиян выбирают контрафакт из-за низкой цены. Тем более что нелегально ввезенная продукция привлекательна тем, что избавлена от налогов, вне зависимости от степени ее «оригинальности». НДС добавляет 20% к стоимости легальной продукции. В целом же налоговая нагрузка на предприятия в России на 15% больше, чем в странах Евросоюза.

Есть ли выход?

Первое впечатление, которое складывается после анализа проблем - вылечить отечественную промышленность практически невозможно. Пристрелить, дескать, отрасль, чтоб не мучилась, но возникает вопрос: а как же люди? Скакнет еще раз доллар, и даже самый некачественный «Абибас» станет роскошью, а обувь будем импортозамещать лаптями?

Как этого не допустить?

Иван Антропов, независимый эксперт по экономике, обращает внимание на опыт других стран: «Полностью повторять путь Китая, постепенно завоёвывая позиции за счёт копеечной рабочей силы, мы не можем. Значит России нужен качественный технологический скачок, который уже совершили другие государства. Необходимо отказаться от единственного механизма субсидирования процентных ставок, и обратить внимание на лучшие мировые практики. Всё уже давно изобретено».

Светлана Беляева, президент Российского союза производителей одежды, видит выход в расширении программ поддержки: «Программы финансовой господдержки отрасли эффективны, но их маловато. Они имеют точечные возможности, а отрасль очень большая. Они дошли не до каждого предприятия. А там, куда они дошли, у нас появилась новая продукция – спецодежда, одежда для спорта и отдыха. Бизнес-сообщество сейчас ставит вопрос не только о сохранении, но и даже об увеличении мер поддержки».

Пётр Арефьев, доцент Департамента экономической теории Финансовой академии при Правительстве РФ, ставит вопрос шире: «Мы столкнулись с «костыльной» экономикой. В производстве спецодежды есть комфортные условия работы и кредитования – там мы видим рост производства в геометрической прогрессии. Но такие условия должны создаваться для всех предприятий отрасли».

Иван Антропов обращает внимание на опыт других стран: «Полностью повторять путь Китая, постепенно завоёвывая позиции за счёт копеечной рабочей силы, мы не можем. Значит России нужен качественный технологический скачок, который уже совершили другие государства. Необходимо отказаться от единственного механизма субсидирования процентных ставок, и обратить внимание на лучшие мировые практики. Всё уже давно изобретено».

Как «ставили на ноги» легпром за рубежом

Выбор сейчас прост: либо двигаемся в соответствии со Стратегией Минпромторга в ее неизменном виде, и дожидаемся, когда же люди вообще не смогут покупать одежду и строить дома, либо двигаемся в ногу со временем, и перенимаем успешный опыт зарубежных стран. Одной спецодеждой сыт не будешь, да и гардероб, состоящий сплошь из спортивной экипировки (пусть даже и высокотехнологичной) едва ли удовлетворит отечественного потребителя, которому сегодня нужно не просто что-то лучше, чем лапти, а качественный товар, с которым можно и кризис пережить, и на ноги встать.

Подпишитесь