Фото: mtdata.ru

Банковский обзор: В конкуренции с МФОАналитика

24 октября 2017, 09:47
Собеседники «Udm-Info» полагают, что определяющее влияние на динамику рынка микрофинансирования оказывает снижение доходов населения.

Удмуртия занимает лидирующие позиции среди регионов по темпам роста рынка займов МФО. Такие данные приводит Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) по итогам анализа динамики рынка. Как сообщают в НБКИ, прирост регионального портфеля микрозаймов в третьем квартале по сравнению с предыдущим составил 13%, во втором квартале – 18%. Такая динамика сформирована за счет увеличения объема займов на покупку потребительских товаров (19% в третьем квартале), тогда как портфель займов «до зарплаты», напротив, снижается.

В абсолютном выражении на 1 октября 2017 года портфель МФО, сформированный на территории Удмуртии, составлял 2,7 млрд рублей. Таковы оценки НБКИ.

Собеседники «Udm-Info» полагают, что определяющее влияние на динамику рынка МФО оказывает снижение доходов населения.

«Все чаще граждане обращаются за небольшими суммами, когда у них возникает своего рода кассовый разрыв, если им нужны деньги срочно на небольшой срок. Конечно, проще такие займы получить в МФО. Более того, из-за падения доходов населения банки сейчас строже подходят к выдаче потребительских кредитов, так как повышается риски невозвратов – и это тоже увеличивает спрос на микрозаймы. Кроме того, многие банки больше концентрировались на выдаче целевых потребкредитов под покупку конкретных товаров», - констатирует Сергей Казанцев, директор представительства ИК «Финам» в Ижевске.

«Рынок МФО более динамичен, менее консервативен и легче адаптируется к меняющимся потребностям клиента, что также позволяет увеличивать продажи. МФО активно работают в онлайне, открывают точки продаж в шаговой доступности, предлагают быстрое оформление и прочее», - продолжает Сергей Седов, генеральный директор сервиса онлайн-займов «Робот Займер».

Эксперт добавляет, что для МФО выдача микрозаймов - это, по большей части, единственный вид деятельности. Если банки могут зарабатывать на комиссиях за транзакции, обмене валют или предлагать более широкую линейку кредитов, то МФО работают в более ограниченном поле - только микрозаймы, максимальная сумма которых ограничена законодательно. При этом количество микрозаймов и пролонгаций договора ограничены стандартом саморегулируемой организации. Соответственно, МФО оперативно пересматривают скоринговые методики и уровень процентных ставок, чтобы сохранить объемы выдачи микрозаймов.

Впрочем, эксперты отмечают, что у внушительных цифр роста рынка есть и техническая причина – эффект низкой базы.

«Рынок микрозаймов гораздо моложе, чем банковское потребкредитование, значительная часть населения еще не имеет опыта получения займов в МФО. В нашей компании в Удмуртии в первом полугодии 2017 года 19,9% объемов выдачи пришлось на новых клиентов. Клиентуру МФО в России оценивают приблизительно в 10 млн человек, из них только 6 млн - это действующие клиенты. Для сравнения - количество действующих банковских заемщиков оценивается в более чем 50 млн человек», - говорит Сергей Седов.

По мнению собеседников «Udm-Info», аудитория банков и МФО пересекается всё меньше и меньше.

«Банки больше перешли на качество, а МФО – на количество мелких заемщиков на короткие сроки. Мне кажется, это разные сегменты бизнеса и они могут параллельно развиваться, не мешая друг другу», - рассуждает Аркадий Ращектаев, директор БКС Премьер в Ижевске.

Этот вывод подтверждается результатами исследования, проведенного МФО «Домашние деньги»: 40% потенциальных заёмщиков МФО имеют испорченную кредитную историю (текущая просрочка более 30 дней, либо наличие просрочки более 90 дней в течение последнего года), 20% имеют опыт кредитования только в МФО, наконец, ещё 14% не имеют кредитной истории. Все эти группы клиентов, вероятнее всего, не смогут сейчас оформить кредит в банке.

Соответственно, лишь оставшиеся 26% потенциальных заемщиков имеют возможность выбирать между банковским кредитом и займом в МФО. Однако и это пересечение аудитории скорее мнимое, поскольку в реальности вопроса о выборе обычно не стоит.

«Клиент, у которого есть шанс взять кредит в банке под 15-20%, вряд ли пойдет за займом в микрофинансовую организацию, где ставки в силу рисков существенно выше. Кроме того, МФО выдают небольшие суммы: в среднем при первичном обращении это 20-30 тысяч рублей. В банки же обращаются за гораздо большими суммами. В то же время микрофинансовые организации, как правило, покрывают населенные пункты с населением меньше 40 тыс. человек. У банков там офисов нет, и открывать их просто нерентабельно», - считает Андрей Бахвалов, главный исполнительный директор ООО «Домашние деньги».

Впрочем, есть сегмент, за который конкурируют и МФО, и банки.

«Если человек официально трудоустроен, хорошая кредитная история он скорее пойдет в банк, может оформить кредитную карту, тем более, там часто есть льготный период, когда проценты не начисляются. Но если появился кассовый разрыв, он пойдет перехватиться деньгами в МФО. Конечно, конкуренция между банками и МФО есть, если бы не было МФО, банки получали бы больше клиентов», - уверен Сергей Казанцев.

В свою очередь Виктор Мосалев, директор КПКГ «Партнер», говорит о том, что сегмент кредитных потребительских кооперативов (еще один источник получения микрозаймов) абсолютно не пересекается с МФО и банками.

«В кредитно-потребительских кооперативах подход несколько иной. Займы предоставляются только пайщикам и обычно необходимы поручители. Кроме того, мы работаем больше с сельскими жителями – там, куда банк не придет. В отличие от МФО, в КПК ставки не такие высокие, и займы по большей части долгосрочные – на 2-3 года. То есть мы занимаем такую промежуточную нишу между МФО и банками», - заключает Виктор Мосалёв.

По его словам, востребованность услуг кредитных потребительских кооперативов растет, также есть признаки послекризисной стабилизации качества портфеля: наблюдается снижение просрочек.

Говоря о перспективах рынка микрофинансирования, в качестве основного драйвера его роста эксперты называют онлайн-займы.

«Все последние годы объемы и количество онлайн-займов “до зарплаты” растут темпами, опережающими общерыночные. Официальная статистика ЦБ на этот счет ведется только с прошлого года, однако об этом говорят и многочисленные прочие источники: например, рейтинговое агентство “Эксперт РА”, Национальное агентство финансовых исследований, специализированные СМИ, сами участники рынка. Поэтому называть данный сегмент локомотивом рынка вполне уместно», - считает Сергей Седов.

Компания «Е заем» оценила рост онлайн-кредитования в регионах в I полугодии 2017 года. Согласно этим данным, в Удмуртии в сравнении с аналогичным периодом прошлого года сегмент вырос на 62% до 64,4 млн рублей. По мнению Сергея Седова, значимость МФО продолжит расти, по крайней мере, и в течение ближайших нескольких лет.

«Мы разделяем позицию, что уже скоро (примерно к 2020 году) в России будут выдаваться через интернет не менее половины всех займов», - уверен эксперт.