Posted 24 декабря 2020, 04:29

Published 24 декабря 2020, 04:29

Modified 18 октября 2022, 05:30

Updated 18 октября 2022, 05:30

«Ижавиа» летит в убытки

24 декабря 2020, 04:29
Финансово-хозяйственную деятельность принадлежащего Удмуртии АО «Ижавиа» проверил Контрольный комитет. Деятельность перевозчика признана неудовлетворительной, компания приносит бюджету одни убытки.

Не исключено, что декабрьский отчет Государственного контрольного комитета (ГКК) о проверках в принадлежащих региону АО «Корпорация развития Удмуртии» и «Ижавиа» станет последним по-настоящему содержательным. Экс-председатель комитета Борис Сарнаев не был политическим оппонентом главы Удмуртии, и конечная цель спецоперации по освобождению его от должности - превращение контрольного комитета в подконтрольный. Проводящий проверки и публикующий отчеты, но такие, чтобы полностью устраивали проверяемых.

Отчеты ГКК, подписанные экс-председателем Борисом Сарнаевым - не устраивали. Тем они, собственно, и ценны - что не написаны под диктовку проверяемых. Никто, кроме аудиторов, не рассказывал жителям республики о том, как вольготно живут на бюджетные деньги люди, объявлявшие себя эффективными управленцами.

Конец «золотого века»

Предыдущая проверка деятельности государственного авиаперевозчика была три года назад, когда компанией еще руководил Александр Городилов. И тогда к этой деятельности был минимум претензий: «показатели деятельности свидетельствовали о стабильной финансовой устойчивости» компании: объем продаж составлял 3118,5 млн рублей, чистая прибыль - 13 млн, нераспределенная - больше 206 млн рублей.

Судя по отчетам аудиторов ГКК, короткий «золотой век» «Ижавиа» закончился в декабре 2018 года, когда гендиректором был назначен Александр Синельников, попытавшийся передать полномочия единоличного исполнительного органа «Ижавиа» некоему ООО «Поможем», которое сам же и возглавлял. Полномочия передавались сроком на 5 лет, в месяц «Ижавиа» должно было платить фирме Синельникова 3,3 млн рублей.

Если бы передача полномочий состоялась, «Ижавиа» помогло бы компании «Поможем» обогатиться почти на 200 млн рублей. Однако не случилось. Договор о передаче полномочий пришлось расторгнуть весной 2019 года в связи с получением «Ижавиа» убытков. Против была и Приволжская транспортная прокуратура, подавшая иск о признании сделки недействительной (нарушение законодательства о естественных монополиях и защите конкуренции).

Не «Поможем»

Весной прошлого года Александра Синельников пришлось возвращать на должность гендиректора АО «Ижавиа». Но и свою компанию «Поможем» он в беде не оставил, она, управляя «Ижавиа», сумела заработать 8,5 млн рублей.

А вот «Ижавиа» почти ничего заработать не сумело. В 2018 году объем продаж упал до 3200,7 млн руб., в 2019 году - до 1993,4 млн руб., в первом полугодии 2020 года - до 551,4 млн руб.

Снижалось, согласно отчетам, и количество регулярных чартерных рейсов: с 5205 в 2018 году до 3198 в 2019-м, за 6 месяцев этого года их было совершено только 761. Если сравнивать показатели 2019 и 2017 года, то пассажирооборот «Ижавиа» за это время упал на 40%.

В том, что показатели падают сейчас, нет ничего удивительного - по авиаперевозчикам ударила эпидемия коронавируса. Но снижать объемы продаж и количество рейсов «Ижавиа» начало задолго до того, как в России услышали о ковиде, списать на него проблемы 2018-2019 годов не получится.

Сплошные убытки

А где проблемы - там и убытки. В 2018 году они составили 303,1 млн руб., правда, сократившись в 2019 году до 3,7 млн руб. Убыток компании по итогам 6 месяцев 2020 года составил 204,5 млн руб. - вот эту цифру и можно списать на последствия эпидемии коронавируса. В итоге по состоянию на середину этого года непокрытый убыток АО «Ижавиа» составил 311,7 млн рублей.

С того же 2018 года началось резкое снижение стоимости чистых активов «Ижавиа». Дошло до того, что в этом году их размер в 2,4 раза меньше величины уставного капитала. Если строго следовать законодательству об акционерных обществах, АО «Ижавиа» следовало бы ликвидировать (или хотя бы уменьшить уставной капитал).

По состоянию на конец июня 2020 года «величина чистых активов составила отрицательное значение, что является признаком несостоятельности хозяйственного общества, отсутствия собственных средств (капитала) и полной зависимости от кредиторов», сделали вывод аудиторы Контрольного комитета.

За бюджетный счет

Чем меньше самостоятельно зарабатывало АО «Ижавиа», тем больше авиаперевозчика поддерживали бюджеты всех уровней. В 2018 году компания получила суммарно 29,9 млн руб. (в том числе 15,7 млн из бюджета Удмуртии), год спустя - уже 192,2 млн руб. (из которых 187,2 млн дала республиканская казна). За шесть месяцев этого года «Ижавиа» получило почти столько же, сколько за весь прошлый год - 185,1 млн руб., из которых 153,4 млн - из бюджета республики.

Ценила республика все эти годы и сотрудников компании, особенно - ее руководство. Допустившая снижение финансовых показателей дирекция АО «Ижавиа» параллельно увеличивала собственный фонд оплаты труда. За 2,5 года он вырос на 32%, хотя именно дирекция компании принимала решение об участии в узловой схеме полетов и заключала неэффективные сделки - эти причины, а также рост стоимости авиатоплива, привели к тяжелому финансовому положению компании, считают аудиторы Контрольного комитета.

Узловая схема

Эта узловая схема полетов и подорвала относительное финансовое благополучие авиаперевозчика. Она предусматривала обеспечение непрерывного транзитного потока пассажиров из южных регионов России в северные регионы Урала и Сибири через ключевые транспортные узлы – аэропорты Ижевска и Самары.

Реализовать схему не получилось, с ноября по январь 2019 года были задержаны 53 регулярных рейса, приостановлена продажа билетов и отменены 366 рейсов из-за превышения времени техобслуживания и регистрации большого количества пассажиров и багажа в аэропортах транзита. Еще одной причиной стало несоблюдение сроков оплаты за авиатопливо, на конец 2018 года задолженность перед поставщиками составляла 200 млн рублей.

Что касается финансов вообще, то «Ижавиа» на начало 2019 года имела задолженность перед Сбербанком по кредитам в размере 170,9 млн рублей. Отказ «Ижавиа» от предложенных банком изменений условий кредитования привел к техническому дефолту компании. По оценкам самой компании (ее приводят в отчете аудиторы ГКК УР), убытки от реализации узловой схемы составили 75,4 млн руб., плюс 19,4 млн руб. компенсированы пассажирам.

«Стабилизации финансового состояния способствовало предоставление субсидий из бюджета Удмуртии», - констатировали аудиторы Контрольного комитета.

Негодный самолет

Насколько известно, все отчеты ГКК УР о проверках поступают в правоохранительные органы. Которые, впрочем, наверняка в курсе еще одной интересной подробности работы государственного авиаперевозчика. Всего у компании имеется 12 воздушных судов, два из них (Як-42Д) получены в субаренду у ООО «АэроКонсалтинг».

Проверка показала, что эксплуатировать один из этих самолетов нельзя, однако за полугодовую аренду негодного воздушного судна «Ижавиа» платит 20,5 млн руб. Пикантная подробность заключалась в том, что «гендиректором ООО «АэроКонсалтинг» являлось лицо, которое в период с апреля 2019 года по февраль 2020 года одновременно занимало в АО «Ижавиа» должность директора по развитию», говорится в отчете ГКК УР.

По данным информационной системы СПАРК-Интерфакс, ООО «АэроКонсалтинг» зарегистрировано в Нижнем Новгороде, основной вид деятельности - перевозка пассажиров воздушным транспортом. Директором компании значится Валентина Нагорских, совладельцами являются Сергей Ершов и ООО «Аэроконсалтинг».

Выбор ливреи

Проверка, проведенная аудиторами ГКК УР, «свидетельствует о неэффективном управлении АО «Ижавиа», говорится в отчете. Финансово-хозяйственная деятельность принадлежащей государству компании характеризуется как «неудовлетворительная».

И это на удивление мягко сказано, поскольку ничего, кроме многомиллионных убытков, государственная компания «Ижавиа» не генерирует. Убытки эти - следствие ошибок «эффективных управленцев», на последствия эпидемии коронавируса их никак не спишешь. Компанию, над которой ставят свои эксперименты «эффективные управленцы», спасает бюджет республики. И, похоже, намерен спасать дальше, никаких выводов правительством республики по итогам работы принадлежащего ему АО «Ижавиа» в 2018-2019 годах сделано не было.

И, надо полагать, не будет сделано. Менеджменту компании власти республики по-прежнему доверяют, а тот оправдывает доверие, давая красивую картинку: цвета и дизайн ливреи единственного «Боинга» выбирали чуть ли не всей республикой. В новый год «Ижавиа» влетает на новом «Боинге», который скоро нечем будет заправлять, если бюджет не поможет.

Подпишитесь