Posted 25 февраля 2021, 10:32
Published 25 февраля 2021, 10:32
Modified 18 октября 2022, 05:37
Updated 18 октября 2022, 05:37
Еще несколько лет назад дети из Глазова имели все возможности и условия для занятий биатлоном - видом спорта, в Удмуртии особо почитаемым. В их распоряжении имелись лыжная база с теплыми раздевалками, оборудованная лыжная трасса, инвентарь и все необходимое для тренировок. Только официально на лыжной базе Глазова занимались биатлоном 60 юных спортсменов, а сколько людей использовало трассу, чтобы просто кататься…
Забрали у детей
«На базе тренировались более 60 детей, которые с огромным желанием занимаются биатлоном, несколько лет назад администрация города забрала лыжную базу и отдала коммерсантам, - говорит одна из мам спортсменов, - а они ее развалили, и лыжная база теперь стоит, как пугало. А дети сейчас ютятся в холодном складе размерами 2 метра на 10 метров. Выезжаем на соревнования и собираем деньги с родителей. Нужно подготовить трассу - помогают те, кто неравнодушен к спорту. Инвентарь родители покупают на свои средства! Нет никакой поддержки ни со стороны администрации города, ни со стороны республики. Биатлон держится только на энтузиазме тренеров».
Покупателем лыжной базы выступило ООО «Иж-Газ-Сервис», по данным информационной системы СПАРК-Интерфакс, зарегистрированное в Глазове и принадлежащее Сергею Чиркову (70% долей) и Андрею Вахрушеву (30% долей). Основной вид деятельности компании - розничная торговля в магазинах.
Участок земли с находящейся на нем лыжной базой ООО «Иж-Газ-Сервис» приобрело в 2017 году за 2,105 млн рублей. Получая дополнительные средства в городской бюджет, в администрации города, кажется, вовсе не задумывались о том, где будут заниматься биатлоном юные глазовские спортсмены. Как не задумывались и над дальнейшим развитием проданной территории: почти четыре года она никак не развивается, а бывшая база стоит заброшенной.
По информации портала «Город Глазов», существует только некая «концепция» развития этой территории, но с управлением архитектуры и градостроительства администрации Глазова она не согласована. Соответственно, нет и сроков реализации проекта, который подразумевает создание места семейного отдыха с зонами барбекю, детскими игровыми площадками и прочими прелестями.
Вместо трассы проезжая часть
А что же юные глазовские биатлонисты? А они теперь занимаются спортом на других лыжных трассах, из которых мало-мальски освещенной является только одна. При этом ни одна из трасс не сделана с соблюдением необходимых стандартов - сдать нормативы на них возможным не представляется. А где несоблюдение стандартов и норм - там опасность, поскольку речь идет о детском спорте.
«В правилах по проведению соревнований по лыжным гонкам есть определенные требования по перепаду высот на дистанции с учетом возрастной физиологии. Я многократно поднимал вопросы о несоответствии дистанции действующим правилам по лыжным гонкам»,- писал заслуженный тренер Удмуртской Республики Валентин Лимонов в 2011 году об этих трассах.
Зимой на лыжных трассах отсутствуют запрещающие знаки - мотогонщики и любители гонять на квадроциклах считают своим долгом кататься там, где тренируются дети. Летом юным спортсменам и вовсе негде заниматься - в роли лыжероллерной трассы для них выступает проезжая часть глазовских дорог. Ни о какой безопасности занятий глазовских детей биатлоном в этой ситуации говорить не приходится.
У юных биатлонистов есть еще возможность заниматься спортом в деревне Адам Глазовского района, где проходит множество соревнований. Однако трасса в Адаме строилась для профессиональных спортсменов, а не для детей. Как рассказал Udm-Info отец одной из юных лыжниц, именно на трассе в Адаме произошел инцидент: не сумев преодолеть слишком крутой поворот, юные спортсмены слетели с трассы - сколько было ушибов и синяков, никто не считал.
О трассе в деревне Адам представитель спорткомитета страны Зоя Болотова в 2011 году сказала, что «после прохождения этих трасс ни одна женщина не будет рожать». Она требовала существенного облегчения этой трассы, детские тренеры с ней соглашались, но «все участники соревнований - мужчины, женщины, дети всех возрастов идут по одной трассе 3 км и 5 км (2,6 км + 2,4 км) с большим подъемом протяженностью 600 метров.
«Все, даже девочки 10-12 лет должны подниматься по этому подъему на плохо смазанных лыжах с «отдачей»,- писал Валентин Лимонов.
Исключение бывает раз в году, когда город готовится в Лыжне России. В этот период трасса выглядит хорошо.
Спортсмены пропадают
Родители юных глазовских спортсменов переживают за своих детей.
«Нашим детям вообще негде проводить тренировки. Нет тренажерного зала, нет места, где бы можно было проводить силовые тренировки, дети занимаются в коридоре. Есть раздевалка, но её трудно назвать раздевалкой. Нет роллерной трассы, дети летом катаются за городом на проезжей части. Нет склада для хранения спортивного инвентаря, который стоит немаленьких денег», - рассказала Софья, мама одного из юных спортсменов.
Да что там тренироваться, юным спортсменам Глазова попросту негде сдавать нормы ГТО - нет соответствующего места. А если нет, то и о сдаче нормативов на спортивный разряд говорить не приходится.
«В ДЮСШ Глазовского района есть отделение лыжных гонок, юным лыжникам тоже надо где-то тренироваться и выполнять спортивные нормативы на разряд. Ввиду того, что сертифицированной трассы у ДЮСШ Глазовского района нет, спортивные разряды юным лыжникам не могут быть присвоены. На выполнение разрядов надо ехать в Ижевск, на поездку снова нужны деньги. Здание ДЮСШ не приспособлено для проведения лыжных соревнований, поэтому большинство соревнований организуются при Адамской средней школе, что нередко мешает учебному процессу», - пишет Валентин Лимонов.
Из-за отсутствия нормальных лыжных трасс и нужного интерьера у ребят слабая подготовка. Вероятность занять призовые места в республиканских или межрегиональных соревнованиях очень мала.
«Результаты, которые показывают на соревнованиях юные лыжники ДЮСШ, соответствуют постановке дел в лыжном спорте в ДЮСШ Глазовского района», - считает Лимонов.
Административное безразличие
Теперь жители Глазова сами, по своей инициативе, создают проекты лыжной базы. Один из городских энтузиастов нашел подходящую площадку, создал проект и даже нашел инвестора. Но в администрации Глазова проект сочли не особенно интересным. Тогда глазовчанин со своим проектом обратился в АО «Корпорация развития Удмуртии», но и там поддержки не получил. Проект развития этой территории существует и даже опубликован, но лыжная база на нем… отсутствует.
Куда-то пропал и проект освещенной трассы, созданный энтузиастами «северной столицы» Удмуртии, власти он совершенно не интересует. В Глазов приезжали знаменитые спортсмены - Максим Вылегжанин и не так давно ставший депутатом Госсовета Удмуртии Иван Черезов. С ними проекты также обсуждали, надеясь на помощь, но ее не последовало - заниматься биатлоном в Глазове детям по-прежнему негде.
«Есть инициативные люди, которых администрация не слушает. Жители предлагают проекты, идеи, пути решения, но чиновники игнорируют горожан. В администрации сотрудники делают вид, что разрабатывают проекты, тратят деньги, а потом ничего из этого не выходит. Мы теряем время, теряем спортсменов. Не видно желания чиновников заниматься этой проблемой», - рассказал один из общественников города.
Лыжную трассу им заменяют громкие заявления руководства Удмуртии о всемерной поддержке массового спорта, а базу - обещания чиновников что-то обязательно предпринять: чем богаты - тем и рады.