Posted 25 апреля 2019, 12:09

Published 25 апреля 2019, 12:09

Modified 17 октября 2022, 14:47

Updated 17 октября 2022, 14:47

Дорогое наследие

25 апреля 2019, 12:09
В Удмуртии более 300 объектов культурного наследия – как федерального, так и республиканского значения. Что происходит с ними, как они используются и реставрируются? Какова дальнейшая судьба Главного корпуса Ижевского оружейного завода?

Система охраны культурных памятников в России требует всестороннего анализа, а региональные власти недостаточно контролируют сохранность объектов культурного наследия. К таким выводам пришли аудиторы Счетной палаты РФ, проверившие использование субвенций федерального бюджета на охрану федеральных объектов культурного наследия (ОКН).

По данным Счетной палаты, не выполняется одна из основных задач стратегии государственной культурной политики – обеспечение сохранности наследия. Примеров тому хватает: в Ивановской области к риску утраты памятника группе старых большевиков привели ремонтные работы, а в Серпухове без всяких согласований на фундаменте заводского корпуса XVIII века построили многоэтажный дом.

В Удмуртии до таких казусов пока не доходило. Хотя риск частичной или полной утраты ОКН существует всегда, тем более, ключевого памятника – Главного корпуса Ижевского оружейного завода, передать который с федерального на региональный уровень решили только сейчас.

Этапные избы и «сталинки»

В Едином государственном реестре объектов культурного наследия, имеющих отношение к Удмуртии, значится больше 300 ОКН: больше 220 регионального и больше 80 – федерального значения.

Среди последних – 10 ансамблей, включая ансамбль строений Красной (Вознесенской) площади купеческого Сарапула, а также ижевские ансамбли: купеческих зданий на ул. Горького, городской больницы и «сталинских» домов на ул. Пушкинской постройки 1953-1959 годов.

Наибольше количество ОКН регионального значения сконцентрировано в Ижевске, следующий по числу памятников из городов Удмуртии – Сарапул, наименьшее количество ОКН регионального значения в Можге и Камбарке.

Среди районов Удмуртии лидируют по числу памятников Глазовский и Каракулинский районы (9 и 8 соответственно), в Граховском и еще нескольких районах по одному памятнику.

Что касается памятников федерального значения, то всего их в реестре значится 85. Из них больше 60 – это селища, городища и могильники, относящиеся к I-V вв. н.э., впрочем есть и более древние.

Среди остальных только ОКН федерального значения, расположенные не в городах – это здания этапной тюрьмы, расположенные в Сюмсинском и Игринском районах, по которым некогда проходил Сибирский тракт. Этапная изба есть и в Дебесах (ОКН регионального значения), и она ремонтировалась в 2016 году, как и другой памятник – Царь-дом купца Башенина в Сарапуле.

Оставшиеся ОКН федерального значения расположены в Воткинске, Сарапуле и Ижевске. В Воткинске статус ОКН федерального значения имеет дом, в котором в 1840 году родился композитор П.И.Чайковский, в Сарапуле их 5: дача купца Башенина, дом Корешева, дом Смагина, Пожарная каланча и Воскресенская церковь.

Столичных ОКН федерального значения в реестре 8. Это старейшие постройки столицы – Денежная кладовая завода (сейчас в ней музей «Ижмаша), дом Лятушевича, Александро-Невский собор и Арсенал, в котором располагается Нацмузей УР. К постройкам более позднего времени относятся дом Новикова в центре столицы и Школа им. Свободы, построенная в 1924-26 годах. Особняком среди ОКН федерального значения стоит Главный корпус Ижевского оружейного завода – многострадальный памятник архитектуры, договоренность о передаче которого в собственность республики достигнута только в начале 2019 года.

Во что обходятся ОКН?

Надзор за состоянием ОКН – как федерального, так и регионального значения – осуществляет созданное летом 2015 года Агентство по государственной охране культурного наследия УР. Его руководитель Юрий Перевощиков выделяет несколько проблем, связанных с охраной памятников.

Это низкие темпы работ по определению границ территорий ОКН, определение границ территорий существующих и выявленных объектов археологического наследия. А также высокая степень физической изношенности ОКН.

Ключевой же проблемой руководитель Агентства считает слабую вовлеченность объектов культурного наследия в сферу современных социально-культурных технологий, образовательно-просветительскую деятельность и индустрию туризма.

Что касается финансирования, то суммарно на охрану ОКН в 2017 году было выделено 6,150 млн рублей. В 2018 объем финансирования из республиканского бюджета предполагался в размере 0,597 млн рублей и федерального – 1,340 млн. Объемы финансирования, предусмотренные на 2019 год: 0,627 млн из регионального бюджета и 1,407 млн рублей – из федерального.

На что хватает этого финансирования, можно понять, узнав, что одна только научно-проектная документация по сохранению ОКН «Пожарная каланча, 1887 г.» в Сарапуле обошлась несколько лет назад в 1,415 млн рублей.

Собор, дом Лятушевича, ансамбль

В реестре ОКН регионального значения имеется несколько как интересных, так и проблемных памятников. К числу первых относится Свято-Михайловский собор в Ижевске, полностью разрушенный в 1937 году и восстановленный на том же месте (в том числе, на народные средства) в 2007-м.

Восстановление собора могло плохо отразиться на состоянии другого памятника регионального значения – братской могилы борцов за Советскую власть, похороненных в нескольких метрах от стены храма. В начале 2000-х, когда проводились строительные работы, могила была вскрыта, приведена в порядок и аккуратно вписана в ансамбль.

Среди обратных примеров стоит отметить состояние так называемого «Казенного дома, 1820г.» (ОКН федерального значения), известного как дома Захария Лятушевича, ижевского протоиерея, просветителя и поэта.

Предполагалось, что дом Лятушевича будет отремонтирован инвестором – компанией «УДС-строй», которая собиралась строить многоэтажный дом рядом со зданием Нацбиблиотеки УР и «Казенным домом».

Но в сентябре 2017 года на встрече с представителями Союза реставраторов владелец «УДС-строй» Алексей Чулкин заявил о том, что после встречи с главой УР Александром Бречаловым он отказался от проекта строительства жилого комплекса, параллельно сняв с себя обязательства по реставрации дома Лятушевича, в которой собирался вложить около 40 млн рублей.

Сейчас дом Лятушевича огорожен забором и находится в близком к аварийному состоянии. Появлялось сообщение о намерении Минкульта УР передать здание в пользование Центра современной драматургии и режиссуры Ижевска, но этот проект так и не был реализован.

Другим проблемным объектом регионального значения является так называемый «дом Пастухова» - одного из ижевских большевиков. Правда, сам этот дом, расположенный недалеко от бывшего ижевского Дворца пионеров, к Ивану Пастухову отношения не имеет – изба-пятистенок была построена в конце 1970-х и к реальному дому семьи Пастуховых, располагавшемуся в другом месте, отношения не имеет.

До начала 1990-х дом Пастухова, бывший филиалом Нацмузея УР, активно посещали пионерские делегации. После он оказался заброшен, охрана ОКН налажена не была, и в здании надолго обосновались бомжи. Деревянный дом несколько раз горел, но до сих пор его останки числятся ОКН регионального значения, а группа активистов ведет борьбу за его восстановление, впрочем, безуспешную.

К числу спорных ОКН можно отнести и так называемый Дом Килина, располагавшийся на ул. Советской в Ижевске. Арендованное здание было практически полностью снесено, создан новодел, и из памятников дом Килина не был исключен лишь потому, что сохранилась одна из его стен. Не сохранилась и часть строений ансамбля купеческих зданий второй половины XIX века в Ижевске – работы в некоторых домах, снесенных инвесторами почти до фундамента, продолжают находиться в этом состоянии и сегодня.

Несмотря на это, принадлежащие ансамблю здания активно продаются. В декабре 2018 года Минимущество УР выставило на продажу один из домов на ул. Горького постройки конца XIX века. Начальная цена продажи составляла 2,4 млн рублей. Изначально желающих приобрести здание не нашлось, сейчас в нем идут ремонтно-восстановительные работы.

Царь-дом, школа им. Свободы и главный корпус

Особое беспокойство вызывают ОКН регионального значения, расположенные в Сарапуле. В некогда богатом купеческом городе – самая большая в Удмуртии концентрация старых зданий, но большинство их находится в плачевном состоянии – у муниципалитета средств на реставрацию памятников нет, а инвесторы пока вкладывают средства в реставрацию неохотно.

Тем не менее, есть и положительные примеры. В 2016 году частным инвестором был отреставрирован Царь-дом купца Башенина – в одном из красивейших домов города на Каме располагается медицинский центр. К слову, дача Купца Башенина является памятником федерального значения, как и два других сарапульских дома – Смагина и Корешева.

Что касается ижевских ОКН федерального значения, то большинство их эксплуатируется до сих пор. В бывшем ижевском Арсенале располагается Нацмузей УР, в качестве музейного помещения используется Денежная кладовая завода (она же бывшая гауптвахта), не была профилирована и Школа им. Свободы.

Проблемными ОКН федерального значения в Удмуртии являются два – это уже упоминавшийся дом Лятушевича и Главный корпус Ижевского оружейного завода.

Забрать и восстановить

Главный корпус Ижевского оружейного завода – ключевой объект культурного наследия столицы Удмуртии – до 2019 года находился в федеральной собственности. Построенный в начале XIX века как первое в России многоэтажное производственное здание, он использовался в этом качестве до конца 1980-х годов, после чего стоял фактически заброшенным. Бывший владелец здания – «Ижмаш» (ныне Концерн «Калашников») не вкладывал значительных средств в содержание памятника, страдавшего от дождей и снега из-за местами обвалившейся крыши.

Многочисленные просьбы руководства Удмуртии передать здание в республиканскую собственность натыкались на бюрократические препятствия. В июле 2017 года в башне случился пожар, в результате которого рухнула колонна башни, иногда ошибочно именуемая «шпилем». Она не восстановлена до сих пор, как заявлял глава Удмуртии Александр Бречалов, восстановление колонны «не является приоритетом для бюджета республики, потому что это невыполнимо».

Тем не менее, к вопросу передачи и последующего использования здания власти неоднократно возвращались, связывая проекты с будущей «монетизацией». «Сам главный корпус – это огромные средства на реставрацию, на его содержание, там люди вряд ли что-то заработают», - заявил глава республики летом 2018 года.

Вопрос с передачей здания республике решился только в начале 2019 года.

«Сегодня достигнуто соглашение с Росимуществом о передаче здания в безвозмездную аренду республике», - заявил 11 апреля советник главы Удмуртии по вопросам развития городской среды Вячеслав Правдзинский.

По его словам, глава региона поручил Центру развития дизайна и городской среды УР разработать концепцию оживления Главного корпуса.

«В ближайшее время мы обработаем рекомендации историков, культурологов, представителей образования, предпринимателей, а затем разместим материалы для общего обсуждения. Далее работа над визуализацией архитектурной концепции и научными изысканиями, которые должны дать информацию о текущем состоянии здания и возможности размещения там различных сервисов в будущем», - сообщил советник главы региона.

Проектно-сметная документация для реконструкции Главного корпуса должна быть готова к середине 2020 года. Ее отсутствие не дает проекту возможности попасть в федеральную адресную целевую программу. Концепцию развития Главного корпуса подготовят до сентября 2019 года.

Подпишитесь