Posted 25 апреля 2020,, 14:44

Published 25 апреля 2020,, 14:44

Modified 18 октября 2022,, 05:20

Updated 18 октября 2022,, 05:20

Реакция с опозданием

25 апреля 2020, 14:44
Ровно месяц прошел с официального объявления российскими властями войны коронавирусной инфекции. 25 марта президент Владимир Путин выступил с обращением, с которого в регионах начались масштабные профилактические мероприятия против распространения COVID-19.

За этот месяц количество зараженных новой коронавирусной инфекцией в Удмуртии увеличилось почти в 100 раз. 25 марта в республике числилось двое зараженных, по данным на утро 25 апреля в Удмуртии было зарегистрировано 193 случая заражения коронавирусной инфекцией, из них 19 выздоровевших и 4 скончавшихся.

Резкий рост

До середины апреля от плохо контролируемого распространения коронавирусной инфекции Удмуртию спасало то, что мешало ей раньше – отсутствие международного аэропорта и удаленность от крупных магистралей. На экваторе периода (10 апреля) в республике числилось 11 подтвержденных случаев коронавирусной инфекции (трое больных к тому времени выздоровели), еще у шестерых коронавирус только подозревали. Средний прирост составлял меньше одного заразившегося в сутки, выявленные случаи были в основном «привозными» из-за границы или с ними связанные.

Резкий рост количества выявленных заболеваний произошел во второй половине месяца, тогда же выявились и основные источники коронавирусной инфекции в регионе. Первым стали приехавшие в регион из неблагополучных по коронавирусу регионов (двух столиц и Московской области) и вахтовики. Вторым, как это ни парадоксально, медицинское учреждение, а именно - ижевская городская больница №1 (ГКБ №1), «нулевым» пациентом которой оказался мужчина, приехавший в Ижевск из «северной столицы».

Днем, когда зарегистрировали наибольшее количество заразившихся коронавирусной инфекцией, стало 20 апреля – 45 случаев. Из них 17 были так или иначе связаны с ГКБ № 1. Из 137 зарегистрированных в регионе на 20 апреля случаев COVID-19 66 приходились на печально знаменитую городскую больницу, в которой на тот момент болели 44 пациента и 22 сотрудника.

До бунта

8 апреля запертыми на карантине в ижевской ГКБ № 1 оказались 135 пациентов и 79 сотрудников. Позже, когда количество заболевших в медицинском учреждении перевалило за 60, глава Удмуртии заявил, что «такой сценарий развития событий по 1-й ГКБ предполагался, именно поэтому мы там ввели режим карантина».

Но карантин помог инфекции не распространиться за пределы медицинского учреждения. Внутри же происходили удивительные вещи: рост заболеваемости среди персонала опережал рост заболеваемости среди пациентов.

Как сообщали источники Udm-info, связано это было с тем, что заразившиеся сотрудники медучреждения постоянно контактировали между собой, носители инфекции успевали заразить контактировавших с ними до того, как их тесты давали положительный результат и они изолировались. Пациенты же исключили практически все контакты между собой, источником инфекции для них могли быть только медики и персонал.

В 1-й ГКБ Ижевска в итоге дошло до открытых протестов пациентов. 22 апреля пациенты медицинского учреждения не из числа больных коронавирусной инфекцией выступили против содержания их в находящемся на карантине стационаре. Каждый из них к тому времени сдал по три отрицательных теста, однако отпускать их по домам администрация не собиралась, не давая при этом никаких пояснений.

«Нам сделали три пробы, все отрицательные. Если нужно, сделаем четвертую, мы ответственные, из палаты не выходим, но боимся заразиться, так как мы здоровые. Просим отпустить нас домой под подписку», - написала одна из пациенток.

По домам здоровых пациентов 1-й ГКБ развезли только после публикации в Udm-Info и коллективного обращения пациентов к главврачу. Всем отпущенным по домам пациентам выдали предписания об обязательной двухнедельной самоизоляции. Им, можно сказать, повезло, а скольким пациентам не повезло, и они успели заразиться коронавирусной инфекцией прямо в больнице, только потому, что их вовремя не отделили от источников инфекции?

Запоздалая фильтрация

Можно ли было избежать вспышки COVID-19, действительно ли власти прогнозировали такую ситуацию в медицинском учреждении, большой вопрос. Другой такой же вопрос, остающийся пока без ответа, вовремя ли власти Удмуртии ввели жесткую фильтрацию въезжающих на территорию республики из других регионов и включили режим обсервации, отправляя на обязательную самоизоляцию приезжающих из неблагополучных по коронавирусной инфекции регионов.

Кажется, с обсервацией все-таки запоздали. Отправлять на самоизоляцию всех приезжающих в Удмуртию из Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга, регионов особенно неблагополучных, начали только 13 апреля. Лиц, приехавших из этих регионов, обязали сообщать о себе на «горячую линию» управления Роспотребнадзора и проходить самоизоляцию на дому, вместе с ними режим самоизоляции должны соблюдать и те, кто проживает с приехавшими.

Принудительно изолировать всех приезжающих из столиц власти Удмуртии наверняка могли и значительно раньше, в самом начале апреля, но сил «перекрыть границы» у них явно не хватило, большую часть ресурсов власти бросили на обеспечение режима домашней самоизоляции в городах региона. Эти профилактические меры, разумеется, дали свои результаты, не будь их, количество зараженных наверняка было бы еще больше, но, как оказалось, куда важнее было отслеживать и жестко контролировать соблюдение режима самоизоляции приезжающими из столиц и вахтовиками.

С дисциплиной по части соблюдения карантинных мероприятий, как показала практика, у приезжающих в Удмуртию дела обстоят плохо. Сам же глава республики рассказывал о личностях, которые, чтобы избежать предписания о двухнедельном карантине, из поезда Москва – Ижевск вышли в Можге. А сколько таких отследить не успели? И успевают ли сейчас, если те едут в Удмуртию на автомобилях с номерами 18-го региона?

На плохом счету

Не эти ли запоздалые реакции и стали причиной недовольства действиями руководства Удмуртии федеральных властей? О республике как о «неблагополучном» по части борьбы с коронавирусом регионе министром здравоохранения было доложено Владимиру Путину. Глава республики энергично от претензий открещивался, объясняя их расхождениями в статистике. По словам Александра Бречалова, регион уже сейчас готовится к худшему сценарию развития событий, к 28 апреля будет полностью к нему готов. Однако в федеральном минздраве ошибки признавать не стали, да запоминается, как известно, последнее, а последним Владимир Путин слушал федерального министра.

Но усиленное давление на власти региона из-за ситуации с коронавирусом идет не только извне, но и изнутри республики. Очередное смягчение режима домашней самоизоляции (с 27 апреля начинают работать парикмахерские, косметические салоны, автошколы, ломбарды, микрофинансовые организации), можно считать ответом на нарастающее недовольство жителей. И запоздалым признанием того, что попытки слепо копировать столичные меры профилактики коронавируса в регионах эффекта не дают.

"