Posted 25 апреля 2021,, 07:42

Published 25 апреля 2021,, 07:42

Modified 18 октября 2022,, 05:36

Updated 18 октября 2022,, 05:36

Почему в Удмуртии дорогие детские сады?

Почему в Удмуртии дорогие детские сады?

25 апреля 2021, 07:42
Фото: Медиахолдинг1Mi
Президент Владимир Путин обратил внимание на высокую стоимость строительства детских садов в Удмуртии. «За этим нужно внимательно посмотреть», - сказал глава государства.

Президент возмутился разницей в стоимости строительства детских садов в регионах. По словам главы государства, его очень удивило то, что стоимость одного места в детском саду в Волгоградской области составляет 835,4 тыс. рублей, а в Удмуртии, которую глава государства отчего-то счел регионом, находящемся близко к Волгоградской области, 1,58 млн рублей, то есть, почти в два раза выше.

«Послушайте, где Волгоград, а где Удмуртия. Это недалеко друг от друга находятся субъекты федерации, совсем рядом, можно сказать. Поэтому странно, что такая разница. За этим нужно внимательно посмотреть», - сказал Владимир Путин.

По мнению президента, такая разница в стоимости объясняется отсутствием конкуренции на торгах: заявляются по одной компании, что и определяет высокую конечную стоимость новых мест в детских садах.

Объяснили причины

Удивительно, но глава Удмуртии Александр Бречалов никак не прокомментировал претензии Владимира Путина к стоимости новых мест в детских садах. За него это пришлось делать премьеру республиканского правительства Ярославу Семенову. Премьер практически подтвердил цифры, озвученные президентом.

Как сообщила пресс-служба главы и правительства Удмуртии, в общей сложности с 2019-2020 годах в регионе было введено в эксплуатацию 18 зданий детских дошкольных учреждений (в каждом от 80 до 220 мест), общее количество мест в новых детских садах - 1690. За два года на строительство детских садов было направлено 1,93 млрд рублей.

Как заявил премьер Ярослав Семенов, минимальная стоимость одного нового места в детских садах Удмуртии все равно была выше, чем в Волгоградской области - 933 тыс. рублей. Максимальная же - 1,33 млн рублей, была зафиксирована в Воткинске, где удорожание было связано с необходимостью строительства подпорной стенки.

Ярослав Семенов заявил, что все объекты строятся по документам, которые уже не раз применялись, они включены в реестр экономически эффективных. Разница в стоимости может определяться «привязкой» объекта к местности - стоимостью возведения фундамента и подключения объекта к сетям.

Жизненный цикл

Что же касается озвученной президентом цифры - 1,58 млн рублей, то она, по словам премьера Ярослава Семенова, реальная, но касается она только двух детских садов - в деревне Воегурт Балезинского района и в деревне Люкшудья Завьяловского района. Высокая стоимость этих объектов объясняется тем, что они будут реализованы в рамках «контрактов жизненного цикла», включающих в себя стоимость как проектно-изыскательских, так и строительно-монтажных работ.

«Сейчас максимальная стоимость одного ясельного места именно в этих яслях действительно составляет 1,57 млн руб., которые были озвучены на совещании. Но первое, что необходимо отметить, это то, что они рассчитаны на 50 мест, а уменьшение мест не прямо пропорционально уменьшению цены строительства. И второе, самое главное, — данная цена является условной и не окончательной, поскольку принцип контракта жизненного цикла (напомню, это новация с конца прошлого года, созданная для нацпроектов с целью оперативного их исполнения) заключается в том, что окончательная стоимость строительства в обязательном порядке корректируется по итогам прохождения государственной экспертизы, которая проводится в отношении как проекта, так и сметы строительства», - заявил премьер Ярослав Семенов.

При этом стоимость он назвал не окончательной, законодательством, по словам главы республиканского правительства, предусмотрено изменение цены в пределах 30%.

Всего же, по словам Семенова, в 2021 году будет построено 14 новых дошкольных учреждений на 1430 мест. Они обойдутся бюджету в 1,57 млрд рублей, по 13 детским садам (из 14) муниципальные контракты уже заключены.

Без снижения стоимости

Что касается контрактов на строительство детских садов, заключенных в Удмуртии в 2018-2020 годах, то выводы, сделанные президентом касательно отсутствия конкуренции на торгах в целом подтверждаются данными информационной системы СПАРК-Маркетинг.

Так, например, нежилое здание в Завьялово было выкуплено в самом конце 2018 года местным бюджетом у ООО «Дельта-Строй» как у единственного поставщика, контракт был заключен без проведения тендера за 56,549 млн рублей.

Контракт на строительство детского сада в Каракулино был заключен с зарегистрированным, по данным информационной системы СПАРК-Интерфакс, в Сарапуле ООО «Рест-Строй», бывшим единственным участником торгов, которые ожидаемо прошли без снижения стоимости. Стоимость контракта - 87,469 млн рублей.

Контракт на строительство детского сада в деревне Хохряки Завьяловского района, по данным системы СПАРК-Маркетинг, заключался с ООО «АСПЭК-Интерстрой» как с единственным участником торгов, которые, соответственно, прошли без снижения. Стоимость контракта, заключенного уже в этом году, составила 197,968 млн рублей.

Аналогично, без снижения, прошли и конкурсные процедуры, связанные со строительством детского сада на 220 мест в микрорайоне № 8 Восточного жилого района столицы Удмуртии. ООО «Аспэк-Интерстрой» было единственным участником торгов, стоимость контракта составила 215,222 млн рублей, при этом плановый срок исполнения контракта был продлен.

Контракт на строительство здания детского сада на 220 мест в микрорайоне № 7 Восточного жилого района Ижевска также был заключен с ООО «АСПЭК-Интерстрой», сумма контракта составила 208,153 млн рублей. При этом, как отмечает система СПАРК-Маркетинг, стоимость контракта повышалась, а фактическая оплата превысила цену контракта.

Та же компания была единственным участником торгов на строительство еще одного детсада в Ижевске (заказчик - МКУ «Горстрой). Торги прошли без снижения, стоимость контракта составила 210,105 млн рублей.

Анализ контрактов на строительство детских садов в Удмуртии дает понять, что в своих выводах относительно причин их сравнительно высокой стоимости президент Владимир Путин прав. Как правило, контракты заключаются с компаниями, являющимися единственными поставщиками и участниками процедур, снижения стоимости контрактов в результате конкуренции не происходит.

Какие выводы из этого сделают проверяющие и контрольные органы, которые не могут после слов президента не заинтересоваться ситуацией, остается только гадать. Но если учесть, что это далеко не единственные претензии к властям Удмуртии в части работы с контрактами, эти выводы могут быть крайне неприятными для региональных властей.

"