Posted 25 июня 2019, 12:50
Published 25 июня 2019, 12:50
Modified 17 октября 2022, 14:37
Updated 17 октября 2022, 14:37
В малых селах и деревнях больницы и ФАПы закрываются, врачей сокращают, чтобы оставшимся хоть как-то платить зарплаты. О бесплатной медицине мы уже давно забыли. Она как бы есть, но ее как бы нет... По оценке Высшей школы организации и управления здравоохранением, люди сегодня вынуждены оплачивать 40% медицинских услуг.
Но при общих тенденциях, тем не менее, у каждого региона есть свои особенности. «Новые Известия» решили разобраться, в каком регионе больше всего заботятся о здоровье населения, а где власти предлагают уповать на йод и подорожник.
Данный материал – первый из цикла аналитических статей, которые покажут, как обстоят дела с медициной по стране: кто лидер, а кто – аутсайдер*. Начать журналисты решили с Центрального федерального округа. Комментирует исследование правозащитник, кандидат исторических наук Ирина Канторович.
* В каждом разделе - два рейтинга: 5 регионов с лучшими и 5 регионов с худшими показателями. За попадание в ТОП лучших регионам начисляли поощрительные баллы (за первое место 5 баллов, за второе – 4 балла и т. д.). По такому же принципу за попадание в ТОП худших начисляли штрафные баллы. Итоговый результат – это разница поощрительных и штрафных баллов.
Деньги
Больше всего денег на медицину выделяют в Москве. 198,8 млрд рублей – внушительная сумма. Особенно на фоне Орловской области, где по итогам 2019 года расходы на здравоохранение должны составить 3,24 млрд рублей. Разница в 61 раз! Чтобы пазл из непохожих друг на друга регионов сложился в единую картину, мы посчитали, сколько денег выделяют власти региона на здравоохранение в расчёте на одного жителя. И неожиданно Москва теряет своё лидерство, уступив Воронежской области. Но и небогатые Курская и Костромская области тоже не сильно отстают.
А вот жители в пятёрке скупых на медицину регионов могут только мечтать о таком уровне финансирования медицины. Однако, как всем хорошо известно, большие расходы у нас вовсе не означают их эффективность. При желании деньги улетают в трубу с завидной лёгкостью. Если жителей в регионе немного, то даже высокие удельные расходы не могут быть залогом стабильности. Вот несколько ярких примеров, подтверждающих это.
В Воронежской области висит на волоске судьба Сомовской больницы, специализирующейся на лечении позвоночника и спинного мозга. План по количеству пациентов сокращают, вместе с ним сокращают финансирование, а теперь и вовсе заговорили о закрытии уникального медцентра. В Костромской области высокий уровень бюджетных расходов, но масса проблем на муниципальном уровне: на весь Чухломской район с населением в 10 тыс. человек - лишь одна бригада скорой помощи, а путь до больниц в Галиче или Костроме занимает от 2 до 6 часов. И контроль за деятельностью страховых компаний подкачал: медики Волгореченской ЦРБ жалуются на то, что страховщики за каждый вызов скорой раньше недоплачивали по 93,87 руб, а теперь - по 363,75 руб. В итоге больница задолжала персоналу более 4,5 млн рублей.
«Исполнение майских указов по зарплате ведет к тому, что врачи вскоре будут лечить только словом... Кое-где в премии направляется навскидку более 50% всех выделенных учреждению денег. Так, например, по свидетельству замминистра здравоохранения Татарстана А. Гарипова, во многих лечебно-профилактических учреждениях региона более 80% уходят на зарплату, а деньги на лекарства, оборудование практически не тратятся. Главные врачи в разных регионах продолжают закрывать отделения, сокращать штаты и «мудрить» со стимулирующими выплатами… И несмотря на все титанические усилия, начиная со II квартала этого года реальные доходы медиков заметно упали». Главврачи только говорят, что их действия обусловлены необходимостью выполнения майских указов. На самом деле они руководствуются задачей роста экономии денег любыми средствами, чтобы перевести экономию в премии отдельных сотрудников».
Ирина Канторович, правозащитник, кандидат исторических наук.
Реформы и больницы
В 2014 году началась большая реформа в системе здравоохранения: старые принципы были признаны неэффективными. Наши чиновники обратили взор на Запад и пришли к выводу, что у нас слишком много больниц и поликлиник, люди лежат в них слишком долго, а вот современного оборудования маловато. Коечный фонд по плану должен был сократиться на треть, а пребывание в стационаре – в 3 раза. Не умираешь на пороге – иди домой лечиться. Региональные власти взяли под козырёк, и пошли исполнять. В итоге уже через три года в большинстве регионов сократилось количество больниц. Люди часто вынуждены тратить по полдня только на дорогу до медучреждения.
Московской области ещё можно «простить» потерю 7 больниц – в регионе в 2014 году насчитывалось 193 больницы (потеря на 3,5%). Да и в Москве конец света не настал: сокращение коснулось 8% больниц. Но власти Владимирской и Рязанской областей, в стремлении порадовать начальство в Кремле, разом уничтожили в своих регионах почти каждую пятую больницу.
«Примеры управленческих решений, направленных на «экономию» и ущемляющих интересы потребителей госуслуг, исчисляются по всей стране сотнями тысяч, причем их цинизм и явный антисоциальный характер с годами растут...»
«Все эти реформы спровоцировали непродуманные прекраснодушные законы, которые были направлены на то, чтобы максимально использовать потенциал каждого отдельного бюджетного учреждения, но привели на практике к постоянному уменьшению реально предоставляемых этим учреждением госуслуг. Как так вышло? Государство ежегодно выделяет каждому бюджетному учреждению деньги. Раньше, если в конце года часть денег оставалась, учреждение возвращало их государству. В 2010 году был принят федеральный закон, по которому учреждение оставляет сэкономленные деньги себе: Часть 17 ст. 30 83 ФЗ от 08.05.2010. Далее уже региональные законы предписывают, как распоряжаться сэкономленными деньгами. Данные законы спровоцировали руководителей бюджетных учреждений всех уровней на принятие управленческих решений, направленных на увеличение экономии бюджетных средств. Примеры управленческих решений, направленных на «экономию» и ущемляющих интересы потребителей госуслуг, исчисляются по всей стране сотнями тысяч, причем их цинизм и явный антисоциальный характер с годами растут. Люди перестали верить властям, занимающимся «оптимизацией», увидели ложь их уверений в том, что «оптимизация» проводится в интересах граждан и начали устраивать акции социального протеста».
Ирина Канторович, правозащитник, кандидат исторических наук.
Зарплаты и врачи
Хорошую медицинскую помощь куда сложнее получить, если у врачей мизерные зарплаты. Эпоха романтики и энтузиазма осталась в 60-х годах прошлого века и книгах братьев Стругацких. Сейчас именно деньги создают необходимую конкуренцию за рабочие места, выявляющую лучших специалистов. Ситуацию должны были исправить майские указы Владимира Путина от 2012 года, согласно которым, к 2018 году средние зарплаты врачей должны быть не ниже средних по региону. Но вот на дворе 2019 год, а Счётная палата говорит, что в 60% регионов зарплаты врачей не выросли, а в 50 из 85 российских регионов не соответствует планам зарплата среднего и младшего персонала. На какие только ухищрения не пошли власти и руководители медучреждений.
Не нравится? Увольняйся! Так отвечало руководство тем, кто пытался возмущаться. Росстат даже ввёл новый показатель – «средний доход от трудовой деятельности». В отличие от средней по региону зарплаты, он учитывает ещё и теневые доходы, которые практически невозможно достоверно установить. Стоит ли удивляться тому, что новый показатель оказался ниже традиционной зарплаты. НИ сравнили зарплаты врачей со средними по региону так, как это было изначально задумано еще до манипуляций ведомства. Врачи должны получать вдвое больше средней зарплаты по региону, а средний медперсонал – просто не меньше средней. Что же получилось на деле? Результаты впечатляют.
Не ожидали увидеть Москву и Московскую область в топе проваливших майские указы? Но против цифр не попрёшь. Правда, чтобы быть здоровеньким, спешить переезжать из столицы в Курскую область пока рано. Разница в абсолютных цифрах слишком велика. В Москве врачи в среднем зарабатывают по 139 тыс. рублей в месяц, а в Курской области – 54,4 тыс. рублей. И это вместе со всеми натяжками, нагрузкой с утра до ночи, и с учётом зарплат руководящего состава, которые могут очень сильно влиять на итоговую картину. Зарплаты же среднего медицинского персонала ни в одной из рассматриваемых областей не дотягивают до средних по региону.
Низкие зарплаты медперсонала часто выливаются и в недостаточную обеспеченность врачами, и в недостаточную квалификацию имеющихся. Например, в июне этого года в городе Алексеевка Белгородской области в больницу был доставлен подросток с ожогами 70% тела. Провести операцию, необходимую в первые 6 часов, в районной больнице невозможно, и врачи даже не увидели смысла куда-то переводить пострадавшего, оставив "ждать пока умрет".
«Сейчас совершенно законно работникам одной должности и одной нагрузки одного и того же БЮДЖЕТНОГО учреждения можно платить зарплату с разницей в разы...»
«В Уинской районной больнице Пермского края «одна педиатр со стажем получала по ведомости при полной загрузке 10 тысяч рублей, а другая – 80 тысяч рублей». Чиновники Минтруда, которым я рассказала про эту разницу в зарплатах, подтвердили, что все законно: «Ведь не просто так им заплатили, а в соответствии с Положением о премировании». То есть, по их мнению, базовые должностные оклады Правительству устанавливать «не целесообразно» (есть их официальный ответ). А практика зарплат сотрудника одной должности и одной нагрузки с разницей в разы и даже десятки раз в одном и том же учреждении – не повод менять существующий порядок назначения зарплат. Основная причина низких зарплат большинства врачей и других бюджетников – то, что уже более пяти лет Правительство РФ не осуществляет свои полномочия (п. 2 ст. 133 Трудового Кодекса) и не устанавливает базовые должностные оклады, которые должны были прийти на место Единой тарифной сетки, ликвидированной в 2011 году. В этом виновато Минтруда, не разработавшее этот документ. Сейчас базовые должностные оклады незаконно назначают региональные власти. При этом установление региональными властями базовых должностных окладов квалифицированным работникам ниже МРОТ противоречит здравому смыслу и мировой практике».
Ирина Канторович, правозащитник, кандидат исторических наук.
Результаты
Для чего нужна хорошая медицина? Чтобы люди не болели и долго жили. Поэтому один из важнейших показателей – смертность. Чтобы расставить все точки на «i», мы сравнили число жителей с количеством смертей в регионах, и получили количество умерших на тысячу жителей.
Сокращение больниц, невыполнение майских указов – это всё, оказывается, и про Москву. Другое дело, что почти 200 млрд рублей, выделенных на здравоохранение, и неплохие зарплаты все это как-то ретушируют. Можно предположить, что низкая смертность в Москве – это не столько результат хорошей медицины, сколько - приезда молодёжи. Как уже писали НИ, в одних регионах живёт и работает молодёжь, а в других старики остаются умирать.
«Всеобщая «экономия» приводит к разрушению госструктур, росту смертности, падению доступности медицины...»
«Достаточно сравнить перечень лекарств, которыми оснащались «Скорые» до 2010 года, и современный перечень, чтобы увидеть запредельный цинизм управленческих решений, не останавливающихся даже перед провоцированием смерти пациента из-за сокращения бюджетных трат. Пока не отыграют назад закон (Часть 17 ст. 30 83-ФЗ), дающий право бюджетным учреждениям оставлять себе сэкономленные по итогам года средства и расходовать их потом в соответствии с установленными регионом правилами (в Москве эти средства можно направлять на премии), сокращение госуслуг не остановить. Этот закон рассчитан на совестливого, практически святого руководителя, способного выдержать искушение огромными деньгами: направлять их в дело, тогда как параллельно все сэкономленное совершенно законно можно начислить в премии «приближенных» сотрудников. Если такие люди и были в руководстве, их учредитель давно убрал с руководящих постов. Издольщину, совершенно не доказуемую документально, но легко осуществимую на практике, никто не отменял».
Ирина Канторович, правозащитник, кандидат исторических наук.
ИТОГ
Идеальных регионов не существует. Везде свои перекосы. Где-то планируют выделить деньги, но не выделяют, где-то «оптимизируют» так рьяно, что закрывают все больницы подряд, где-то сталкиваются с таким острым дефицитом лекарств, что не обойтись без обращения к президенту. Однако и в таких условиях можно разглядеть тех, кто как-то хоть как-то пытается что-то исправить, и тех, кто, наоборот, только усугубляет ситуацию с медициной в стране.
Фаворитом итогового рейтинга стала Воронежская область. Бюджет у региона небольшой, но там стараются не урезать финансирование здравоохранения и поддерживать доступность больниц. И результат налицо: регион вошел в ТОП с самой низкой смертностью. В аутсайдеры же, помимо Брянской, Тверской и Владимирской областей, которые заняли низшие строчки рейтинга, можно записать Москву и Московскую область. С их финансовыми ресурсами быть не лидерами, а просто середняками – это уже проигрыш.