Posted 26 февраля 2021, 04:39

Published 26 февраля 2021, 04:39

Modified 18 октября 2022, 05:37

Updated 18 октября 2022, 05:37

Дорожники Удмуртии идут на распродажу

Дорожники Удмуртии идут на распродажу

26 февраля 2021, 04:39
Фото: Медиахолдинг1Mi.
Предстоящая продажа объединенных дорожных предприятий Удмуртии вызывает все больше вопросов. Главный: в чьих интересах АО «Удмуртавтодор» и АО «ДП «Ижевское» доводили до нынешнего финансового состояния?

Тратятся бюджетные средства

Принадлежащее правительству Удмуртии дорожное предприятие - АО «Удмуртавтодор» - усиленно готовят к продаже. На ближайшей сессии депутаты Госсовета дадут (или не дадут, что вряд ли) добро на приватизацию актива. Как вполне официально заявил министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Алексей Горбачев, переход предприятия в частную собственность даст ему больше возможностей для использования мер господдержки и преференций.

По мнению министра, которое он озвучил на заседании бюджетной комиссии республиканского парламента, приватизация «Удмуртавтодора» также будет способствовать его участию в конкурсных процедурах, что позволит ему получать прибыль и сократить кассовые разрывы. После продажи «Удмуртавтодор», по словам Алексея Горбачева, продолжит работать в рамках уже заключенных контрактов, а бюджет региона получит от продажи предприятия средства, которые потратит на дорожное строительство, а также «снимет с себя обязательства по содержанию и покрытию убытков предприятия, на которые тратятся бюджетные средства».

Со слов главы миндортранса, сегодня «Удмуртавтодор» - это прямо какая-то непосильная обуза для бюджета. И действительно, если исходить из отчетности компании, это действительно так: 2019 год «Удмуртавтодор» отработал почти «в ноль», убыток 2018 года составил 399,131 млн рублей, а убыток 2017 года, в котором к управлению предприятием пришли представители #КомандыУдмуртии, - 58,163 млн рублей.

Для сравнения, в 2015 и 2016 годах, когда «Удмуртавтодором» руководила команда осужденного за взятки экс-главы Удмуртии Александра Соловьева, о бедственном положении предприятия даже не заикались: 2015 год «Удмуртавтодор» отработал с прибылью 30,806 млн рублей, 2016 год - с прибылью 44,284 млн рублей.

Есть вопросы

До нынешнего плачевного финансового состояния «Удмуртавтодор» довели именно управленцы, приведенные #КомандойУдмуртии. Но вопросов к тому же экс-советнику премьера Ярослава Семенова, а впоследствии директору «Удмуртавтодора» Михаилу Хренову, у властей региона нет. Глава миндортранса республики Алексей Горбачев, настаивая на продаже актива, не обмолвился о причинах убыточности «Удмуртавтодора», а депутаты вопросов не задавали.

Похоже, не задавали они вопросов и по поводу судьбы другого «флагмана» дорожной отрасли республики - АО «ДП «Ижевское». О ней министр заговорил сам, и такое, что многие были удивлены. Оказалось, что «ДП «Ижевское»… уже присоединили к «Удмуртавтодору».

«Объединение УАД и ДПИ прошло. Договор оценки дорожного предприятия планируется заключить до конца марта 2021 года», - заявил Алексей Горбачев.

Но продолжать тему не стал, так и не ответив, располагает ли министерство оценкой стоимости предприятия и документальным подтверждением прошедшего объединения.

По данным «СПАРК-Интерфакс», АО «ДП «Ижевское» по-прежнему является непубличным акционерным обществом, вот только информации о его настоящих владельцах система не содержит. Отмечая, впрочем, «значительный рост исков к компании» и «имеющиеся сообщения о признаках банкротства» - таких дел в Арбитражном суде Удмуртии насчитывается 6. В общей сложности в судах рассматривается 38 дел, по которым АО «ДП «Ижевское» выступает ответчиком, суммарная «стоимость» дел составляет 121,134 млн рублей.

Работа в убыток

По данным информационной системы «Интерфакс-Маркер», в общей сложности АО «ДП «Ижевское» заключило в прошлом году 34 контракта, наибольшее количество - 5 - с МКУ «УКС Города Глазова», еще по 4 - с администрацией Увинского района и Управтодором». В 24 случаях из 36 контракт с компанией заключался как с единственным поставщиком, в 27 случаях торги прошли без снижения. Девять контрактов были завершены позже срока, заключение четырех контрактов сопровождалось жалобами в антимонопольный орган - ФАС.

Четыре контракта из 36, заключенных с АО «ДП «Ижевское» в прошлом году, были расторгнуты по соглашению сторон. Так, контракт на строительство дорог в Кезском районе Удмуртии с «Управтодором» был расторгнут по соглашению сторон через полгода после начала исполнения. Аналогичным образом был расторгнут и контракт на ремонт дорог в поселке Балезино. Стоимость контракта составляла 47,076 млн рублей, причем контракт был заключен не по цене заявки исполнителя, а его стоимость повышалась.

Не был до конца выполнен и еще один контракт с «Управтодором» на 62,271 млн рублей (ремонт дорог в Кезском районе), его также вынужденно расторгли через полгода.

МКУ Ижевска СБИДХ также расторгло контракт с компанией на 6,980 млн рублей (ремонт дорог в Ижевске).

Впрочем, никак нельзя сказать, что в 2020 году АО «ДП «Ижевское» оставалось без работы. Суммарная стоимость контрактов, заключенных в прошлом году компанией, почти 700 млн рублей, при этом в январе-марте 2020 года компания работала с убытком, как и в предшествующие годы: в 2019 году суммарные убытки АО «ДП «Ижевское» составили, по данным информационной системы «СПАРК-Интерфакс», 292,533 млн рублей, а в 2018 году - 215,334 млн рублей. До этого компания работала исключительно с прибылью: в 2017 году - 6,739 млн рублей, в 2016 году - 114,570 млн рублей, годом раньше - 68,235 млн рублей.

На распродажу

Кредиторская задолженность АО «ДП «Ижевское» составляла по итогам 2019 года 1,337 млрд рублей, 1,477 млрд рублей составляла задолженность «Удмуртавтодора». Как изменилась кредиторка дорожных активов по итогам 2020 года, точных данных нет, но, судя по словам министра Алексея Горбачева, кредиторская задолженность «Удмуртавтодора» - около 1 млрд. Что же касается АО ДП «Ижевское», то она, по некоторым данным, может подбираться к 2 млрд рублей.

Учитывая это, слова главы миндортранса о необходимости продажи дорожных активов, пока они не стали банкротами, выглядят оправданием: то ли неспособности эффективно управлять собственностью, то ли намеренным доведением дорожных активов до финансовой ручки. Как бы то ни было, те, кто довели дорожные предприятия до такого состояния, известны. И не они ли выступят покупателями дорожных предприятий Удмуртии, сильно подешевевших с тех пор, как ими управляет #КомандаУдмуртии?

Подпишитесь