Posted 26 апреля 2020,, 13:03

Published 26 апреля 2020,, 13:03

Modified 18 октября 2022,, 05:20

Updated 18 октября 2022,, 05:20

Где в России малому бизнесу жить хорошо? Спойлер: нигде

Где в России малому бизнесу жить хорошо? Спойлер: нигде

26 апреля 2020, 13:03
Фото: Медиахолдинг1Mi
Малый и средний бизнес в стране терпит бедствие. Если крупные предприятия могут получить до 6% субсидий по кредитам и, главное, договориться с властями о продолжении работы, то малые предприятия вынуждены подчиниться требованиям и остановить свою деятельность, при этом выплачивая аренду и зарплату сотрудникам.

Все объявленные меры поддержки – снижение платежей в соцфонды, отсрочка по налогам и кредиты на зарплаты в пределах МРОТ - не отвечают на основной вопрос: где взять деньги. Ведь по кредитам и отсроченным налогам все равно придет пора платить. Многие фирмы уже уходят с рынка, не оттягивая неизбежный крах. В марте 2020 года закрылись 67 тысяч ИП – на 77% больше, чем в марте прошлого года. Количество вновь открытых ИП меньше на 13,4%. После карантина такую армию безработных не смогут трудоустроить крупные предприятия.

Рейтинг щедрых и скупых на поддержку МСП регионов составили «Новые Известия».

Про поддержку малого бизнеса в стране говорится давно. Существуют специальные институты поддержки: «Корпорация МСП» и «Банк МСП». Но где же результат их работы? Доля МСП в экономике России никак не поднимается выше 20%, а число компаний стабильно уменьшается. Еще годом ранее в стране было 6 141 283 предприятия, а теперь осталось 5 979 899. Из этого числа 96% – это микропредприятия, которые создают минимум продукции и рабочих мест. «НИ» разбирались с экспертами, работают ли объявленные меры поддержки, что на деле нужно бизнесу, и все ли регионы хорошо поддерживают предпринимателей.

Скупые и щедрые

Во всех регионах России есть свои программы поддержки малого и среднего бизнеса с региональным финансированием. Сколько же каждый регион в среднем тратит на одну компанию из сектора МСП?

*Как считали:

Данные о расходах на поддержку МСП взяты из приложений к бюджетам регионов РФ на 2020 год по статье «Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства». Эта сумма делилась на число малых и средних предприятий в субъекте по данным ФНС на 10.04.2020 г. Если отсутствовала такой подпрограмма, данные были взяты из иных госпрограмм, обеспечивающих поддержку МСП. В рейтинге нет Москвы.

С регионами Севера и Дальнего Востока все понятно: денег от добычи ископаемых в бюджете хватает, а предпринимателей – немного. Любая деятельность там связана с большими рисками: населения мало, бизнесам просто может не хватать спроса. Республика Алтай, Карелия, Адыгея, Псковская область и ЕАО приятно удивляют: регионы небогатые, но на поддержку МСП средства нашли. Впрочем, факт выделения средств еще не означает, что их легко может получить любой желающий.

Рейтинг «скупердяев» куда больше интересен. Реально бедный регион здесь лишь один – Марий Эл. Остальные, судя по всему, просто не считают нужным помогать малому и среднему бизнесу.

Взять Санкт-Петербург. Здесь 364,5 тыс. малых и средних предприятий, но и доходы бюджетане маленькие – 675 млрд рублей. При этом на сектор МСП идет лишь 0,05% бюджета. Сравните: в республике Алтай на эти цели выделяется 1,4% бюджета.

Почему МСП не спасет федеральная «поддержка»

Эксперты, опрошенные «НИ», вообще сомневаются, что эффективная поддержка МСП существует и на федеральном уровне.

По словам независимого аналитика Дмитрия Милина, поддержка малого и среднего бизнеса в основном декларативная, а в регионах преференции если и есть, то их получает аффилированный с чиновниками бизнес.

Тарас Черевко, к.ф.н, доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, также считает, что поддержка МСП не эффективна. Она есть, но больше является декларативной. Осуществляется в крайне ограниченном объеме. А самый «выдающийся» тип поддержки, по его словам, это льготные кредиты под 6,5% и налоговые льготы по соцвзносам для IT компаний. Кредит по сниженной ставке получить практически невозможно из-за невероятной сложности самого процесса. Количество необходимых бумаг и скорость принятия решения не позволяют большинству предпринимателей финансировать бизнес таким образом. Именно поэтому лишь чуть более 2% бизнесов получили такой кредит. Сниженные почти вдвое социальные взносы вроде бы хорошее подспорье для повышения эффективности IT компаний. Однако эта мера распространяется не на новый, недавно открытый бизнес, которому особенно тяжело в самом начале своего развития, а на компании с численностью сотрудников более 7 человек по итогам первых 9 месяцев года. Обычно на такой уровень компании выходят на 2-3 год работы, когда главные проблемы уже преодолены и снижение налогов не играет большой роли.

Также эксперты считают, что большая часть мер остались на бумаге и представляют собой малополезные конструкторы сайтов, вебинары и тренинги.

Мало посмотреть сайты государственных порталов, совсем другое дело – преодолеть все бюрократические препоны и получить помощь. Так и сейчас: попасть в число пострадавших от коронавируса предприятий очень сложно по формальным причинам (многие предприниматели в уставные документы записывают несколько видов деятельности), а механизм предоставления беспроцентных кредитов и вовсе оказался почти нерабочим.

17 апреля глава ЦБ Эльвира Набиуллина сама рассказала, что одобряется лишь 30% заявок (сложно подтвердить ущерб, нанесенный пандемией), к середине апреля объем выданных кредитов составил всего 1,1 млрд рублей при плане на месяц в 20 млрд.

Даже до пандемии и нового экономического кризиса отсутствие развития малого бизнеса свидетельствует лишь об одном: власть свернула куда-то не туда и предлагает не то, что на самом деле необходимо. По мнению экспертов, рецепт создания условия для успешного бизнеса в общем-то несложен.

Получается, что если малому бизнесу просто дать дышать полной грудью и не терзать налогами хотя бы первые несколько лет, то он может работать и даже преодолевать довольно трудные времена.

Снижение социальных взносов с 30% до 15% выглядит впечатляюще, однако на деле итоговая разница в отчислениях далеко не двукратная. И чем меньше зарплаты, тем меньше стимулирующий эффект. Эта мера могла бы стать поддержкой в будущем, когда все наладится и будет актуально при повышении зарплат, но сегодня малому и среднему бизнесу требуются другие экстренные меры поддержки.

Вот и выходит, по мнению экспертов, что поддержка МСП очень выборочна, зачастую существует лишь на бумаге и провоцирует коррупцию. И ни один чиновник еще не предложил то, что предлагают эксперты и просят предприниматели – не мешать работать. Если это решение власти не примут в ближайшее время, то потом делать что-то будет уже поздно. Смерть МСП в стране имеющаяся «господдержка» вполне простимулирует.

"