Posted 27 февраля 2020, 13:19
Published 27 февраля 2020, 13:19
Modified 17 октября 2022, 14:47
Updated 17 октября 2022, 14:47
Распродавая остатки имевшегося у него имущества, Ижевск с плохо скрываемой радостью чиновников избавляется и от нагрузки на «социальные» статьи дефицитного городского бюджета. В конце февраля депутатов гордумы столицы убедили передать на республиканский уровень сразу три ижевских лицея, причем лучших - лицей №14, лицей №41 и экономико-математический лицей № 29. Эти учебные заведения вошли в число 110 образовательных организаций, ставших опорными школами Российской академии наук (РАН).
Отдать и забыть
Звучит, конечно, впечатляюще – опорные школы самой академии наук! Как под таким соусом не передать их республике, тем более, избавив и без того скудный городской бюджет от лишней финансовой нагрузки?
«Целью проекта базовых школ является создание максимально благоприятных условий для выявления и обучения талантливых детей, их реализация для построения успешной карьеры в области науки и высоких технологий. Участники базовых школ РАН получают новые возможности осваивать современные методы научных исследований, самостоятельно получать научные знания, проводить поисковые работы и работать в школьных научных сообществах под руководством известных ученых», - уверяла депутатов начальник управления образования администрации Ижевска Наталья Гвоздкова.
Депутаты, конечно, сомневались в целесообразности такой ничем не мотивированной передачи школ республике. Тем более что действительно весомых причин для передачи учебных заведений инициаторы им не назвали.
Глава Ижевска Олег Бекмеметьев упирал на «новый уровень», на который выйдут лицеи после передачи:
«Передавая школы на региональный уровень, мы поднимаем наши школы на более высокий качественный уровень. Наша задача – еще в большей степени довести информацию до горожан о тех возможностях, которые появляются у нас. В том, что трудовые коллективы, которые смогли вывести школы на высокий уровень, продолжат образовательный процесс, у меня лично сомнений нет».
Депутаты сомневались, но в итоге все-таки согласились, проголосовав соответствующим образом, то ли поверив, то ли просто махнув рукой: в скором времени уходящему на заслуженный отдых нынешнему составу гордумы, похоже, уже все равно, за что голосовать.
Простая схема
Проект, если не вдаваться в подробности, действительно выглядит привлекательно. Если не начинать считать деньги. Министр образования Светлана Болотникова, приехавшая склонять депутатов к решению о передаче лицеев, заявила, что они могут рассчитывать на финансовую поддержку РАН в сумме до 5 млн рублей. Это деньги на развитие материально-технической базы лицеев, повышение квалификации педагогов и сотрудничество с лучшими преподавателями страны.
Но, во-первых, стоит обратить внимание на формулировку: «могут рассчитывать» не значит, что будут рассчитывать. А во-вторых, деньги эти школы если и увидят, то себе явно не оставят, и большая их часть осядет в итоге в Москве в виде платы за матчасть и услуги педагогов.
Как пояснил Udm-Info на условиях анонимности педагог одного из передаваемых республике лицеев, интерес инициаторов российского проекта создания опорных школ именно в освоении выделяемых средств.
«Администрации школ не будут самостоятельны в расходовании этих денег. Обычная схема: им настоятельно рекомендуют, как именно тратить эти деньги, в каких конкурсах и торгах участвовать, с какими структурами заключать договоры на поставки и с какими «светилами» науки заключать соглашения. Рекомендуют так, что отказаться нельзя, иначе в следующий раз не выделят ни копейки. Что дальше происходит с этими деньгами, в чьих карманах они оседают, догадаться не трудно», - сказал Udm-Info преподаватель лицея.
«Оптимизация контингента»
В минобразе Удмуртии ни о каких схемах, понятно, не говорят. По словам министра Светланы Болотниковой, решение о создании базовых школ РАН в регионах «можно назвать одним из шагов со стороны федерации по обеспечению технологического прорыва и подготовки научных кадров».
«В школах появятся максимально благоприятные условия для выявления и обучения талантливых детей, их ориентации на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий. Базовые школы РАН станут центрами дополнительного образования и внешкольной работы, будут сотрудничать с местными университетами и предприятиями», - заявила министр.
В этом дежурном заявлении обращает на себя внимание одно обстоятельство. Если ученики опорных школ РАН получают условия для «построения успешной карьеры», то выходит так, что ученики остальных школ их лишены. Трактовать слова министра образования как-то иначе не получается. Тем более что один из инициаторов создания опорных школ в регионах президент РАН Александр Сергеев считает, что современные школы работают с «неоптимизированным контингентом», а разделение детей на одаренных и не очень одаренных будто бы позволит эффективнее готовить будущих ученых.
На то же самое в интервью «Новым известиям» обращала внимание известный эксперт Людмила Петрановская.
«Красивых слов может быть много, но, боюсь, эта инициатива просто сбрасывает любые обязательства перед населением и сворачивает систему всеобщего достойного среднего образования. Какой-то процент школ будет финансироваться прилично, и там будут учиться дети элиты и некоторый процент одаренных детей — «оптимизированный контингент». А все остальные школы будут пущены на самотек, и там все будет по минимуму. На любой возмущенный возглас со стороны родителей будут отвечать, что у ваших детей нет знаний просто потому, что они не хотят учиться.
Не смущает
Смущает ли минобраз Удмуртии и лично Светлану Болотникову разделение «неоптимизированного контингента» на тех, кому стоит помогать в построении успешной карьеры, и всех остальных? Похоже, что нисколько не смущает. Как не смущает чиновников, ответственных за здравоохранение, «оптимизация» в подконтрольной им сфере: есть деньги – лечись платно, нет – ступай в нежные объятия «бесплатной» медицины.
Как и в случае со здравоохранением на первом плане – деньги.
«Все это окончательно превратит обыкновенные средние школы в бесполезное детохранилище. Школы в большинстве своем и сейчас уже не удовлетворяют потребности детей в современном образовании, просто пытаются скучные устаревшие программы и методики впихнуть в детей посредством воплей и угроз. Сортировка еще больше снизит планку», - говорит Людмила Петрановская.
И не только сортировка. Создание в Ижевске трех опорных школ РАН из лицеев усугубит и без того непростую ситуацию с записью в первые классы, поскольку начальной школы в «опорных» вообще не предполагается.
«По закону отбор детей возможен только с 5-го класса, и поэтому в Удмуртии прием в школы РАН будет осуществляться с 5-го класса», - объяснила госпожа Болотникова.
Особенности «уплотнения»
Что мешает не отбирать детей, а сохранить начальную школу в опорных лицеях и принимать туда детей без отбора, министр не сказала. В курсе ли она того, что с записью в первые классы в Ижевских школах творится бардак, а родители, чтобы записать ребенка в хорошую школу, стоят в очередях и даже порой вынуждены ходить друг на друга в рукопашную? Тоже вряд ли, но даже если в курсе, то ее этот вопрос, кажется, не интересует. Поскольку речь-то идет не о детях, не о качестве их образования, а о деньгах и выполнении ценных указаний старших товарищей из РАН.
Единственным попытавшимся как-то сгладить ситуацию оказался глава Ижевска Олег Бекмеметьев, который пытался успокоить депутатов гордумы привычной мантрой о нежной заботе республики о детях.
«Мы продолжаем строить школы, - уверял господин Бекмеметьев, дав понять, что в самом недалеком будущем в столице будут построены школа на улице Леваневского и школа на улице Берша.
Кроме того, ради создания опорных школ «неоптимизированный контингент» решили попросту «уплотнить», как население буржуйских квартир в 1917 году. По словам господина Бекмеметьева, на имеющихся квадратных метрах наших школ будут «обустроены дополнительные помещения для классов». Разумеется, без нарушений СанПинов и пожарной безопасности. Они-то, заявил Олег Бекмеметьев, якобы «позволят принимать туда тех детей, кто стоит в очереди, переходя из одной смены в другую.
«В этом году планируем открыть в школах дополнительно 32 класса», - сообщил он.
За рюмочку похвалы
Зашкаливающий цинизм этих заявлений депутатов гордумы почему-то совершенно не удивил. И правда, ну а что такого, пусть этот «неоптимизированный контингент» по максимуму уплотняется ради уже «оптимизированного», этакой «голубой крови» отечественного образования. При том что народные избранники – люди взрослые, в курсе событий, и знают, что строить школы и проводить «большие ремонты» у #КомандыУдмуртии никак не получается качественно и в срок даже при наличии денег.
Которые теперь решают все или почти все не только в медицине, но даже в начальной и средней школе. «Талантливым» (сколько среди них окажется талантливых «блатников»?) – комфорт, новое учебное оборудование и помощь в «успешной карьере». Прочим («не талантливым» или таким, которых «талантливыми» не сочли) – «уплотнение», вторые (а то и третьи) смены и статус не особенно перспективных.
Так что не стоит удивляться тому, что отношение к #КомандеУдмуртии в этой самой Удмуртии такое, какое есть, основанное на брезгливости и стыде за то, что происходит. Другого отношения и быть не может в ситуации, когда им «сверху» предлагаются людоедские реформы, а «команда» говорит «Яволь!» и берет под козырек. Ради денег, KPI и рюмочки похвалы из федерального центра.