Posted 27 мая 2016,, 09:24

Published 27 мая 2016,, 09:24

Modified 11 ноября 2022,, 21:29

Updated 11 ноября 2022,, 21:29

Рост на государственных дрожжах

27 мая 2016, 09:24
По итогам первого квартала число выданных в Удмуртии автокредитов выросло на 70%. Эксперты считают, что основным драйвером роста стало госсубсидирование.

В Удмуртии зафиксирован значительный рост объема автокредитования по сравнению с прошлым годом. Согласно отчету, подготовленному Национальным бюро кредитных историй (НБКИ) и аналитическим агентством АВТОСТАТ, в 1 квартале 2016 года было выдано 3 299 кредитов на приобретение автомобилей, и это на 71% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

Собеседники «Udm-Info» отмечают, что определяющее влияние на динамику автокредитования в течение последнего года оказала программа государственного субсидирования ставки по автокредитам. «Программа льготного автокредитования играет не просто заметную, а важнейшую роль на рынке: по нашим оценкам, в 2015 году порядка 50% от общего количества проданных в кредит автомобилей было реализовано по льготной программе», - уверен Аркадий Ращектаев, директор Ижевского филиала «БКС Премьер». Эти оценки подтверждаются данными НБКИ и АВТОСТАТа: согласно их отчету, в 1 квартале 2016 года доля автокредитов в количестве продаж новых автомобилей составила 55,4%. В этом году эксперт ожидает сопоставимую долю.

Ольга Шестакова, руководитель офиса банка «Уралсиб» в Ижевске, отмечает, что наибольшим спросом в региональном отделении банка по программе льготного автокредитования стабильно пользуются марки автомобилей Hyundai, Kia, Lada, Renault, Ford.

Однако есть и другие факторы, стимулирующие автокредитование. Среди них Ольга Шестакова называет собственные программы автопроизводителей, а также смягчение условий выдачи автокредитов. «За последний год были снижены требования к заемщикам относительно стажа на последнем месте работы, а также уменьшен размер первоначального взноса на приобретение автомобилей для индивидуальных предпринимателей», - говорит Шестакова. Другие изменения произошли в этом году в программах автокредитования Россельхозбанка: «Можно отметить расширение линейки целей по автокредитам. Сейчас мы можем предоставлять кредиты как на приобретение легковых, так и на приобретение грузовых автомобилей, прицепа, т.е. категории В, С, Е», - констатирует Александр Чураков, заместитель директора Удмуртского филиала Россельхозбанка.

В результате смягчения, неценовые условия предоставления автокредита в целом вернулись к «докризисному» времени, отмечает Екатерина Шумкова, управляющий ВТБ24 в Удмуртии: «Первоначальный взнос составляет от 20% стоимости. Как и раньше работают программы с обязательным оформлением КАСКО на автомобиль и без страховки. Максимальный срок кредитования составляет 7 лет». На практике же, наиболее популярными сроками кредитования являются 5 лет при стандартном автокредитовании и 3 года - при кредитовании по госпрограмме, - констатирует эксперт.

Ожидания специалистов относительно дальнейшего развития автокредитования позитивны. По сравнению с пиком кризиса средняя ставка по автокредитам снизилась уже весьма значительно, в том числе благодаря программе господдержки. В дальнейшем эта тенденция сохранится, и даже усилится после снижения Центробанком ключевой ставки, Аркадий Ращектаев полагает, что это произойдет уже на июньском заседании. «Это позволит активизировать так называемый отложенный спрос. По нашим оценкам, это порядка 9-10% потенциальных заемщиков, которые сейчас «пережидают» высокие ставки и будут готовы воспользоваться автокредитами по мере роста их доступности», - считает эксперт.

Уже сейчас тренд на снижение ставок по автокредитам весьма ощутим. По словам Аркадия Ращектаева, ставки по стандартным программам автокредитования сегодня колеблются в диапазоне 15-19% годовых – это на 4-6% ниже по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Ставки по программе льготного автокредитования составляют, как и в 2015 году, 10-12%.

Дополнительное стимулирующее воздействие на рынок оказало изменение условий программы господдержки, - добавляет Ольга Шестакова. «В этом году был повышен ценовой порог для участвующих в программе автомобилей, за счет чего у покупателей расширился выбор. Такое улучшение условий также положительным образом скажется на развитии рынка», - отмечает эксперт. И, тем не менее, по её оценкам, восстановиться до докризисных уровней рынку еще не удастся.

Ольга Шестакова полагает, что результаты ряда банков будут лучше средних по рынку благодаря участию в программах автопроизводителей. Так, региональное подразделение «Уралсиба» ожидает увеличение объемов автокредитования примерно на 40%, благодаря вступлению в мае этого года в федеральную программу «LADA Финанс», предполагающую скидки от цены официального дилера марки LADA, а также сниженную процентную ставку по автокредиту.

Ожидания специалистов Россельхозбанка более сдержаны: существенных изменений в динамике объемов автокредитования в 2016г здесь не ожидают. «В то же время в других сегментах кредитования, например, ипотечном или потребительском, разница весьма ощутима. Так, ипотечное кредитование в Россельхозбанке за первый квартал 2016г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилось в 4,5 раза, по потребительскому – в 2,6 раза. Таким образом, на фоне достаточно серьезного роста объемов выдачи кредитов других сегментов, динамика автокредитования находится практически на нулевом уровне», - отмечает Александр Чураков.

"