Posted 28 января 2022, 09:02
Published 28 января 2022, 09:02
Modified 18 октября 2022, 06:08
Updated 18 октября 2022, 06:08
Смертельный риск
«Два раза я чуть не стал виновником ДТП на темной осенней дороге – ведь когда идет дождь, поздний вечер, дороги плохо освещены, то пешеходов не видно. Вот тогда-то меня и осенила идея – нужно, чтобы все пешеходы в обязательном порядке в темное время суток носили одежду или предметы со световозвращающими элементами. И не только вне населенных пунктов, как предписано сейчас, а и в черте городов, сел и деревень», - рассказал Udm-info депутат Госсовета Удмуртии Петр Басов.
Парламентарий решил действовать и обратился за консультацией в республиканский ГИБДД. Там инициативу одобрили и привели статистику. За 2021 год в Удмуртии в темное время суток произошло 77 ДТП, в результате которых 13 человек погибли, 66 были травмированы. В большинстве смертельных случаев на дорогах на одежде пешеходов отсутствовали световозвращающие элементы. На долю таких ДТП приходится свыше 60% всех погибших пешеходов.
«Практикой доказано, что применение световозвращающих элементов снижает риск наезда на пешехода в 6,5 раза. Водитель, использующий ближний свет фар, увидит человека без световозвращающих элементов на одежде только с расстояния в 30-50 метров. При наличии световозвращателей это расстояние увеличивается до 150 метров, а при движении с дальним светом фар - до 400 метров», - отметили в ГИБДД.
Хождение по инстанциям
Сегодня использование световозвращающих элементов в России обязательно только в темное время суток вне населенных пунктов. Чтобы обязать пешеходов носить такие элементы и на улицах городов и сел, необходимо внести изменения в Правила дорожного движения, что входит в компетенцию правительства России.
Депутат Петр Басов разработал еще одно предложение к российскому правительству - законодательно побудить производителей верхней одежды для детей и взрослых к обязательному размещению на готовой продукции световозвращающих элементов, соответствующих требованиям стандартов.
Заручившись поддержкой Госавтоинспекции, в декабре прошлого года Петр Басов вынес вопрос на обсуждение Госсовета Удмуртии. Парламент идею не одобрил – «Видимо, по политическим мотивам – я ведь член депутатской фракции КПРФ», - говорит Басов. Тогда он решил лично от себя направить обращение председателю правительства страны Михаилу Мишустину, а тот перенаправил ее в минпромторг, чтобы подготовить аналитическую справку об актуальности проблемы.
Скорее «за»
В декабре 2021 года в российскую Ассоциацию разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты (Ассоциация «СИЗ») пришел запрос от федерального минпромторга с просьбой дать экспертную оценку предложению депутата Госсовета Удмуртии Петра Басова. Организация обладает большим опытом по вопросам обеспечения безопасности, в том числе дорожного движения.
14 января Ассоциация направила в ведомство результаты экспертизы с положительной оценкой.
«Мировой опыт использования световозвращающих элементов показывает, что на неосвещенной дороге пешеход без световозвращателя подвергается более чем 8-кратному риску несчастного случая по сравнению с пешеходом, пользующимся световозвращателем. При применении в качестве средства индивидуальной защиты световозвращающих элементов риск гибели пешеходов уменьшается примерно на 70%. Поэтому законодательно закреплена необходимость использования световозвращателей во многих странах мира, например, в Финляндии, Великобритании, Франции, Норвегии, Эстонии, Латвии, Беларуси, где правила действуют много лет и хорошо себя зарекомендовали», - говорится в заключении Ассоциации.
Специалисты также подчеркнули, что в населенных пунктах России условия недостаточной видимости – далеко не редкое явление. Плохая освещенность дорог и дворовых территорий – следствие не только неразвитой инфраструктуры, но и дефицита средств, так как ночной тариф на электроэнергию достаточно высокий. Еще одной причиной наездов на пешеходов являются климатические особенности регионов: низкая продолжительность светового дня в осенне-зимний период, неблагоприятные погодные условия. Все это может создавать повышенную опасность, особенно для детей и подростков.
«Обязанность пешеходов иметь при себе предметы со световозвращающими элементами послужит повышению личной ответственности пешеходов за свою безопасность. Защитить пешехода в случае, если его одежда не имеет световозвращающих элементов, помогут световозвращающие браслеты, брелоки, подвесы, наклейки, значки. Тем более, верхняя одежда используется в России не круглогодично, и в летнее время можно защитить пешехода при помощи таких дополнительных средств. Кроме того, сейчас активно используется новая технология светоизлучения. Светодиоды также могут быть размещены на одежде и обуви пешеходов», - прокомментировали в Ассоциации.
Сшить не сложно
Проанализировали в Ассоциации и предложение депутата Петра Басова о возможности законодательно побудить производителей одежды и обуви наносить на изделия световозвращающие элементы.
«Массовое производство уже есть, световозвращающие элементы активно используются в спецодежде для разных профессий, например, у железнодорожников. Применение в гражданском сегменте также реально, здесь нет никаких сложностей – световозвращающие и светоотражающие элементы легко интегрируются не только в одежду, но, например, в детские коляски и велосипеды», - прокомментировал Udm-info президент Ассоциации «СИЗ» Владимир Котов.
К тому же, по мнению Владимира Котова, в России уже существуют стандарты в области регулирования и контроля качества светоотражающих элементов. В пяти ГОСТах прописаны правила применения таких элементов и их функциональные особенности.
«Светоотражающие элементы изготавливают из специальных материалов, обладающих способностью возвращать луч света обратно к источнику, за счет чего обеспечивается видимость. Особенность их в том, что при падении луча на поверхность под углом, отличным от прямого, свет отражается в противоположную от источника сторону, то есть не возвращается и при этом поглощается, слабеет. Световозвращающие элементы делают из материалов, на которые нанесены микроскопические полусферы. Они обладают большей видимостью и яркостью, поскольку в какую бы точку полусферы свет не попал, он отражается внутри полусферы и возвращается по тому же направлению, откуда пришел. Но при этом бывает много случаев, когда пешеход стал видимым, а предотвратить ДТП уже нельзя. Поэтому мы рекомендуем использовать светоизлучающие элементы. Они работают на диодной основе и не зависят от источника света, могут легко интегрироваться и в верхнюю одежду, и в обувь, и в спецодежду», - рассказал Владимир Котов.
Эксперт полагает, что производители положительно отнесутся к инициативе. Потребителям же советует внимательно изучать изделие перед покупкой, чтобы не попасться на подделку.
«Проверить, подделка это или нет, довольно легко: направляете в темноте на изделие свет и, если оно выделяется ярким, значит, материал качественный. Также можно хорошенько потереть такой материал, потом снова направить на него свет - если в месте заломов появились темные места, это означает, что материал – подделка и долго не прослужит», - прокомментировал Владимир Котов.
Воспитывать культуру безопасности
«Я стараюсь для людей. Если пешеходы сами не понимают, что подвергаются опасности, то значит надо законодательно побудить их к сознательности», - считает автор инициативы Петр Басов.
С ним согласен и президент Ассоциации «СИЗ». По словам Владимира Котова, необходимо с детского сада внедрять в граждан понятие «культуры безопасности».
«Нужно приучать к ней людей, рассказывать им о значимости сохранения своей жизни в хорошем ресурсном состоянии, об адекватном реагировании на уже имеющиеся риски и опасности. Человек должен уметь их правильно выявлять и идентифицировать», - говорит эксперт.
Будут ли граждане законопослушно исполнять новые предписания – в этом вопросы мнения собеседников Udm-info разделились.
«Приучать граждан к возможному нововведению следует постепенно. Можно обязать их носить светоотражатели, например, только с начала ноября и по февраль, когда наблюдается короткий световой день. Но необходимо использовать и инструмент "устрашения" - штрафы. Но небольшие, чтобы не пробудить в людях протест», - считает Петр Басов.
«Все жители делятся на законопослушных (их примерно 10%), не законопослушных (примерно столько же) и оставшихся 80%, которые будут присоединяться либо к первым, либо ко вторым, в зависимости от созданных внешних условий. Поэтому наша задача – это создание таких условий, когда люди будут заинтересованы в сохранении собственного ресурсного состояния, и это опять вопрос "культуры безопасности"», - прокомментировал Владимир Котов.
Эксперт добавил, что одними светоотражателями понизить смертность пешеходов на дорогах не удастся. Поэтому в заключении для минпромторга Ассоциация обратила внимание и на другие способы: улучшение дорожного полотна, создание пешеходных зон, освещение дорог.
«Надеемся, что правительство России прислушается к нашим доводам и предпочтет решать проблему комплексно», - резюмировал Владимир Котов.