Posted 28 марта 2019, 11:25
Published 28 марта 2019, 11:25
Modified 17 октября 2022, 14:39
Updated 17 октября 2022, 14:39
В 2013 году, ставшем последним для Александра Волкова в должности президента Удмуртии, объем инвестиций в основной капитал составил 82,7 млрд руб. За 2014 год, уже при Александре Соловьеве, он вырос до 89,9 млрд. Тогда сумма инвестиций составила лишь 19% от валового регионального продукта (ВРП) при требовании Москвы довести этот показатель до 25%.
В ходе предвыборной кампании Соловьев пообещал за 6 лет привлечь в экономику республики 700 млрд рублей, однако по итогам 2015 года объем инвестиций снизился до 80,3 млрд руб.
«Мы должны искать инвесторов. Редко бывает такое, чтобы инвестор пришел сам. Я всегда говорю об этом министерствам и министрам, что оценка их деятельности будет именно по результатам привлечения инвестиций», - заявлял Соловьев.
После подведения итогов 2015 года должность покинул руководитель Агентства по инвестиционному развитию УР Антон Орлов. На его место назначили Илью Пономарева, но он уехал работать в Севастополь. Агентство возглавила Римма Бякова.
В 2016 году Соловьев предлагал привлекать инвестиции в социальную сферу, учитывая опыт региона в сфере «частно-государственного партнерства». Однако по итогам того же года суммарный объем привлеченных средств составил 85,4 млрд руб.
Главный продавец в республике
В апреле 2017 года экс-главу Удмуртии арестовали, на его место Кремль назначил главу Общественной палаты РФ Александра Бречалова. Он пришел в политику из бизнеса, однажды заявив: «Я – главный продавец в республике».
«Удмуртия – уникальная территория. И я считаю, что мы в ближайшее время докажем, что это один из самых привлекательных регионов в части инвестиций. Но есть одна проблема – мы плохо это упаковываем, экспортируем в Россию и в мир. Проще говоря, плохо продаем», - сказал Бречалов.
Он назвал «ключевым направлением» привлечение инвестиций и пообещал «переформатировать работу правительства». На федеральном уровне Бречалов занимался организацией и проведением форумов. В августе 2017 года в Удмуртии была презентована «Карта инвестиционных возможностей», состоялся первый форум «Сделано в Удмуртии».
В то же время по сравнению с 2016 годом объем инвестиций снизился на 8% - до 79,9 млрд рублей, причем 78% суммы инвестиций составили собственные средства предприятий, 11% - бюджетные средства.
«По методике Росстата в расчет показателя включаются затраты на строительство и реконструкцию капитальных объектов, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, - то есть всего, что в балансе предприятий и организаций учитывается в качестве основных средств и внеоборотных активов. Сюда же включаются приобретение нового жилья, а также затраты на долевое строительство жилья», - сказал директор представительства «Финам» в Ижевске Сергей Казанцев.
Значительная доля денег, которые считаются инвестициями в основной капитал, – это средства, которые вкладывают в производство сами предприятия. В то же время объем инвестиций от привлеченных в Удмуртию структур существенно меньше внутрирегиональных.
Где развитие?
В конце 2017 года была создана Корпорация развития (КР) УР, в уставной капитал которой внесли 100% акций управляющей компании «Удмуртский машиностроительный кластер». Организация должна была объединить два направления деятельности: «Сделано в Удмуртии» (поддержка и продвижение предпринимателей региона) и «Инвестируй в Удмуртию» (система «одного окна» для привлечения и сопровождения инвесторов).
«Создание Корпорации развития УР должно привнести в процесс привлечения инвестиций большую упорядоченность, и в целом содействовать улучшению инвестиционного климата в республике и привлечению инвесторов. Потенциальных инвесторов могут привлекать условия работы в республике, например, создание индустриальных парков и других зон с льготным налогообложением и щадящими коммунальными тарифами. Снижение кредитных ставок также благоприятно сказывается на росте деловой активности и инвестиций», - считает Казанцев.
Делая прогнозы на 2018 год, республиканские чиновники называли разные цифры: от 82 до 84 млрд рублей. Никто не предполагал, что суммарный объем инвестиций превысит 85 млрд.
В реестре инвестиционных проектов года значилось 150 позиций, предполагавших привлечение 218,6 млрд рублей. Однако нормативно-правовые акты, регулирующие заключение специальных инвестиционных контрактов, были приняты только в 2018 году по представлению прокуратуры.
Проведенная ведомством проверка инвестиционной деятельности органов власти республики показала, что правительство УР не имеет четкого плана работы в этой области. Власти региона говорили о привлечении инвестиций и тут же отменяли постановление, по которому инвесторы получали субсидии на возмещение процентов по кредитам.
Минэкономики УР, по данным прокуратуры, не всегда соблюдало Порядок формирования Реестра инвестиционных проектов. «Допускались факты нарушения сроков принятия решений по инвестиционным проектам, необоснованных отказов во включении их в реестр», сообщили в ведомстве.
«В текущем году (2018 – прим. ред.) Корпорацией работа по сопровождению инвестиционных проектов по принципу «одного окна» не проводилась», - сделала вывод прокуратура.
«Работа с инвестором - это всегда системная работа, и в этой системе координат должны быть все министерства и руководители муниципалитетов, а не отдельно взятый региональный институт поддержки в лице корпорации. Можно привести сотню инвесторов. Но когда речь идет об административной поддержке, без слаженной работы всего инвестиционного «оркестра» будет просто какофония. Нотный лист для «оркестра» - это региональные нормативные акты, в том числе инвестстратегия. Стратегия, если, конечно, это не просто формальный документ для авторов, это сигнал для бизнеса и инвесторов, где их ждут. В Удмуртии стратегия 2015 года выпуска», - говорит экс-генеральный директор КРУР Дмитрий Генералов.
Предоставленные Корпорации 69 млн рублей бюджетных инвестиций «использованы почти в полном объеме на ее содержание». Это привело к «убыткам в размере 62 млн рублей и финансовой неустойчивости организации». Из потраченных корпорацией 59,9 млн на выплату заработной платы сотрудникам пошло 32 млн.
Как следует из результатов проверки деятельности Корпорации Государственным контрольным комитетом УР, инвестиционная деятельность осуществляется «в незначительных объемах, доход от которых не покрывает расходы, связанные с содержанием организации».
«Что касается финансирования. Когда 95% деятельности - это обязательные безвозмездные для получателя услуги, обусловленные статусом специализированной организации, то о какой окупаемости может быть речь за период меньше 1 года? Можно посмотреть на деятельность других корпораций и на миллиардные размеры их уставных капиталов (Нижний Новгород, Калуга, Дальний Восток), - в этих условиях возможны самостоятельные инфраструктурные проекты и можно говорить о каких-то инструментах для окупаемости. В той конструкции, функционалом и бюджетом оптимальной формой было бы АНО. Многие регионы так и делают. Так было и в Удмуртии до определенного времени», - сказал Генералов.
Корпорации не помогут
Основываясь на данных о деятельности КРУР, министр имущественных отношений УР Анна Боталова сделала вывод о том, что «в данных условиях деятельность АО «КРУР» экономически нецелесообразна, так как зависит исключительно от бюджетных инвестиций». Она предложила премьеру Ярославу Семенову рассмотреть вопрос о ликвидации Корпорации.
Однако о ликвидации речи не идет. Бывшего генерального директора корпорации Дмитрия Генералова заменили Константином Сунцовым, несостоявшимся главой Ижевска. Закрытие организации стало бы серьезным ударом не только по репутации Сунцова, не сумевшего стать главой Ижевска, но и самого Бречалова.
Курирующий экономику первый вице-премьер Александр Свинин заявил, что ожидать, что в первый год работы Корпорации она создаст активов больше, чем на 100 млн рублей, и покроет собственные расходы, было бы «наивно». Судя по всему, бюджет республики продолжит терпеть убытки.
«К сожалению, никакие корпорации развития не помогут в наращивании инвестиционных возможностей территорий. Потому что для резкой активизации инвестиционной активности необходимы коренные изменения в банковском регулировании и снижение налогов. При той жесткой системе администрирования налогов и высоких процентов кредитов большие проекты стали редкостью. По собственному опыту участия в инвестиционных проектах могу сказать: даже то, что может делать республика, - не делается», - сказал политолог Павел Заболотских.
Несмотря на то что по итогам 2018 года рост инвестиций в основной капитал Удмуртии составил 10,4%, а общая сумма вложений достигла 97,8 млрд рублей, Бречалов заявил, что «мы перевыполнили трехлетние показатели, это самый высокий рост за последние шесть лет».
Однако к значительной части этих инвестиций правительство региона не имеет отношения. А если сравнивать нынешние 97,8 млрд с 89,9 млрд рублей, привлеченных в 2014 году, то с учетом инфляции о реальном росте говорить не приходится.