Posted 28 апреля 2018,, 11:26

Published 28 апреля 2018,, 11:26

Modified 17 октября 2022,, 14:36

Updated 17 октября 2022,, 14:36

Деньги на мусор: В Удмуртии прогнозируют повышение тарифа на вывоз отходов

28 апреля 2018, 11:26
Как отмечают общественники, вероятно, что с приходом регоператора жителям Удмуртии не избежать высоких тарифов на вывоз мусора. О повышении тарифов уже заявили и в республиканском Минстрое.

Сегодня Минстрой Удмуртии подписал соглашение с региональным оператором по ТКО. Им стало ООО «Спецавтохозяйство». Договор с предприятием республика заключит на 10 лет. Компании предстоит разобраться с многочисленными мусорными проблемами, которые сегодня есть в регионе. Между тем, как отмечают общественники, вероятнее всего, что с приходом регоператора жителям Удмуртии не избежать высоких тарифов на вывоз мусора. О повышении тарифов уже заявили и в республиканском Минстрое.

О регоператоре

Выигравшее торги ООО «Спецавтохозяйство» на 100% принадлежит ООО «Чистый город», основным собственником которого является бывший замглавы администрации Ижевска Сергей Климов. Он же возглавляет «Спецавтохозяйство». Предприятие занимается деятельностью, связанной со сбором отходов. Чистый убыток его в 2016 году, по данным «СПАРК-Интерфакс», составил 38 млн рублей.

Отметим, что договор с ООО «Спецавтохозяйство» республика заключит на 10 лет, сумма контракта составит почти 29,5 млрд рублей. К работе регоператор приступит с 1 января 2019 года. По словам и.о. министра строительства УР Ивана Ястреба за 2018 год региональный оператор должен провести масштабную подготовительную работу по заключению договоров на оказание услуг с ТКО с собственниками и операторами, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию и захоронению ТКО, а также заключить договоры с предприятиями, осуществляющими сбор и транспортировку отходов.

Сегодня одна из важных задач перед республиканскими властями и регоператором – установить приемлемый для всех жителей региона тариф на вывоз мусора. Однако, судя по всему, сделать это будет не просто.

Нехватка полигонов

По данным Минприроды УР, сегодня в регионе действуют 7 полигонов, из них лишь 5 полигонов включеныв государственный реестр объектов размещения отходов – два в Завьяловском районе (ООО «Ареал» иООО «Чистый город»), один в Можге (МУП ЖКХ г. Можги), один в Увинском районе (ООО «Престиж»), иодин в Якшур-Бодьинском районе (ООО «Спецэкосервис»).

Также в Удмуртии до конца этого года действуют три свалки в городах Глазов, Сарапул и Воткинск.

«Указанные объекты размещения отходов действуют до конца этого года, в связи с отсутствием ряда необходимых документов, включение их в ГРОРО, в настоящее время, не представляется возможным, -пояснил министр природных ресурсов и охраны окружающей среды УР Денис Удалов. - Конечно, нельзя оставлять такие крупные города без полигонов, тем более северный куст. Нужно строить полигоны. Всем известна ситуация, которая возникла в этих городах».

Напомним, громкий скандал произошел в Удмуртии в Глазовском районе. Долгое время жители Глазова протестовали против строительства полигона ТБО возле Сянинского водохранилища, которое питает город. Занимавший тогда должность председателя правительства УР Виктор Савельев заявлял, что проект полигона прошел полную экологическую экспертизу и технология исключает любое загрязнение окружающей среды. Тем не менее, после многочисленных возмущений строительство полигона ТБО перенесли. Муниципалитет предлагал рассмотреть возможность строительства мусоросортировочного комплекса в районе действующего полигона на Юкаменском тракте. По мнению глазовских властей, размещение комплекса, а также складирование отходов города и района на существующем полигоне наиболее рационально с точки зрения логистики и экологии.

Таким образом, сегодня в Удмуртии остались без полигонов целых три района - Глазовский, Сарапульский и Воткинский. Сейчас власти республики занимаются поиском новых мест, однако, как отмечают в Минприроды УР, подходящих земельных участков для строительства полигонов в регионе не так много.

«Очень много ограничений, касающихся санитарно-защитных зон и расстояния до водных объектов, до тех же земель различного назначения. Строительство полигонов должно происходить за счет инвесторов, потому что это инвестиционно привлекательный бизнес и тратить на это бюджетные средства неэффективно. Но вы сами понимаете, если приходит региональный оператор, он вкладывает свои деньги и требует для себя определенных условий. Инвестор не будет строить полигон, там, где, к примеру, нет тех же дорог. То есть это все затраты, а затраты потом будут превращаться в тариф», – пояснил Денис Удалов.

Прогнозы на тариф

Отметим, что с приходом регоператора в Удмуртии должен быть установлен единый тариф, как для сельского, так и для городского населения. И с учетом вынужденной транспортировки мусора из одного района в другой, тариф может значительно увеличиться.

«Если у нас выпадают какие-то полигоны, увеличивается транспортное плечо доставки мусора. То есть, например, сейчас пока получается, что мусор с куста Глазовского района, согласно территориальной схеме, будут возить в Якшур-Бодьинский район. Это, сами понимаете, сколько километров. Именно из-за этого может вырасти тариф, - отмечает координатор проекта ОНФ в УР «Генеральная уборка» Евгений Сомов. - Сейчас ходят разговоры, что в районе 200 рублей с человека в месяц, это очень существенный тариф будет. То есть если семья из 5 человек, это уже тысяча рублей. По моему личному мнению с человека должно быть где-то в районе 50-70 рублей. В районах, где есть полигоны сейчас такие тарифы и есть».

О повышении тарифов корреспонденту «Udm-Info» также сообщил и.о. министра строительства, ЖКХ и энергетики УР Иван Ястреб, пояснив, что окончательная цифра еще не установлена. Тариф будут определять совместно с регоператором.

«Повышение тарифов мы прогнозируем, - заявил Иван Ястреб. - Тариф еще нужно утвердить. Регоператор будет защищать тот тариф, на который он выходит за счет всех своих инвестиционных вложений».

Для того, чтобы избежать высокого тарифа, общественники Удмуртии предлагают рассмотреть возможность использования действующих полигонов, которые сегодня не внесены в реестр ГРОРО, привести эти объекты в порядок и включить в территориальную схему. Однако как сложится ситуация пока неизвестно. Во всяком случае в территориальной схеме по обращению с отходами в УР предусмотрено строительство новых полигонов.

Места для новых полигонов

Согласно территориальной схеме, в республике предусмотрено создание 4 дополнительных объектов по захоронению отходов. Так, новые объекты могут появиться в 4 км к северу от Камбарки, в 2 км к юго-востоку от Воткинска, в 1,8 км к югу от д. Азамай (Глазовский район). Также проектируется кустовой полигон ТКО в Сарапульском районе, сейчас там идет процедура по выбору инвестора.

Однако, как отметил Е. Сомов, строительство полигона требует проведение экологической экспертизы, которое занимает больше года. Помимо этого требуется время для самого строительства. С учетом этого, новые полигоны в Удмуртии вряд ли появятся даже в следующем году. Соответственно избежать повышения тарифов точно не удастся.

Между тем общественники подчеркивают, что несмотря на акции протеста по строительству полигонов возле определенных населенных пунктов, жители Удмуртии все же заинтересованы в создании новых объектов.

«Люди спрашивают, будет ли у них полигон, потому что знают, что в районе им он нужен. Интерес у людей к этому есть, инициативная группа готова даже помогать в поиске места», - отмечает Евгений Сомов.

По его мнению места для строительства должны обсуждаться в первую очередь с населением, иначе помимо волны возмущений, связанной с высокими тарифами, в очередной раз придется разбираться с акциями протеста строительства.

В Минприроды подчеркнули, что находить общий язык с населением должен и сам региональный оператор.

«К соглашению с населением нужно будет приходить путем разговоров и, возможно, каких-то преференций. Тот же самый региональный оператор, он должен быть социально ответственным. Он приходит, вкладывает деньги, и посредством того, что он размещается на землях некого муниципального образования или по близости от какой-нибудь деревни, то, возможно, он может для жителей дорогу,например, сделать, помочь газ протянуть, электричество за счет своих инвестиционных средств. Серьезные инвесторы в таком случае всегда идут на встречу», - отмечает Д. Удалов.

Однако пока такие разговоры в республике не ведутся, так как пока нет точного понимания, где будут строиться полигоны.

Ранее председатель постоянной комиссии Госсовета УР по АПК, земельным отношениям, природопользованию и охране окружающей среды Владимир Варламов обратился к жителям республики с просьбой не поддаваться на интриги бизнесменов, которые пытаются как-то повлиять на ситуацию по размещению того или иного полигона, и отстаивают свои интересы руками населения.

«У нас везде населенные пункты, сложно сказать, что тут плохо, тут хорошо. Современный полигон это не та свалка, которая есть в Воткинске. Это совершенно другое. Это надо всем понять, - заявил В. Варламов. – Сегодня неплохо было бы муниципалам людей, которые слабо верят, посадить в автобусы, свозить на те полигоны, которые сегодня качественно в нашей республике работают, и показать, что будет такой же полигон...Надо вести колоссальную работу, а не просто там в кабинетах язык тереть, да штаны протирать. Поэтому я считаю, что здесь муниципалы недорабатывают».

К примеру, местные власти долгое время не принимали во внимание мнение жителей по строительству полигона возле Сянинского водохранилища. В пользу населения ситуация развернулась лишь после смены власти. Однако станет ли этот конфликт уроком для сегодняшних чиновников - вопрос времени.

Кстати, проблема с мусором сейчас остро стоит в подмосковном Волокаламске, где массовое отравление жителей после выброса газа на мусорном полигоне привело к стихийной акции протеста. 15 апреля жители Волоколамска перегородили дорогу к полигону «Ядрово», за закрытие которого выступают. По словам активистов, мусоровозы продолжают заезжать на территорию свалки. Стоит отметить, что на фоне событий вокруг «Ядрово» главу Волоколамского района Московской области Евгения Гаврилова сняли с должности.

Как подчеркивает крупнейшее в России консалтинговое агентство «Minchenko consulting», сегодня экология – это риск номер один по значимости угрозы возникновения протестов. Об этом говорится в докладе агентства, где перечислены источники и риски протестной активности в 2018 году.

В документе говорится, что для протеста в сфере экологии может быть несколько - проблемы с вывозом мусора, промышленные выбросы, качество атмосферного воздуха, качество питьевой воды, радиационная безопасность, строительство нового промышленного объекта, оказывающего серьезное воздействие на окружающую среду и многое другое.

Однозначно, что при повышении тарифов в УР ряд возмущений все же пройдет, во всяком случае со стороны жителей сел и деревень, которые не привыкли платить за вывоз мусора. Поэтому республиканским властям необходимо тщательно проработать этот вопрос, тем более что, недовольство могут вызвать и расположение новых полигонов.

Свалки растут

Как отметили в Минприроды УР, сегодня в республике выявлено около 550 больших несанкционированных свалок, расположенных в основном возле деревень. Многочисленные обращения поступают и в региональное отделение ОНФ. Активисты народного фронта отмечают, что больше всего сообщений поступает как раз-таки с северной части региона - с Игринского и Балезинского районов, там крупные свалки образовались прямо у дорог.

Сейчас региональный оператор направлен на то, чтобы убрать весь мусор и ликвидировать такую систему. Однако, судя по всему, на это ему потребуется не мало времени.

"