«Живём в черте города, но отрезаны от цивилизации»

Аналитика
«Живём в черте города, но отрезаны от цивилизации»
«Живём в черте города, но отрезаны от цивилизации»
28 апреля, 17:09Фото: udm-info
Именно так описывают свою проблему жители нескольких посёлков в черте Ижевска. От «цивилизации», то есть конечной остановки автобуса, их отделяет всего каких-то 1,5-2 км грунтовой дороги. Но оказывается, что никакой дороги здесь – по документам – нет. А есть лишь поля, которые находятся в частной собственности.

Не ходит автобус и не ездит скорая помощь

– Два из посёлков – это СНТ «Берёзка-1» и «Берёзка-2», а третий – микрорайон Западные Шунды. В садовых товариществах многие жители имеют прописку, то же касается и Западных Шундов. Здесь у нас проживают 54 ребенка, которые учатся в школах города, – рассказывает Александра, мама двоих школьников и жительница СНТ «Березка-1». – И родителям приходится возить детей в школы самостоятельно, из-за этого многие мамы вынуждены не работать… Поэтому в 2019 году мы решили просить власти отремонтировать нашу дорогу, установить на ней освещение и пустить сюда школьный автобус. Тогда мы ещё не знали, что земля, по которой проходит дорога, находится в частной собственности…

Личное. В жизни Александры был период, когда ее парализовало. Молодая женщина оказалась прикована к постели в СНТ «Берёзка-1», к ней не ходили врачи, а скорая помощь добиралась до неё лишь несколько раз. Из-за того, что больная не посещала больницу, с неё в конце концов сняли инвалидность и отказали в проведении операции, которая могла вернуть женщине способность ходить. Врачи, по словам Александры, просто от неё отказались. Выписали ей паллиативный препарат (обезболивание в ожидании смерти). А детей предложили отдать в детский дом… Тогда она сама через интернет смогла найти благотворительный фонд, который помог сделать операцию в Нижнем Новгороде. «Я была настолько злая, что меня здесь умирать оставили! Я знала, что операция мне поможет. И решила выкарабкиваться из этого сама», - вспоминает она. Операция помогла. Теперь Александра снова ходит. Женщина решила добиться, чтобы посёлки, которые находятся в городской черте столицы, соединили с «цивилизацией» нормальной дорогой и регулярным транспортным сообщением, чтобы к жителям могли добираться врачи и скорая помощь, а дети спокойно ездили в школы на школьном автобусе.

Узнали не сразу

От лица жителей обеих «Берёзок» и Западных Шундов Александра обратилась в приемную главы Удмуртии. Оттуда просьбу «спустили» в администрацию города, которая подготовила ответ-отписку.

В первом ответе мэрии от 26 ноября 2019 года на просьбу сделать дорогу было отказано по той причине, что указанный в обращении участок дороги от улицы Автономная, 97 до СНТ «Берёзка-1» и мкрн. Западные Шунды отсутствует в перечне автодорог общего пользования Ижевска, утвержденном в 2010 году и, соответственно, для проведения работ и контроля за Службой благоустройства и дорожного хозяйства не закреплен. Также администрация вскользь заметила, что «в соответствии данным публичной кадастровой карты Росреестра указанные автодороги расположены на земельном участке, предназначенном для жилой застройки». Из чего следовало, что «работы по содержанию указанной дороги за счет средств, выделяемых СБиДХ для обслуживания автодорог МО «Город Ижевск», будут являться нецелевым расходованием, что влечет уголовную ответственность».

В апреле 2020 года Александра обратились в администрацию Ленинского района Ижевска. И вот тогда – из ответа главы района Рамиля Гайнуллина – она и другие жители узнали, что «дороги до СНТ «Берёзка-1» с улицы Автономной и с улицы Новоалександровской проходят по земельным участкам, находящимся в частной собственности». В официальном ответе были указаны и кадастровые номера земельных участков.

Кроме того, администрация Ленинского района направила запросы в адрес Главного управления архитектуры и градостроительства администрации Ижевска и Управления имущественных отношений и земельных ресурсов администрации о рассмотрении возможности изъятия этих земельных участков (либо установления сервитутов). Но получила из обоих Управлений ответы в том духе, что это в настоящее время не представляется возможным, ибо не имеется документации по планировке территории – проекта планировки и проекта межевания, а также не определен источник финансирования для выплаты возмещения правообладателям изымаемой недвижимости.

Кто виноват и что делать?

Ситуация дикая! Люди живут в городской черте, а дорога до их домов не предусмотрена! Но найти виновников, продавших эти поля, сегодня уже проблематично, поскольку земли ушли в частную собственность не при нынешней #КомандеУдмуртии, а гораздо раньше, во времена первого президента Удмуртии Александра Волкова.

«Главное – когда они эти поля продавали, они не оставили даже дорогу, про неё просто забыли, – продолжает Александра. – Это нонсенс! Таких ситуаций, как у нас, в Удмуртии больше нет, да и по стране единичные случаи. У нас приватизированные участки, мы на них прописаны. Это городская черта – Ленинский район. Мы же должны как-то к себе домой добираться… И я начала писать во все инстанции, обращалась и к Путину, и к Бречалову, о том, что у нас четыре населенных пункта (если учесть еще деревню Александрово) отрезаны от цивилизации частными полями».

Дорога к СНТ "Березка-1" и "Березка-2" идет через частные поля.

«Власти наши очень удивились, как такое вообще возможно. И хотя Александр Бречалов сюда не приезжал, он приехал на встречу с жителями в 20-ю школу, которая состоялась 23 августа прошлого года. Там должны были выступить 40 человек, по разным проблемам благоустройства Ленинского района, по 3 минуты каждый. Но когда вышла я и стала рассказывать о нашем деле, совещание свернули, а я говорила 40 минут», - вспоминает женщина.

Именно на той встрече Бречалов пообещал жителям, что к 1 сентября 2020 года к ним будет ходить школьный автобус. Александра говорит: «Он сказал, что всё проверит. "И если всё так, как вы говорите, если это всё правда, я к вам приезжаю – и дети 1 сентября едут на школьном автобусе, - цитирует она главу Удмуртии. - И вообще, если это всё так, мне надо подавать в отставку вместе со своим аппаратом". Эти слова слышала не я одна, около сотни человек в зале было», - улыбается она.

Но воз, однако, и ныне там…

«После этого совещания, буквально через несколько дней, уже накануне 1 сентября, мы встречались с Бекмеметьевым, он приезжал к нам дважды, и тоже смотрел на нас очень удивлёнными глазами. Скорее всего, они на самом деле не знают ничего про эти поля, или не хотели знать, и не представляют, что тут можно сделать. С сервитутом тоже ничего не получилось», - резюмирует Александра.

Встреча с главой Ижевска Олегом Бекмеметьевым

Решили вопрос!

В итоге школьный автобус за детьми пустили. Но… совсем не по тому маршруту, о котором просили жители!

«Смотрите, вот там подальше Александровский лес и деревня Александрово, - объясняет активистка. - И у них вдоль кладбища идет улица Новоалександровская (кстати, это наш официальный адрес, но по нему к нам не могут доехать ни такси, ни люди по автонавигатору, потому что человек уезжает совсем не в нашу сторону – и его "скидывает" в овраг, там и есть наш адрес, в овраге). Так вот, эта дорога, Новоалександровская, она все-таки городская, а не частная. И наши власти придумали, как решить вопрос: установили там освещение, подлатали асфальт и пустили школьный автобус в деревню Александрово, хотя там живёт один ребёнок! А нашим 54 детям предложили ходить до кладбища и там садиться на этот школьный автобус. То есть путь к автобусу у детей стал ещё длиннее – в среднем 3 километра по полю при отсутствии вообще всякой дороги.

Полевая дорога, по которой предложили ходить школьникам к Александровскому кладбищу, на школьный автобус.

И мы какое-то время в прошлом году туда ходили. Но когда снега по пояс, или грязь и холод – как детям эти 3 километра идти? И там ещё появлялась свора собак, они уже погрызли на Кирпичной девочку… Знаете что, у меня детей запасных нет, и я их одних туда отправлять не буду», - говорит Александра.

И этот автобус вскоре перестал ходить. Написали, что «за отсутствием желающих школьный автобус отменён».

«Вы сделали всё, что могли – теперь ждите…»

На этом история, конечно, не заканчивается. Жители встречались с чиновниками много раз, много раз писали в соцсетях и получали разнообразные обещания, дальше которых дело до сих пор не сдвинулось.

Первое – от главы Удмуртии – о том, что школьный автобус будет пущен к 1 сентября 2020 года.

Второе – от администрации города – о том, что школьный маршрут с заездом в микрорайоны Западные Шунды, «Берёзка-1», «Берёзка-2» и Александрово и подвозом детей в школы №№ 26, 45, 61, 85 и 100 будет запущен с января 2021 года.

Третье – опять же от горадминистрации – о том, что в начале 2021 года планируется запуск маршрутов с автобусами малой вместимости, соединяющих микрорайоны «Березка-1», Александрово с другими районами города. Например, говорилось, что муниципальный маршрут № 66 будет курсировать от СНТ «Березка-1» до ТЦ «Медведь» по улицам Областной, проспекту Фалалеева, улице Олега Кошевого и Клубной.

Справедливости ради стоит заметить, что кое-что в прошлом году всё же было сделано: на дороге, идущей всё по тем же частным полям, установили 8 столбов освещения, сделали разворотное кольцо и установили остановочный павильон у «Берёзки-1». «Но далеко на нём ускачешь? Сел верхом – и поехал?» - спрашивает Александра.

«И до сих пор кто как приспосабливается, кто-то увозит детей, кто-то провожает, договариваются с соседями, а многие женщины сидят дома, отказались от работы, и провожают-встречают детей из школы. Мой муж работает командировками, мы его не видим по месяцу-полтора. А я не могу сдать на права (по здоровью), и поэтому вожу детей на такси – все деньги уходят на такси», - сокрушается женщина.

«Всё, что могли, Вы сделали. Теперь ждите», - заявил Александре кто-то из городских чиновников. Но прождать можно долго, уже очередное 1 сентября не за горами, говорит Александра, и не собирается прекращать активные действия.

«Мы живём на оккупированной территории, - говорит она. – Мы не можем законно добираться до своих участков. Законно – это только на вертолёте. Если поля частные, значит, дорогу никогда тут не сделают, транспорта не будет. А если мы пойдём судиться с собственником этих полей… (Помните, у Шарля Перро: «Чьи это поля? – «Маркиза Карабаса», - я его так и называю – Маркиз Карабас). Конечно, дорогу мы отсудим, потому что это незаконно. Но это слишком долгий путь – судиться можно годами и десятилетиями при возможностях власть имущих… А я дожить хочу до этой дороги».

Но есть же и другой путь, предлагает ижевчанка, – договориться по-хорошему. «У собственника есть поля, но на них нет никакой инфраструктуры. Если город оформит сервитут и сделает тут хорошую дорогу – цена этих земельных участков сразу взлетит. И все будут счастливы. И сделать это можно намного быстрее, чем по суду», - размышляет Александра.

Тем временем в СМИ появилась информация, что в ближайшей перспективе в Ижевске будет застраиваться большой микрорайон «Александровский» - то есть хозяева земли строят планы масштабной застройки как раз этих самых полей. Насколько успешными станут эти проекты, сказать трудно. Напомним лишь, что именно здесь несколько лет назад один за другим громко начинались, но быстро и бесславно кончались проекты строительства ЖК «Акварель» и ЖК «Солнечная слобода», после которых остались только обманутые дольщики да затопленные котлованы и фундаменты. Но это, как говорится, совсем другая история…

***

Пока готовился этот материал, в администрации Ленинского района состоялась очередная встреча чиновников с жителями СНТ «Берёзка-1», «Берёзка-2» и Западных Шундов. По словам Александры, собрались, поговорили в очередной раз – всё об одном и том же. Что сделано, да что будет сделано… «Зачем собирались, непонятно, - недоумевает она. – Хватит уже говорить, все сроки были названы, все обещания даны, - пора их выполнить».

Сюжеты:
Эксклюзив
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter