Posted 29 июня 2019,, 13:16

Published 29 июня 2019,, 13:16

Modified 17 октября 2022,, 14:38

Updated 17 октября 2022,, 14:38

Сапожники без сапог? Как живет обувной рынок России

29 июня 2019, 13:16
Продажи обуви в России в 2018 году едва превысили две пары на человека. А каждая третья семья в стране, по данным Росстата, не может купить больше одной пары обуви в год на каждого человека.

О том, куда идет обувной рынок России, - в новом выпуске программы «Бизнес-вектор».

В России сегодня свыше 2 тысяч производителей обуви. Из них всего 57 крупных. И продажи каждой компании сильно зависят от выбранной стратегии и сети распространения. Крупные компании, работающие с 90-х годов, успели завоевать покупателей и сегодня активно развиваются.

По данным за 2018 год, российский рынок обуви снизился на 3% - до 1,376 трлн рублей. За год россияне приобрели почти 329 млн пар обуви. При этом в стране больше всего производится обуви для женщин. Мужской и детской обуви выпускают почти поровну. А на рабочую и лечебную обувь приходится всего 15%.

«Ральф Рингер» - одна из крупных компаний-производителей. Основатель - Андрей Бережной, инженер по образованию, занялся импортом обуви в начале 90-х годов, быстро изучил российский рынок и решил заняться производством. Сегодня у компании три производственные площадки. Но полностью российским «Ральф Рингер» не стал: часть сырья и материалов приходится импортировать, поэтому обувь проигрывает заграничной в себестоимости. В прошлом году «Ральф Рингер» произвёл 2 млн пар обуви. Продать удалось 95%.

«Ввозная пошлина на обувь готовую близка к нулю. Импортная пошлина на ввоз подошвы, которую производят в Италии, в Китае, где угодно, - ноль. А на ввоз материала, того самого эластополимера - пошлина 5%».

Андрей Бережной, владелец компании «Ральф Рингер»

Производитель спецобуви - компания «Паритет» выпускает специальную обувь с 2007 года. Спецобувь сегодня – один из немногих растущих сегментов российского рынка. Основные заказчики: армия, полиция, МЧС и крупный бизнес, в основном, российские недропользователи. На госконтракты приходится половина выпускаемой спецобуви. И это гарантированный сбыт. На «Паритет» приходится 15% продаж. В прошлом году производство и выручка предприятия выросли на 20%.

По схожей схеме - в основном на госзаказе - работает и компания «Ортомода». Ее основала Галина Волкова, профессиональный конструктор-модельер. Ещё в институте Галина разрабатывала обувь для танцоров, диссертацию защитила по спецобуви для тренировок. Сегодня «Ортомода» - крупнейший частный производитель ортопедической обуви в стране. Несколько лет назад компания перебралась в технополис «Москва», где инвестировала 150 млн рублей в современное цифровое производство. Карточки клиента, 3D-моделирование, максимальная автоматизация, - проект должен был окупиться в 2022 году. Но планы спутал захромавший рынок и особенности выпуска ортопедической обуви.

«Человек - очень сложный организм и он требует индивидуального подхода, ремесленного мастерства и очень многих специалистов. Поэтому нам пришлось вернуть ручников частично, и сложную деформацию стопы мы делаем вручную».

Галина Волкова, владелица компании «Ортомода»

По оценке «Ортомоды», каждый третий россиянин нуждается в корректирующей обуви. Но она дороже обычной: серийная пара - на четверть, индивидуальная - в десятки раз. А на рынке уже пять лет царят экономные настроения. И этот фактор играет в пользу серого импорта.

По оценкам экспертов, в тени находится до трети оборота обуви в стране, а в кроссовках и детских сандалиях – вся половина. В российской Торгово-промышленной палате считают, что перекрыть этот поток сегодня невозможно – из-за мягких законов.

«Нужен кардинальный пересмотр законодательства, которое будет более серьёзные экономические санкции вводить, конфискации, а не возврат там куда-то, и т. д. - тогда мы начнём двигаться к какому-то обелению рынка».

Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

Государство пытается загнать обувщиков в белую розницу. Почти год в России действует пилотный проект маркировки обуви, по образцу меховых изделий. Но эффективность меры пока вызывает сомнения.

По словам Сергея Катырина, если в шубе несложно проследить производителя, то про обувь так не скажешь. В массовом сегменте и в детском сегменте покупатели же ищут просто подешевле. Никто не разбирается, где произведено, кем произведено, из чего и т. д.

Тем не менее, обязательной маркировка обуви в России будет уже с 1 июля. Минпромторг считает, что эта мера выведет из тени до 100 млн пар. Но российские обувщики сомневаются, что это будет отечественная обувь. Мера явно налогового характера и производство не подстегнет. Со своей стороны, отраслевой союз попросил власти вернуть ставку НДС на 18% и снизить пошлины на импорт сырья и комплектующих. Тогда на российском рынке можно будет говорить о здоровой конкуренции.

"