Posted 30 мая 2022,, 13:16

Published 30 мая 2022,, 13:16

Modified 18 октября 2022,, 05:54

Updated 18 октября 2022,, 05:54

Герострат по-удмуртски: Фарбер из Мошенки

30 мая 2022, 13:16
Для чего освобожденному осужденному за превышение должностных полномочий и получении взятки Илье Фарберу понадобилось поджигать военкомат в Удмуртии.

Чуть больше недели потребовалось сотрудникам правоохранительных органов, чтобы вычислить поджигателя призывного пункта в поселке Игра.

Пункт, в который, как выяснилось позже, был брошен «коктейль Молотова», загорелся, 21 мая. В результате пожара пострадала одна из комнат призывного пункта, в которой хранились вещи его сотрудников.

Подозреваемым в совершении поджога стал некто Илья Фарбер, прописанный в Красногорске Московской области. По предварительным данным, в Игре живут родственники супруги Ильи Фарбера, к которым его семья на время перебралась.

Известно, что в доме родителей жены Ильи Фарбера прошел обыск. Были изъяты две канистры с бензином, автомобильное масло и металлическая проволока. Такой набор предметов, в принципе, может быть найден в любом домохозяйстве, но у следствия теперь есть признание самого Фарбера.

Он заявил под камеру, что поджигал призывные пункты и военкоматы, чтобы узнать, «на что способен». Как выяснилось, способен Илья Фарбер мало на что…

С душком «народничества»

Сельским жителем московский художник Илья Фарбер оказался в 2010 году, после того как переехал из столицы в деревню Мошенка Осташковского района Тверской области. По каким причинам переехал, бог весть: художник - он так видит. В Мошенке перспективный столичный кадр трудоустроился: сначала учителем рисования, литературы и музыки, а потом стал директором местного ДК.

Этот самый дом культуры остро нуждался в ремонте, который и стоил Илье Фарберу нескольких лет в местах не столь отдаленных.

«Дело Фарбера»

Версия самого Ильи Фарбера такова: ремонт ДК долго не продвигался из-за подрядчика, испытывавшего финансовые трудности. Помочь ему деньгами вызвался сам Илья Фарбер: он одалживал ему деньги и покупал строительные материалы. Расписок не брал. Подрядчик же якобы обещал вернуть ему деньги (около 2,5 млн рублей) после того, как будет подписан акт приемки работ и получена оплата за нее.

По версии стороны обвинения, летом 2011 года Илья Фарбер получил от субподрядчика 300 тыс. рублей, а осенью потребовал еще 132 тыс. якобы за подписание акта приемки работ.

В этом деле была еще масса подробностей и «крючков», за которые могли зацепиться как защитники художника, так и сторона обвинения.

«Не обращать внимания…»

Обвинение потребовало для Ильи Фарбера сурового наказания: 9 лет колонии строгого режима и штраф в размере 3,2 млн рублей (при этом ущерб, причиненный Фарбером бюджету ДК, оценивался в 941 тыс. рублей). Как утверждал позже сам подсудимый, суд проходил со множественными нарушениями, а председатель суда будто бы обратился к присяжным, призвав их «не обращать внимания на слова подсудимого».

В итоге суд не стал принимать во внимание наличие у подсудимого травмы позвоночника и малолетних детей. Летом 2012 года Илья Фарбер был приговорен Тверским областным судом к 8 годам колонии строгого режима и штрафу в размере 3,2 млн рублей.

7 - 4 = 3

Сторона защиты с таким приговором, понятное дело, не согласилась. Апелляция в Верховном Суде РФ дала результат - «дело Фарбера» было отправлено в Тверской областной суд на пересмотр.

Год спустя после вынесения первого приговора, летом 2013 года, Осташковский городской суд Твери приговорил Илью Фарбера к 7 годам и 1 месяцу лишения свободы в колонии строгого режима, также обязал Фарбера выплатить штраф в размере 3,1 млн рублей.

В декабре того же года срок заключения для Ильи Фарбера был снижен до 3 лет.

Фарбер, Дрейфус и Бейлис

«Дело Фарбера» имело в России некоторый резонанс. В частности, на защиту подсудимого встал Российский Еврейский Конгресс, президент которого Юрий Каннер возмущался, что суд не обратил внимания на явно антисемитский вопрос гособвинителя: «А может ли человек по фамилии Фарбер бесплатно помогать деревне?»

А экс-секретарь Союза журналистов России и вовсе сравнил «дело Фарбера» со знаменитыми делами Дрейфуса во Франции и Бейлиса в России, заявив, что оно - нравственный экзамен для российского общества.

По звездочкам

В канун нового 2014 года Московский районный суд удовлетворил прошение Ильи Фарбера об условно-досрочном освобождении. 10 января художник оказался на свободе. Рядом с помещением Тверского СИЗО его встретил сын Петр, рассыпавший на землю звездочки, используемые военными в качестве знаков различия на погонах.

Освобожденный Фарбер демонстративно на них потоптался, что, впрочем, в те сравнительно вегетарианские времена последствий для него не имело.

«Это звезды с погон прокуроров и следователей, из-за которых многие здесь сидят незаконно. И в том числе я. Тому, что за эти звездочки разрушают семьи, издеваются над людьми, надо положить конец», - заявил тогда Илья Фарбер.

Известно, что семья Ильи Фарбера после его освобождения переехала в Удмуртию, в поселок Игра, к родственникам жены художника. В Игре Илью Фарбера и задержали, предъявив обвинение по ч. 2 ст. 167 УК РФ (умышленное уничтожение и повреждение имущества, совершенные из хулиганских побуждений, путем поджога).

Решением Игринского районного суда Илья Фарбер заключен под стражу на два месяца. По данным следствия, в начале мая обвиняемый изготовил зажигательную смесь, разлил по бутылкам и бросил их в здание военкомата Игринского и Якшур-Бодьинского районов (два здания). Атака произошла в районе двух часов ночи в поселке Игра на улице Победы. Огонь распространился в помещении серверной, где хранилась служебная документация и картотека ветеранов Великой Отечественной войны.

Внутри здания был сторож, он не пострадал. Сам Илья Фарбер, можно сказать, признал вину. В коротком ролике он выразил восхищение работой оперативных сотрудников и пояснил, что мотивом поступка стало желание «узнать, способен ли я на такое».

Как выяснилось, способен, вот только за эти способности Илье Фарберу грозит серьезный срок. Ему, впрочем, к срокам не привыкать.

"