Posted 30 августа 2019,, 11:05

Published 30 августа 2019,, 11:05

Modified 17 октября 2022,, 14:51

Updated 17 октября 2022,, 14:51

«Складывайте полномочия и возвращайтесь в Москву!»

30 августа 2019, 11:05
Регионы объединяются против намерения властей строить комплексы по утилизации опасных отходов.

Протест в регионах, где федеральное правительство собирается перепрофилировать объекты уничтожения химоружия в комплексы по утилизации отходов 1-2 классов опасности, оформляется в федеральное общественное движение. Благодарить за новую головную боль премьер Дмитрий Медведев, подписавший в конце апреля этого года постановление №540, должен власти Удмуртии, становящейся центром протеста против намерений Росатома и его «дочки» РосРАО ввозить в регион для утилизации до 50 тыс. тонн опасных отходов в год.

Навстречу съезду

Нежелание региональных властей вести диалог с протестующими и блокирование попыток проведения референдума, связанного с перепрофилированием завода по уничтожению химоружия в Камбарке, обернулось намерением протестующих из Удмуртии и соседних регионов объединить усилия.

В начале октября в Ижевске должен состояться первый съезд делегатов будущего федерального общественного движения. Об этом 29 августа сообщили члены общественного комитета «Нет заводу смерти в Камбарке!», учрежденного в середине июля в столице и взявшего на себя «координацию гражданской активности по запрету создания завода по переработке опасных отходов» в Камбарке.

«В первых числах октября у нас состоится первый съезд делегатов. Приедут активисты из Пермского края, Башкортостана, Татарстана, Саратовской и Кировской областей, чтобы увидеть друг друга и сформировать федеральное общественное движение, которое будет добиваться отмены постановления правительства России №540 о перепрофилировании объектов УХО в комплексы по утилизации опасных отходов», - заявила сопредседатель общественного комитета «Нет заводу смерти в Камбарке!» Роза Ахмедшина.

Кроме того, достигнута договоренность и о приезде делегатов из Курганской области, где в аналогичный комплекс собираются перепрофилировать объект УХО «Щучье». В Саратовской области комплексом должен стать ПГТ «Горный», в Кировской – «Мирный», что же касается других регионов, отправляющих на съезд своих делегатов, их участие в протестном движении объясняется близким расположением к строящимся комплексам. Напомним, митинги и акции протеста против перепрофилирования комплекса в Камбарке прошли как в столице Удмуртии, так и в Чайковском (Пермский край) и Нефтекамске (Башкортостан).

«Главной своей задачей мы видим отмену 540-го постановления правительства. Кроме того, создание межрегионального движения должно привлечь в него специалистов – врачей, промышленных технологов, химиков, экологов, сегодня боящихся открыто выступать против перепрофилирования объектов УХО в комплексы по утилизации отходов», - заявила Роза Ахмедшина.

По ее словам, для отмены постановления правительства необходимо пройти все юридические процедуры. «Если это не поможет, протест выльется в гражданский протест в рамках закона – митинги, демонстрации, шествия и, возможно, в акции гражданского неповиновения. Мы постараемся выдержать все в рамках закона. Есть планы выступления с законодательной инициативой. В Саратовской области уже рассматривается законодательная инициатива о запрете ввоза на территорию любых отходов из-за границ области», - сообщила сопредседатель общественного комитета «Нет заводу смерти в Камбарке!»

Детская непосредственность

В ходе брифинга члены общественного комитета объяснили свою позицию против перепрофилирования объекта УХО в комплекс по утилизации отходов. В первую очередь, напомнив о словах первого вице-премьера правительства Удмуртии Александра Свинина, в декабре 2018 года заявившего: «Что касается Камбарки, вопрос появления здесь подобного комплекса будет выноситься на общественные слушания».

Никаких «общественных слушаний», связанных с перепрофилированием объекта, не проводилось (и когда они состоятся и состоятся ли вообще, непонятно). Однако решение федеральным центром, вылившееся в 540-е постановление правительства, уже принято.

«Что это? Забывчивость? Детская непосредственность? Невовлеченность в тему? Или случай так называемого вранья?» - поинтересовались члены комитета «Нет заводу смерти в Камбарке!»

По их мнению, «размещение в Камбарке производства по переработке, обеззараживанию и утилизации отходов 1 и 2 класса опасности – это строительство завода по «утилизации» нашего региона». В виде ПТК Камбарка республика получит «отрицательную инвестицию и невозвратные потери – расходы, которые никогда не смогут быть возвращены или компенсированы».

«Еще до строительства потенциально-опасного производства в Удмуртии отмечено падение рождаемости, не происходит увеличения срока продолжительности жизни, снижается качество жизни, отсутствие у населения оптимистического прогноза развития региона. Понимая, что размещение ПТК в Камбарке представляет угрозу здоровью и жизни, огромное число семей обсуждает возможность переезда из республики, по крайней мере, ребенка. Единственное, чего добилась #КомандаУдмуртии, – это отрицательный поток населения – от нас уезжают молодые, талантливые, здоровые, перспективные женщины и мужчины», - заявляют они.

По словам Розы Ахмедшиной, если глава Удмуртии Александр Бречалов «ставит перед собой задачу заслужить федеральные похвалы за счет строительства ПТК Камбарка вопреки интересам населения», с такой политикой протестующие категорически не согласны, поскольку «строительство ПТК в Камбарке – это потенциальная угроза всей экономике Удмуртии, риск потерять лидирующие позиции в производстве молока и сельхозпродукции».

«#КомандаУдмуртии, вы скучаете по городу Москве? Ваши жены и дети живут там? Вы хотите на 85-м этаже есть перепечи и устраивать удмуртские национальные праздники в парках Москвы? Вас никто здесь не держит! Складывайте полномочия и возвращайтесь в Москву!

Последствиями строительства будет именно увеличение онкологических заболеваний, рождение детей-инвалидов и упадок в сфере производства и переработки сельхозпродукции», - говорится в заявлении общественного комитета «Нет заводу смерти в Камбарке!»

Политические последствия

Как заявила Роза Ахмедшина, пока никто из представителей региональных властей на контакт с общественным комитетом не выходил.

«Мы готовы к конструктивному диалогу, но к нам не проявляют интереса как к партнерам. Никуда не приглашают, и даже заседания Общественной палаты Удмуртии, которые проводились в Камбарке, проходили без нас. Мы не смогли донести свою позицию, нам не дали задать представителям РосРАО свои вопросы», - напомнила она.

То же самое наверняка могут сказать и члены инициативной группы по проведению референдума, связанного с перепрофилированием объекта УХО в комплекс по утилизации отходов 1-2 класса в Камбарке. На прошлой неделе Центральная избирательная комиссия УР (ЦИК УР) в третий раз отказала инициативной группе в регистрации, сославшись, как и прежде, на формальные причины.

По информации «Udm-Info», очередное заседание инициативной группы по проведению референдума уже состоялось, и в ближайшие дни будет предпринята очередная, четвертая по счету, попытка зарегистрировать ее в ЦИК УР. Как сообщил один из членов инициативной группы, инициаторы проведения референдума не намерены останавливаться и будут обращаться в ЦИК УР до тех пор, пока инициативная группа не будет зарегистрирована официально.

Что же касается протестов, то они продолжаются. 31 августа в Камбарке пройдет второй по счету митинг против намерений властей перепрофилировать объект УХО в комплекс по утилизации отходов. Члены общественного комитета «Нет заводу смерти в Камбарке!» примут в нем участие.

Учитывая историю с угрозами в адрес председателя инициативной группы по проведению референдума Ии Борониной и нежелание властей Удмуртии идти на диалог с членами общественного комитета «Нет заводу смерти в Камбарке!», легко предположить, что с формальным и неформальным противодействием со стороны властей столкнется и проведение межрегионального съезда. Во что все это выльется, спрогнозировать сегодня вряд ли кто-то сможет, но сам по себе выход протеста на межрегиональный уровень не останется незамеченным в Москве. Что наверняка будет иметь, в том числе, и политические последствия.

"