Posted 31 октября 2019, 12:32
Published 31 октября 2019, 12:32
Modified 17 октября 2022, 14:42
Updated 17 октября 2022, 14:42
В минувший вторник глава Удмуртии отстранил от должности бизнес-омбудсмена региона Александра Прасолова. Пока – до конца декабря, на время проверки поданных уполномоченным сведений об имуществе и соблюдении им налагаемых законом ограничений и запретов. Обернется ли временное отстранение полной отставкой, зависит от развития конфликта между спикером Госсовета республики Александром Прасоловым, отцом бизнес-омбудсмена, и главой Удмуртии Александром Бречаловым.
«Ожидаемый» конфликт
Что стало причиной и в чем суть этого конфликта, остается только гадать. Неизвестно даже, когда именно и с чего он начался. Алексей Прасолов занял кресло спикера в сентябре 2017-го, через две недели после выборов главы региона.
«В 2017 году кандидатура Прасолова была предложена федералами, а Бречалов на нее просто согласился. Возможности выбирать и поставить своего человека у него просто не было», - говорит политолог Павел Заболотских.
Конфликт между главой региона и спикером он назвал «ожидаемым», связанным, в том числе, с личностными факторами:
«Глава региона и спикер, что называется, не сработались».
По всей вероятности, «не сработался» Александр Бречалов и с сыном председателя Госсовета, еще в 2013 году назначенным бизнес-омбудсменом региона. Первые же встречи тогда еще и.о. главы республики с предпринимателями и уполномоченным по защите их прав дали понять, что претензий к деятельности бизнес-омбудсмена у Александра Бречалова достаточно.
Пар из кастрюли
Пар из закипающей кастрюли взаимного раздражения начал пробиваться в виде результатов проверок Контрольного комитета. А поскольку работает он непосредственно при Госсовете, эти результаты наверняка были восприняты в резиденции как прозрачный намек на то, что этот инструмент будет использоваться дальше, и в перспективе контролеры нагрянут в так называемые «проектные офисы».
А поскольку сам по себе Контрольный комитет на такие подвиги не способен, в происходящем наверняка увидели «руку спикера», фигуры в системе республиканской власти отнюдь не декоративной.
«По Конституции УР полномочия председателя Госсовета достаточно обширны, и это касается, прежде всего, законодательной и контрольной функций. В частности, Контрольный комитет УР уже нашел нарушения в Автобазе Правительства, сейчас есть повод проверить все подведомственные учреждения», - говорит Павел Заболотских.
И до этих проверок, возможно, дойдет. Достигнув точки кипения, конфликт выплеснулся в публичную плоскость в самом конце октября, когда спикер Госсовета решил обеспечить политическое долголетие если не себе, то своему сыну, бизнес-омбудсмену Александру Прасолову, инициировав «нулевое чтение» нового закона об уполномоченном по правам предпринимателей.
«Нулевое чтение»
Это «нулевое чтение» законопроекта едва не вылилось в громкий публичный скандал. Попытка переписать закон, забрав у главы и отдав парламенту право назначать омбудсмена, увеличив финансирование его содержания, была воспринята как чрезмерная наглость. К тому же авторы законопроекта, очевидно решив, что получить «одобрмяс» получится тихо и незаметно, не удосужились внятно объяснить, для чего все затевается реформа.
«Закон об уполномоченном приняли в 2013 году, и до этого времени ничего не мешало омбудсмену эффективно работать «под» главой Удмуртии, показатели одни из лучших в стране, – прокомментировал ситуацию руководитель правового управления правительства Владислав Поджаров. – Для чего в 2019-м потребовалось все поменять, в пояснительной записке закона никак не объясняется».
Но не объясняется там многое. В том числе и то, что бизнес-омбудсмен Удмуртии, оказывается, может заниматься бизнесом. Этот факт подтвердил и сам уполномоченный, признав, что является совладельцем юрлица, при этом его доля якобы находится в доверительном управлении.
И действительно, по данным информационной системы СПАРК-Интерфакс, Александру Прасолову принадлежит ООО «Тамал» - зарегистрированная в 2007 году строительно-столярная фирма, при этом компания находится в стадии ликвидации.
Что же касается доходов бизнес-омбудсмена, то они больше похожи на доходы бизнесмена, а не омбудсмена. С 2014 по 2018 год официальные доходы Александра Прасолова составили более 109 млн рублей. То есть при бюджетной зарплате в 170 тысяч рублей (₽2 млн в год), в среднем правозащитник зарабатывал ежегодно свыше 20 миллионов. Сегодня в собственности омбудсмена находится 6 квартир в России, апартаменты в Болгарии, 5 земельных участков и 17 нежилых помещений. На него также оформлены Audi A8, внедорожник RangeRover, прицеп и снегоход.
Претензий не было? Будут!
Как заявил уполномоченный, надзорные органы по поводу его коммерческой деятельности претензий ему не предъявляли. Теперь – будут. «Антикоррупционная» проверка может закончиться для него хорошо только в том случае, если конфликтующие стороны о чем-то договорятся. Но о чем?
По мнению Павла Заболотских, конфликт будет только усиливаться в связи с предстоящими выборами депутатов городских дум.
«В частности, речь идет о фактическом контроле над региональным отделением партии «Единая Россия», а также контроле и управлении оставшимися региональными отделениями парламентских партий. Возможно, следующей осенью мы увидим резкое усиление одной из них», - считает он.
По мнению эксперта, конфликт перешел из аппаратной борьбы в открытую форму.
«И здесь многое будет зависеть от федерального центра. Если Бречалов не сможет получить однозначной поддержки, то конфликт может стать институциональным, когда Госсовет и правительство с главой республики окажутся по разные стороны. Это будет понятно по обсуждению бюджета Удмуртии на 2020 год», - считает Павел Заболотских.
На второй круг
Если статус главы региона в этом конфликте понятен, то хватит ли ресурсов на его продолжение у спикера Госсовета? Кого он в нем представляет – только себя и уполномоченного сына или весь Госсовет, а, может быть, некий достаточно широкий фронт недовольных политикой #Команды Удмуртии – депутатов, представителей бизнеса, чиновников?
В последнее верится с трудом, лидером широкой коалиции председатель Госсовета не способен стать в силу все тех же «личностных факторов», которые не дали ему возможности сработаться с главой Удмуртии. А опираться на депутатов, даже заручившись словесной поддержкой большинства, слишком опасно: «перековаться» они могут в любой момент.
Получается так, что на стороне спикера, если он склонится к продолжению конфликта, возможная поддержка каких-то сил в Москве и время, которое может быть затрачено #Командой Удмуртии на попытки убрать спикера с его должности. Учитывая ее неопытность в аппаратной борьбе, процесс может сильно затянуться, и в этом случае история пойдет на очередной круг – Удмуртию ждет самое настоящее возвращение в веселые 90-е - годы противостояния исполнительной и законодательной власти со всеми вытекающими из этого последствиями.