Posted 31 декабря 2013,, 08:08

Published 31 декабря 2013,, 08:08

Modified 11 ноября 2022,, 21:46

Updated 11 ноября 2022,, 21:46

Как в воду глядели

31 декабря 2013, 08:08
Большинство ожиданий, которые эксперты «Udm-Info» обозначили на 2013 год, вполне себе сбылись. Редакция подводит итоги уходящего года.

Редакция «Udm-Info» подводит итоги уходящего года и оценивает прозорливость экспертов, которые в конце 2012 года рассказали нам о том, чего ждут от года 2013-го. Можно сказать, что большая часть ожиданий сбылась.

На первом месте по результатам анализа предложенных экспертами событий 2013 года практически единогласно оказался концессионный проект строительства мостовых переходов через реки Кама и Буй. Несколько лет республика усердно шла к реализации это масштабного и первого в российской региональной практике соглашения на основе государственного-частного партнерства. И вот, наконец, 1 октября 2013 года соглашение было подписано. Строиться мост будет на средства Российской федерации, Удмуртской Республики и частного инвестора. Ввод в эксплуатацию состоится 1 октября 2016 года. Общая стоимость проекта – почти 14 млрд руб. В настоящее время работы на объекте уже начались. Как отмечает глава Миндортранса Удмуртии Олег Гарин, данный проект для республики - нечто гораздо большее, чем просто мост. С точки зрения транспортной логистики, он позволит создать новую транспортную артерию, подарить Камбарке вторую жизнь и сделать её крупным транспортно-логистическим центром. Помимо этого, концессионное соглашение должно стать визитной карточкой Удмуртии для инвесторов – показателем того, что республика способна реализовывать крупные, дорогостоящие и ответственные проекты.

Развитие и модернизация Ижевского автозавода по откликам экспертов получила второе место в 2013 году. Можно сказать, что предприятие ожидания оправдало, однако не полностью. Эксперты рассчитывали, что автозавод уже в этом году сможет выйти на точку безубыточности с годовым выпуском около 100 тыс. автомобилей в год. Как отмечает министр промышленности и энергетики Удмуртии Олег Радионов, этого не произошло, так как «обстоятельства внесли некоторые корректировки». План по выпуску на текущий год был пересмотрен и снижен до 60 тысяч автомобилей, что не позволило предприятию получить операционную прибыль. Однако связано это было все с той же программой модернизации. «Пораньше даже ушли на каникулы с тем, чтобы иметь возможность модернизировать производство, установить оборудование под модели Renaul и Nissan». К выпуску иномарок автозавод, по словам министра, сможет приступить осенью 2014 года. В целом же Олег Радионов положительно оценивает минувший год для предприятия. План по производству автомобилей практический выполнен, проведены работы по подготовке к выпуску новых моделей: «Цех по производству пластмассы – все оборудование поступило, смонтировано, запущено. Центр подготовки специалистов, который необходим для сборки иностранных моделей, тоже запущен. Нет сомнения, что специалисты будут подготовлены. Ряд специалистов прошли международную подготовку на предприятиях в Великобритании. В целом - всё по плану. Конечно, хотелось бы быстрее. Главное что программа модернизации «Ижавто», она реализуется. И те заявленные объемы – 15 млрд руб. - они будут вкладываться в переоснащение. Это значит, что неминуемо альянс будет выпускать свои модели, а это гарантирует загрузку и все вытекающие отсюда последствия», - комментирует министр.

На третьем месте в числе главных ожиданий 2013 года стояло создание концерна «Калашников». Оправдалось оно в полной мере – в августе концерн был зарегистрирован (путем переименования Ижмаша), а уже в сентябре на День оружейника на торжественную презентацию концерна приехал президент России Владимир Путин. Началась процедура объединения предприятий, в прессе озвучивались многочисленные проекты концерна от создания собственного патронного производства до активных планов покорения мировых рынков. Позже стало известно, что 49% акций «Калашникова» будут проданы частным инвесторам, среди которых были названы совладелец «Кузбассразрезугля» и «Трансмашхолдинга» Андрей Бокарев и глава «Аэроэкспресса» Алексей Криворучко. Однако под конец года новости, сопровождающие становление крупнейшего оружейного концерна, стали тревожными. В декабре суд признал недействительным закрытый конкурс на изготовление и поставку управляемых ракет «Вихрь-1» для нужд Минобороны РФ, который выиграл концерн и на который возлагались основные надежды предприятия. Свою должность покинул глава «Ижмеха» Владимир Майер, не заставили себя ждать и слухи о скорой отставке Константина Бусыгина, которые, впрочем, так и не нашли официального подтверждения. К сожалению, от комментариев на этот счет, как руководство концерна, таки и знакомые с ситуацией эксперты пока воздерживаются.

«Ижавиа», которое благодаря ставкам экспертов в прошлом году оказалось на четвертом месте в рейтинге, надежд в целом не оправдало. Не произошло долгожданного разделения на аэропорт и авиаотряд, которое должно было оздоровить ситуацию на предприятии. Да и разговоры об открытии международного терминала несколько поутихли.

Как пояснил «Udm-Info» министр имущественных отношений Удмуртии Рустэм Зайнуллин, процесс разделения «Ижавиа», а точнее, выделения из его состава ОАО «Ижевский аэропорт», 100% акций которого будет находиться в собственности республики, затянулся из-за получения разрешения антимонопольных органов. «В настоящее время указанные согласия получены. Завершение мероприятий по реорганизации ОАО «Ижавиа» планируется ориентировочно в первой половине 2014 года», - рассказал он.

Министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Олег Гарин, между тем, считает, что дела у «Ижавиа» идут вполне хорошо. «Во-первых, - отмечает он, - в этом году впервые за много лет мы перевалили за цифру в 200 тыс. (перевезенных – прим. ред.) пассажиров. По году под 230 тыс. даже может выйти. Это приличный рост. Сегодня «Ижавиа» занимает первое место в РФ по росту загрузки кресел. Я думаю, что это показатель. Значит, идем в правильном направлении – все больше и больше людей доверяют нашей авиакомпании, она загружена, а значит, экономика начинает меняться».

Что касается международного сектора, этот процесс не быстрый, подчеркивает министр, отмечая, что самый короткий срок, за который регионам на практике удалось прийти к международным перевозкам – три года. В то же время, по его словам, происходит обновление и закупка новой техники: «14 единиц новой техники куплено, которая обеспечивает, в том числе, безопасность. Начиная от чистки взлетно-посадочной полосы. Одна противо-обледенительная машина чего стоит. Много было вложений в оборудование и в то, что влияет на безопасность, на комфорт пассажиров. Движемся в нужном направлении», - говорит он. Также министр поделился информацией, о том, что авиакомпания рассматривает возможности обновления авиапарка уже в следующем году: «Смотрим, какие воздушные суда можно было бы приобрести для компании. Есть понимание, что мы хотим. Это будет лизинг, скорее всего, потому что самолет - дорогое удовольствие».

Замыкал пятерку ожиданий 2013 года один из самых известных долгостроев Ижевска – межвузовская учебно-научная библиотека УдГУ (проектные работы по созданию библиотеки были начаты еще в 1993 году). Она была торжественно открыта под занавес года 18 декабря. Новое здание представляет собой шестиэтажный корпус общей площадью почти 15 тыс. м., в котором предусмотрены современные технологические решения в части предоставления информационно-библиотечных услуг и ресурсов. Библиотека рассчитана на 900 тыс. томов. Строительство обошлось в 700 миллионов рублей.

Среди реализованных проектов 2013 года, не попавших в ТОП-5, стоит отметить открытие Центра экстракорпорального оплодотворения, который работает с лета текущего года, долгожданное и планомерное повышение зарплат бюджетников, строительство многочисленных социальных объектов – спортивных и образовательных, а также начало работ по строительству второй полосы улицы Карла Маркса, которое, судя по всему, плавно перекочует в ожидания года 2014-го.

К сожалению, в республике не удалось сохранить тренд на рост рождаемости, однако естественный прирост по-прежнему положительный. И все также эффективно весь год работала программа «Жилье для молодых семей», по которой 1 395 молодых пар в этом году смогли въехать в новые квартиры, купленные на льготных условиях.

Таким образом, год 2013 оказался вполне предсказуем, за исключением тех событий, которые вряд ли кто-то смог бы предугадать, как, например, ряд обысков в органах власти, и, безусловно, главную утрату этого года не только для Удмуртии, но и для всей страны – смерть легендарного оружейника Михаила Калашникова.

В канун Нового года остается пожелать, чтобы для республики и всех ее жителей прогнозы были только положительными, а нежданных печальных вестей было как можно меньше.

Также представляем Вам Топ-5 от «Udm-Info»: Ожидания-2014

фото с сайта http://csfun.at.ua

"