«Военная техника в нашем кино»
Карточки

«Военная техника в нашем кино»

3 мая 2019, 13:51Photo: скриншот видео на YouTube
В канун Дня Победы по всем телеканалам идут фильмы о войне и про армейские будни.
Помимо людей, избравших своей профессией защиту Родины, мы увидим на экране «героев второго плана». Это всевозможная военная техника, которая помогала нашим дедам и отцам защищать страну в войнах, которых было в изобилии в истории крайне неспокойного ХХ века.
«Т-34» (2018)

Успеху этой картины, конечно же, способствует то, что режиссёр и актёры идут по уже проторенному пути. Дело в том, что «Т-34» - это ремейк советского фильма 1964 года «Жаворонок». Эта история была описана в 60-е годы в «Комсомольской правде» - в ГДР бытовала легенда о пленных русских танкистах, которые вырвались на своём танке с испытательного полигона. Но если в «Жаворонке» против «тридцатьчетвёрки» немцы выставляют мощные противотанковые пушки, то в «Т-34» против «наших» действуют танки «Пантера». За первыми прочно закрепилось определение «Танк Победы», а за вторыми - «Wunderwaffe» (чудо-оружие).

Т-34 изначально задумывался как колёсно-гусеничный танк. «Выброшенный» колёсный привод позволил снабдить машину мощными двигателем, пушкой и бронёй. В 1941-м у «тридцатьчетвёрки» не было достойных конкурентов среди вражеских танков. Немцев очень выручали 88-мм зенитные орудия, без которых им пришлось бы очень туго. Компания «Даймлер-Бенц» получила задание до конца 1941 года скопировать Т-34. Помимо внешнего сходства, копия имела задние ведущие колёса. Но в серию она так и не пошла.

В то же время фирма «МАН» разработала новый танк с мощным орудием, но с передними ведущими колёсами. Т-V, он же «Пантера», был оборудован системами укладки стреляных гильз в герметичный контейнер и продувки ствола сжатым воздухом (экипажи прочих танков задыхались и слепли от пороховой гари). Концепция именно этой машины положена в основу большинства современных танков всего мира. В общей сложности было произведено 5995 «Пантер» (то есть лишь 7% от всей бронетехники рейха).

Наш Т-34 серийно выпускался в СССР на семи танковых заводах, где было произведено 62 300 таких машин, или почти половина от общего объёма выпуска советских танков того периода. Конечно, у Т-34 были как явные достоинства, так и ощутимые недостатки - сегодня можно найти сотни публикаций на эту тему. Но если суммировать все плюсы и минусы этих двух танков, напрашивается следующий вывод: у немцев приоритетом было качество, а у нас - количество. Последнее достигалось за счёт простоты конструкции и дешевизны изготовления. Впрочем, это относится ко всей военной технике СССР и Германии, будь то самолёты, автомобили или стрелковое оружие…

Photo:ru.wikipedia.org
«Девятая рота» (2006)

Основная часть съёмок этой картины проходила в Крыму на военном полигоне «Чауда». В массовках принимали участие несколько сот военнослужащих армии Украины. Художникам пришлось перекрашивать ярко-зелёную украинскую военную технику в защитный цвет времён СССР. Для этого было куплено более тонны акриловой краски, ведь впоследствии технике нужно было возвращать первозданный вид. В съёмках фильма было задействовано 45 бронетранспортеров, 30 танков, 25 БМП, 23 самолета, 18 вертолётов и более 70 различных автомобилей.

Режиссёр едва не отказался от самой дорогостоящей сцены картины – уничтожения самолёта с «дембелями», так как утверждённый бюджет в 9 млн долларов уже был исчерпан. Пришлось срочно искать ещё 250 тысяч долларов на приобретение военно-транспортного Ан-12, который по классификации НАТО называется «Cub» (англ. «новичок»).

В фильме принимали участие более 20 грузовиков «Урал-375». Именно эти машины горят в расстрелянной моджахедами автоколонне. Между тем «Урал» – это универсальный армейский вездеход, который в этом году отмечает свой 60-летний юбилей. Его производство было начато в 1959 году на Уральском автозаводе в городе Миасс. Машина могла перевозить груз, равный её собственный массе (около 7 т) и развивать скорость до 80 км/ч. Среди водителей «Урал» имел прозвище «армейский обжора», так как при движении по пересечённой местности мог потреблять до 100 л топлива на 100 км пути.

На базе «Уралов» было создано множество специальных машин: автоцистерны, бензозаправщики, передвижные штабы со спальными прицепами, автокраны и т. д. Фигурирующие в «Девятой роте» системы залпового огня БМ-21, более известные россиянам под названием «Град», также ставились на шасси автомобиля «Урал-375».

Photo:ru.wikipedia.org
«Любить по-русски-3» (1999)

Одним из «героев» данного фильма стала 45-миллиметровая противотанковая пушка - «сорокапятка». Это с виду невзрачное орудие может рассказать немало любопытного из истории нашей оборонной промышленности. Самая массовая пушка Великой Отечественной войны выпускалась в СССР с 1937 по 1946 год по лицензии и технической документации …немецкой фирмы «Рейнметалл».

В фильме снялся и армейский внедорожник УАЗ-469. И хотя данный экземпляр окрашен вовсе не в цвет «хаки», а в «песочный» - это тоже один видов камуфляжа, который предназначен для войны, только не в лесу, а в пустыне. История «уазика» тоже имеет множество любопытных страниц.

УАЗ-469 - это командирский автомобиль для Советской Армии, способный буксировать противотанковую пушку и преодолевать подъемы крутизной до 60%. Военные никогда не закупали более 10% годовой продукции УАЗа, но все автомобили с полным приводом подлежали обязательной регистрации в военкоматах и в случае войны попадали под мобилизацию. Только этим объясняется абсурдный в суровом российском климате брезентовый тент и не запирающиеся на ключ двери.

В 1961 году проходили испытания УАЗ-469 и ряда моделей иностранного производства по дорогам СССР. В итоге ВСЕ тестируемые иномарки были сняты с пробега по причине «неспособности дальнейшего движения в предложенных дорожных условиях».

УАЗ-469 попал даже в Книгу рекордов Гиннеса, поскольку сумел своим ходом забраться на Эльбрус на высоту 5 621 метр над уровнем моря! Конечно, это пример из ряда экстремальных. Но именно «469-й» своей надёжностью и проходимостью породил известное высказывание: «Чего только не придумают эти русские, лишь бы не строить дорог!

Эти неприхотливые внедорожники разошлись по 65 странам мира. Ну а в России армейские «уазики» стали непременными участниками всех военных парадов, так как именно на них перевозят знамёна родов войск и воинских подразделений Великой Отечественной войны.

Photo:ru.wikipedia.org
«Утомлённые солнцем» (1994)

В съёмках этого фильма было задействовано большое количество всевозможной военной техники - от бронеавтомобиля до самолётов. В одной из первых сцен показаны манёвры советских танков на колхозном поле. Два или три танка БТ-5 (аббревиатура означает «быстроходный танк») выглядят достаточно достоверно. А вот остальные семь машин не выдерживают никакой критики.

При внимательном изучении видно, что мы имеем дело с макетами. Большая часть «танков» создана из советских боевых машин пехоты (БМП). Во-первых, их выдают гусеницы: они непомерно узкие для танков. Во-вторых, они повторяют остроносый силуэт всё той же БМП. Ни один довоенный советский танк (будь то лёгкий или средний) таких очертаний не имеет…

Вся эта бутафория была создана на собственной военно-технической базе киноконцерна «Мосфильм», расположенной в подмосковном Голицыне. Организовали базу в 1967 году по личному распоряжению тогдашнего министра обороны СССР маршала Гречко. В течение нескольких лет туда свозили старую военную технику. С помощью досок, фанеры и краски работники базы могут создать практически любой танк или машину. Сегодня здесь в специальных ангарах хранится более 300 единиц колёсной и гусеничной военной техники.

Помимо упомянутой базы, у «Мосфильма» имеется неплохой парк автомобилей, которые хранятся в самой Москве. Один из обитателей дачи комдива Котова спрашивает: «Какая организация прислала сюда столь роскошное авто?» И получает от переодетого офицера НКВД ответ: «Областная филармония». Однако показанный в этой сцене роскошный чёрный «Паккард-120» принадлежал частому владельцу. Хозяевам раритетных машин киностудия платит по 50 долларов за каждый съемочный час.

Photo: скриншот видео на YouTube
«Особо важное задание» (1980)

Это первый советский фильм, который был удостоен Всесоюзной премьеры, то есть начал показываться одновременно во всех городах СССР. Сюжет картины таков: с приближением фронта Воронежский авиазавод эвакуируется в тыл и в «чистом поле» налаживает производство штурмовиков Ил-2.

Судьба этого самолёта долгое время висела на волоске, так как полностью закрытый бронёй мотор сильно перегревался и быстро выходил из строя. Конструкторы решили эту проблему, разместив охлаждающий радиатор в отдельной бронекорзине, которую лётчик мог закрыть защитными шторками во время обстрела.

Штурмовик внёс неоценимый вклад в борьбу с немецкими танками – не случайно солдаты вермахта окрестили эту машину «Schwarztod» (чёрная смерть), а красноармейцы - «летающим танком», поскольку его пушки пробивали броню немецких «Тигров» и «Пантер». В общей сложности было выпущено более 30 тысяч таких штурмовиков, то есть почти треть от всего нашего производства самолётов за годы войны. Следует отметить, что на металл приходилось лишь около трети массы Ил-2. Всё остальное представляло собой деревянный фюзеляж с обшивкой из берёзового шпона и фанеры. Первые Ил-2 с корпусом из дюралюминия были построены в СССР лишь в конце 1944 года.

Надо всегда помнить о том, что поточное производство изделия должно учитывать минимум три фактора: запасы того или иного сырья, наличие необходимого оборудования, квалификацию рабочих и инженеров. Штурмовик Ил-2 можно поставить в один ряд с «Катюшей», танком Т-34 и «Молотов-коктейлем». Потому что выпуск только таких относительно простых образцов мог быть в короткое время освоен в эвакуации даже на тех заводах, которые никогда ранее не производили никакой военной техники.

Photo:ru.wikipedia.org
«Дачная поездка сержанта Цыбули» (1979)

В этом фильме совершенно верно раскрыт тот факт, что немецкая пехота, в отличие от советской, почти не передвигалась пешком или сидя на танковой броне, а ездила в грузовиках или специально предназначенных для этого бронетранспортерах (БТР).

Угоняемый Цыбулей «немецкий» бронетранспортер – это в действительности советский БТР-152, который был принят на вооружение Советской Армии в начале 50-х годов. Форсированный двигатель разгонял 9-тонный БТР-152 до 75 км/ч. Эти машины экспортировались в 37 государств мира, причем не только в страны социализма, но и в Финляндию, Индию, Иран, Никарагуа, Индонезию.

В комедии также снялся знаменитый грузовик ЗиС-151, на базе которого и был создан вышеупомянутый БТР. Эта машина была задумана в Горьком, но её серийный выпуск начался в Москве. Дело в том, что для тяжелого трёхосного грузовика требовался достаточно мощный двигатель, которого не было у горьковчан. Поэтому возник вопрос о поставке таких моторов из Москвы. На столичном заводе тогда директорствовал Иван Лихачёв, а в Горьком - Иван Лоскутов. Узнав об этом, Лихачёв взорвался: «Это что же, вашу мать, я должен стать смежником у Ваньки Лоскутова? Да никогда!»

В конечном счете Минавтопром СССР приказал всю документацию и опытный образец машины передать на Московский автозавод. Грузовик мог перевозить 4,5 тонны груза и брать подъёмы крутизной в 30% – благодаря этим качествам в 50-е годы ЗиС-151 стал основным транспортным средством для Советской Армии. Именно этому грузовику довелось поносить два разных названия. В 1956 году умер директор завода Иван Лихачёв и тогда же был развенчан культ личности Сталина. В итоге грузовики этой модели стали самыми первыми ЗиЛами.

Photo:ru.wikipedia.org
«Женя, Женечка и Катюша» (1967)

В этом фильме установки БМ-13 «Катюша» совершенно правильно показаны на шасси американских грузовиков «Студебекер». С 1943 года именно им было доверено стать единственной базой для «Катюш». Впрочем, обо всём по порядку.

Наводившие панический ужас на врага «Катюши» были изготовлены к 15 июня 1941 года в количестве восьми штук. Цифра «13» в названии установки соответствует диаметру ракеты в сантиметрах. Подрыв взрывчатого вещества в боевой части ракеты осуществлялся с двух сторон. Две волны детонации встречались, из-за чего осколки корпуса разлетались с огромной скоростью, разогреваясь до 800°C. Поэтому возникла легенда о «термитном заряде» в боеприпасах «Катюш». Одновременное применение десятков ракет ещё более усиливало поражающий эффект.

Всем хороша была «Катюша», но для неё не было достаточно манёвренного и мощного отечественного автомобиля. Американский грузовик «Студебекер» US6 имел очень хорошую проходимость. За надёжность, а в особенности за гидравлические тормоза с вакуумным усилителем наши шофёры высоко ценили эти машины. За годы войны США поставили в СССР 152 тысячи «Студебекеров» (плюс ещё 165 тысяч автомобилей других марок). Таким образом, к концу войны американские машины составляли две трети автопарка Красной Армии!

Специально для поставок в СССР «Студебекер» оснастили двигателем, который мог работать на топливе с октановым числом «62». «Студеры» собирали в Горьком, Ульяновске, а под конец войны и в Минске. Но большинство доставшихся нам грузовиков были …иранской сборки. Узлы и агрегаты машин доставлялись морем из США до порта Абадан, где их собирали, заправляли и далее наши водители перегоняли эту технику в СССР.

Photo:commons.wikimedia.org
«Чапаев» (1934)

Сразу после начала Великой Отечественной войны был снят короткометражный фильм «Чапаев с нами». Его начало полностью повторяло финальную сцену из картины «Чапаев», но Василий Иванович благополучно добирается до берега живым. Там его встречают красноармейцы в форме образца 1941-го, которые держат наготове боевого коня.

Между тем кадры из обоих фильмов о Чапаеве, где начдив несется в атаку на лихом коне, не соответствуют действительности. Из-за полученного на германском фронте ранения в ногу он не мог ездить верхом. Чапаев передвигался на отбитом у Колчака ярко-красном автомобиле «Паккард» и в своей 25-й стрелковой дивизии имел отряд броневиков, мощную артиллерию, лучшую в Красной Армии телефонную связь и целых четыре аэроплана!

В фильме «Чапаев» в роли белогвардейского броневика пришлось выступить первому советскому бронеавтомобилю под названием БА-27, созданному на базе грузовика АМО-Ф15. Грузовик стал первой скопированной в СССР моделью «ФИАТа» - отсюда и буква «Ф» в его названии. Вскоре на Ижорском заводе приступили созданию на базе «пятнашек» первых советских броневиков, получивших индекс БА-27 («бронеавтомобиль 1927 года»).

БА-27 был вооружён пушкой Гочкиса и танковым пулемётом Дегтярёва. Чтобы выдать показанный в фильме броневик за ровесника гражданской войны, вместо штатного вооружения на нём установили два пулемёта «Мэксим» (это детище американского конструктора Хайрема Мэксима более известно у нас под названием «Максим»). Последние экземпляры броневиков БА-27 погибли в первый год Великой Отечественной войны. А потому увидеть эту машину можно только в кино.

Photo:ru.m.wikipedia.org