«Кому память, кому слава, кому темная вода...»

Карточки
«Кому память, кому слава, кому темная вода...»
«Кому память, кому слава, кому темная вода...»
16 февраля 2019, 18:32Фото: pxhere.com
В канун Дня защитника Отечества мы хотим рассказать о некоторых известных людях, которые служили в Вооруженных Силах России или СССР. Служили в разных войсках и по-разному.
Так же неодинаково сложились судьбы этих людей и по-разному увековечена память о них. Как сказал поэт: «Кому память, кому слава, кому тёмная вода - ни приметы, ни следа…» Впрочем, судите обо всём сами. С праздником!
Космонавт Юрий Гагарин. МОРСКАЯ АВИАЦИЯ

В октябре 1955 года Ю. А. Гагарин был призван в Советскую армию и направлен в город Чкалов (ныне Оренбург) в военное авиационное училище лётчиков. В училище Гагарина назначили помощником командира взвода. Из-за высокой требовательности несколько подчинённых избили Юрия, после чего тот месяц провёл в госпитале. Однако сержант Гагарин нисколько не снизил требовательности ни к себе, ни к товарищам.

В учёбе Гагарин по всем дисциплинам имел самые высокие оценки, но никак не мог освоить грамотную посадку - самолёт всё время клевал носом. Было принято решение о его отчислении. Приказ не подписывали, потому что Юрий уверял, что без неба не может жить. В последний момент начальник училища обратил внимание на маленький рост Гагарина, в связи с чем меняется угол обзора и снижается чувство земли. Курсанту подложили на пилотское кресло толстую подкладку, после чего тот справился с заданием. В октябре 1957 года Юрий Алексеевич с отличием окончил училище.

В течение двух лет он служил в Луостари (Мурманская область) в 122-й авиадивизии Северного флота. К октябрю 1959 года налетал на МиГ-15 бис в общей сложности 265 часов. Имел квалификацию «Военный лётчик 3-го класса». А поскольку Гагарин являлся лётчиком морской авиации, он должен был соблюдать флотскую форму одежды, звания и знаки различия. К счастью, сохранились многочисленные фотографии, на которых Юрий Алексеевич одет в положенный ему флотский чёрный мундир без петлиц, но с эмблемами лётного состава.

В 1959-м Юрий Гагарин написал рапорт с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Специальная медкомиссия признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полётов. Отбор 20 членов первого отряда космонавтов СССР проводился на основании целого ряда параметров: возраст 25-30 лет, рост не более 170 см, вес не более 72 кг, способность к высотной и стратосферной адаптации, быстрота реакции, физическая выносливость, психическая уравновешенность и, конечно же, членство в КПСС.

Спуск «Востока-1» происходил по баллистической траектории, то есть с 10-кратными перегрузками, к которым лётчик Гагарин был готов. Космонавт должен был катапультироваться, после чего приземляться на парашюте отдельно от спускаемого аппарата (этот факт скрывался в течение многих лет). Ещё одной проблемой было место посадки - Гагарин рисковал угодить в ледяную воду Волги. Управляя стропами, он увёл парашют от реки и приземлился в полутора километрах от берега.

После своего исторического полёта Юрий Гагарин оставался членом отряда космонавтов, в частности, именно он был дублёром Владимира Комарова, который погиб в 1967-м при аварийной посадке корабля «Союз-1». 27 марта 1968 года полковник Ю. А. Гагарин разбился, выполняя полёт на истребителе МиГ-15 в паре с опытным инструктором полковником В. С. Серёгиным. Ни одна из 12 версий этой катастрофы так и не получила 100-процентного подтверждения по той простой причине, что на самолёте отсутствовал «чёрный ящик». Останки тел обоих лётчиков были кремированы, а урны с прахом захоронены в Кремлёвской стене.

В связи с гибелью Ю. А. Гагарина в Советском Союзе был объявлен общенациональный траур. Впервые в истории СССР это было сделано в память о человеке, не являвшемся главой государства. В честь первого космонавта Земли был переименован ряд населённых пунктов (включая его родной город Гжатск), названы улицы и проспекты.

Оружейник Михаил Калашников. ТАНКОВЫЕ ВОЙСКА

Осенью 1938 года М. Т. Калашников был призван в Красную Армию в Киевский Особый военный округ. После курса младших командиров он получил специальность механика-водителя танка и служил в 12-й танковой дивизии на Западной Украине. На вооружении дивизии, помимо устаревших БТ, состояли средние танки Т-34, а также тяжёлые Т-35 и КВ-1.

Во время срочной службы Михаил Калашников разработал счётчик выстрелов из танковой пушки, приспособление к пистолету ТТ для стрельбы через щели в башне танка, счётчик моторесурса танка. Это стало первым изобретением Калашникова, рекомендованным к серийному производству, но организовать это не успели. Калашников был направлен в Киевское танковое училище для изготовления опытных образцов, а после завершения испытаний - в Москву и в Ленинград для доработки и запуска в серию.

С началом войны сержант Калашников выехал из Ленинграда на фронт. Впервые в бою оказался в августе 1941 года в качестве командира нового танка Т-34 и в звании старший сержант. Дальнейшая судьба будущего конструктора в разных источниках излагается по-разному. В одних сказано, что в октябре 1941-го под Брянском танк Калашникова был подбит, а сам он получил тяжелое ранение в плечо и серьезную контузию. В других говорится, что по данным Архива Министерства обороны (справка № 6/0/44122 от 20.09.2005), 31 августа 1941 года старший сержант М. Т. Калашников получил слепое осколочное ранение в области левого плечевого сустава. Таким образом, фронтовая биография Михаила Тимофеевича продолжалась от нескольких недель до двух месяцев. Как бы то ни было, в дни немецкого блицкрига на Москву, многие солдаты и офицеры РККА гибли в первые же дни пребывания на передовой…

С 1942 года Калашников работал на Центральном научно-исследовательском полигоне стрелкового и миномётного вооружения. Здесь в 1944-м он создал опытный образец самозарядного карабина, который, хотя и не пошёл в серию, частично послужил прототипом для создания автомата. После войны М. Т. Калашников начал разработку автоматического оружия под так называемый промежуточный (т. е. мощнее пистолетного, но слабее винтовочного) патрон. Этот автомат Калашникова победил в конкурсе 1947 года и был принят на вооружение Советской Армии.

В 1948 году Михаил Тимофеевич был направлен на Ижевский мотозавод для участия в изготовлении первой опытной партии своего автомата АК-47. К 20 мая 1949 года задание было выполнено - завод изготовил 1500 автоматов, после чего их производство было перенесено на «Ижмаш». Сам создатель легендарного АК-47 был удостоен Сталинской и Ленинской премий. Он дважды Герой Социалистического труда, Герой России, кавалер высшей награды нашей страны - ордена Святого апостола Андрея Первозванного.

1956 году М. Т. Калашникову было присвоено звание техник-лейтенант, а спустя 10 лет - майор технической службы. В 1967 году он получил звание подполковника, а спустя два года - полковника. В 1994 году, находясь в Ижевске, Борис Ельцин торжественно вручил конструктору погоны генерал-майора, в 1999 году ему присвоили звание генерал-лейтенанта.

Михаил Тимофеевич Калашников скончался 23 декабря 2013 года на 95-м году жизни в Ижевске. Похоронен на Пантеоне Героев Федерального военного мемориального кладбища в подмосковных Мытищах.

Путешественник Николай Пржевальский. ПЕХОТА

По окончании гимназии Н. М. Пржевальский определился унтер-офицером в Рязанский пехотный полк. Получив офицерский чин, перешёл в 28-й пехотный Полоцкий полк, а затем поступил в Николаевскую академию Генерального штаба.

Окончив академию, Пржевальский отправился добровольцем в Польшу для участия в подавлении Польского восстания. Впоследствии он служил преподавателем истории и географии в Варшавском юнкерском училище. В это время появились его первые сочинения, за которые в 1864 году Николай Михайлович был избран действительным членом Императорского Русского географического общества. На военном поприще дослужился до чина генерал-майора от инфантерии (пехоты).

Крупнейшими заслугами Пржевальского являются исследования нескольких горных систем и открытие новых видов животных. Это дикий верблюд, лошадь Пржевальского, ряд новых видов других млекопитающих.

В 1888 году Николай Михайлович двинулся через Самарканд к русско-китайской границе, где во время охоты в долине реки Кара-Балта, выпив речной воды, заразился брюшным тифом. По дороге в Каракол Н. М. Пржевальский выкупался в реке и вопреки собственным предписаниям глотнул речной воды. Вскоре он почувствовал себя плохо и через несколько дней скончался. Из-за твёрдости грунта солдаты и казаки копали могилу своему командиру в течение двух дней. Могила генерал-майора Пржевальского находится на берегу озера Иссык-Куль в 12 км от киргизского города Каракол.

Воздушный ас Пётр Нестеров. АРТИЛЛЕРИЯ + ВВС

П. Н. Нестеров окончил Нижегородский кадетский корпус, в котором работал его рано умерший отец. В числе шести лучших выпускников был направлен в Санкт-Петербург в Михайловское артиллерийское училище. (Великий князь Михаил Павлович был шефом артиллерийского ведомства. Не случайно в Ижевске есть и Михайловская колонна, и Михайловский собор. И то, и другое построено на деньги ижевских рабочих оружейников).

Отлично сдав выпускные экзамены в училище, Нестеров был произведён в подпоручики и попал по распределению во Владивосток - в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелково-артиллерийскую бригаду. Почти 6 лет прослужил артиллеристом и за это время разработал правила корректирования стрельбы из аэростата.

Летом 1911 года, находясь в отпуске в Нижнем Новгороде, он познакомился с авиатором Петром Соколовым и вскоре стал членом Нижегородского общества воздухоплавания. В следующем году Нестеров сдал экзамены на звание пилота-авиатора и в 25 лет совершил первый самостоятельный полёт. В 1913-м окончил Офицерскую Воздухоплавательную школу в Гатчине. В мае 1913 года он был назначен в формировавшийся в Киеве авиационный отряд. Вскоре Пётр Николаевич стал командиром этого самого отряда.

Для доказательства своей идеи, согласно которой «в воздухе для самолёта всюду опора», 27 августа 1913 года в Киеве над Сырецким полем П. Н. Нестеров впервые в мире выполнил на самолёте «Ньюпор» замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Этим манёвром, названным «Петлёй Нестерова», было положено начало технике высшего пилотажа.

Нестеров занимался и конструкторской деятельностью. В 1910 году, ещё будучи артиллеристом, он построил планер и летал на нём. Позже, на основе изучения полёта птиц, П. Н. Нестеров разработал проект оригинального самолёта без вертикального оперения. Военное ведомство отклонило проект, но Пётр Николаевич продолжал совершенствовать свою машину. В 1913 году авиатор разработал исследовательскую конструкцию 7-цилиндрового двигателя мощностью 120 л. с. с воздушным охлаждением. Позже Пётр Нестеров занимался строительством одноместного скоростного самолёта, закончить который ему помешала война.

Для разрушения оболочки вражеских дирижаблей Нестеров установил в хвостовой части своего аэроплана «нож-пилку», а для поражения воздушного винта самолёта неприятеля - длинный трос с грузом на конце в виде «кошки».

Осуществив за время войны 28 вылетов, 26 августа 1914 года Пётр Николаевич совершил свой последний подвиг - протаранил австро-венгерский самолёт, который вёл воздушную разведку передвижения русских войск.

П. Н. Нестеров был похоронен в Киеве в Аскольдовой могиле. Позже его могила была перенесена на Лукьяновское кладбище. В 1914 году на месте гибели Нестерова у украинского города Жолква (с 1951 по 1992 годы он назывался Нестеров) был сооружён монумент. Позднее, в 1980-м, здесь был построен мемориал памяти героя и небольшой музей. В «лихие» 1990-е годы музей был заброшен и разграблен…

Поэт Николай Гумилёв. КАВАЛЕРИЯ

После начала Первой мировой войны в августе 1914 года Н. С. Гумилёв записался добровольцем в армию. Примечательно, что хотя почти все именитые поэты того времени слагали патриотические стихи, в боевых действиях добровольцами участвовали лишь двое: Николай Гумилёв и Бенедикт Лившиц.

Рядовой Гумилёв был зачислен в кавалерийский полк, который уже в ноябре был переброшен на фронт в Южную Польшу. 19 ноября состоялось первое сражение. За ночную разведку перед сражением смельчак был награждён Георгиевским крестом и повышен в звании до ефрейтора. Крест был вручён ему 13 января 1915 года, а спустя два дня его произвели в унтер-офицеры (в нынешних терминах это сержанты).

В 1915-м Н. С. Гумилёв воевал на Волыни и почти ежедневно участвовал в разведывательных разъездах. Здесь он прошёл самые тяжкие военные испытания, получил свой второй Георгиевский крест.

6 июля началась масштабная атака противника. Была поставлена задача удерживать позиции до подхода пехоты. Было спасено несколько пулемётов, один из которых лично нёс Николай Степанович. За это он был награждён 3-м Георгиевским крестом.

В марте 1916 года произведён в прапорщики (тогда это было начальное офицерское звание) с переводом в гусарский полк. В августе Гумилёв был командирован в Петроград, в Николаевское кавалерийское училище. Потом вновь переведён на фронт и воевал вплоть до января 1917 года.

В 1917 году прапорщик Гумилёв решил перевестись на Салоникский фронт и отправился в русский экспедиционный корпус, воевавший во Франции. Прибыв в Париж, сначала проходил службу в качестве адъютанта при комиссаре Временного правительства, но затем перешёл в 3-ю бригаду. Вскоре 1-я и 2-я бригада подняли мятеж. Он был подавлен солдатами 3-й и 4-й бригад, причём Гумилёв лично принимал участие в его подавлении. Весной 1918 года Россия заключила с Германией Брестский мир и поэт принял решение вернуться в Россию.

В 1920-м был учреждён Петроградский отдел Всероссийского Союза поэтов и на выборах председателя Н. С. Гумилёв победил с перевесом всего в один голос. При этом, Николай Степанович никогда не скрывал своих убеждений и взглядов. Так, на одном из поэтических вечеров на вопрос из зала о его политических убеждениях, ответил: «Я убеждённый монархист».

3 августа 1921 года Гумилёв был арестован по подозрению в участии в заговоре «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева». 1 сентября было опубликовано постановление Петроградской ГубЧК о расстреле участников заговора с указанием, что приговор уже приведён в исполнение.

Как было установлено в 2014 году, Гумилёв и ещё 56 осуждённых были расстреляны в ночь на 26 августа. Место расстрела и захоронения поэта до сих пор неизвестны т. к. ни в одном документе они не указаны. В 1992 году дело «Петроградской боевой организации» было признано сфабрикованным и все осуждённые по нему посмертно реабилитированы…

Политик Александр Лебедь. ВДВ

После окончания школы Александр Лебедь не сразу влился в ряды «крылатой пехоты», а сначала пытался поступить то в Армавирское, то в Качинское училище лётчиков. Оба раза он не прошел медкомиссию из-за превышения допустимого роста сидя. Работал шлифовщиком на одном из заводов родного Новочеркасска и даже грузчиком в продовольственном магазине.

В 1969 году он наконец поступил в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище. После окончания училища лейтенанта Лебедя оставили в нём командиром учебного взвода, а затем и роты. В 1981-м был направлен в Афганистан, где командовал батальоном парашютистов. Во время войны получил осколочное ранение в ногу, рана не заживала, что стало причиной возвращения в СССР.

В 1982 году майор Лебедь поступил в Военную академию имени М. В. Фрунзе, которую спустя три года окончил с отличием. Затем служил в частях ВДВ в Рязани, Костроме, Пскове. С 1988 года командовал 106-й воздушно-десантной дивизией, с которой участвовал в боевых действиях и миротворческих акциях, в том числе в подавлении антисоветских выступлений в Тбилиси и Баку.

В 1992 году генерал Лебедь был назначен командующим 14-й армией, дислоцированной в Приднестровье. Его усилиями удалось прекратить Приднестровский вооружённый конфликт и гибель многих мирных людей. В ночь на 8 июня 1992 года 14-я армия уничтожила 2,5 тысячи готовых перейти в наступление молдавских и румынских военных и это заставило стороны искать мирные пути решения конфликта.

Зимой 1994 года Лебедь разошёлся с министром обороны Павлом Грачёвым (известным по прозвищу Паша-Мерседес) во взглядах на чеченский конфликт. В следующем году, не согласившись с приказом о реорганизации 14-й армии, подал рапорт об отставке. В июне 1995-го был освобождён от занимаемой должности и досрочно уволен в звании генерал-лейтенанта в запас с правом ношения военной формы одежды.

В мае 1998 года А. И. Лебедь был избран губернатором Красноярского края, набрав во втором туре 59% голосов. Вскоре у губернатора возник конфликт с олигархами - владельцем комбината «Норильский никель» Потаниным и «Красноярский алюминиевый завод» Быковым.

Погиб 28 апреля 2002 года в катастрофе вертолёта Ми-8 в районе озера Ойское в Красноярском крае. Обстоятельства той катастрофы породили слухи о том, что популярного губернатора, что называется, «заказали». Александр Иванович Лебедь похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Лейтенант Пётр Шмидт. ВМФ

В нашей стране очень трудно найти человека, который бы не слышал о лейтенанте Шмидте. При этом большинство наших сограждан не знают даже имени этого человека, который стал широко известен благодаря знаменитому роману Ильфа и Петрова «Золотой телёнок». Между тем история жизни лейтенанта Шмидта заслуживает того, чтобы рассказать о ней.

Пётр Петрович Шмидт родился в Одессе в семье очень уважаемого офицера российского военно-морского флота. А его дядя - Владимир Шмидт - имел высший флотский чин (полного адмирала) и очень хорошо относился к племяннику, будучи его крёстным отцом. Юноша имел всё необходимое для самой блестящей карьеры офицера военного флота. Он без труда поступил в Петербургский морской корпус. По воспоминаниям однокашников, за Шмидтом почти сразу закрепилось прозвище «псих», так как у него периодически происходили нервные приступы и, кроме того, его подозревали в воровстве денег из карманов шинелей своих товарищей. Впрочем, исключения из училища удалось избежать, поскольку и отец, и дядя нашего героя имели обширные личные связи.

По окончании учёбы Пётр Шмидт был произведен в мичманы (в то время начальное офицерское звание на флоте) и распределён служить на Балтику (читай: оставлен в столице). В это время Шмидт женился, хотя офицер не имел права подавать рапорт о женитьбе в течение первых трёх лет службы. Кроме того, он был обязан сначала представить свою избранницу офицерскому собранию.

Мичман приобрёл у сослуживцев отвратительную репутацию, однако дядя сумел отправить нерадивого племянника на новое место службы - на базу Тихоокеанского флота в порту Нагасаки (Япония). Но и там произошло всё то же самое. На всех кораблях, где ему довелось послужить, Шмидт имел репутацию неврастеника, а его переводы с одного корабля на другой сопровождались чередой скандалов. Стоит ли удивляться тому, что П. П. Шмидт продержался на флоте всего полтора года и потому навсегда остался в звании лейтенанта, тогда как многие из его однокашников дослужились до адмиралов. После переезда на Дальний Восток у Шмидта возобновились нервные припадки, из-за чего его с диагнозом «неврастения» отправили на лечение в Петербург и вскоре уволили в запас.

Во время Русско-Японской войны Шмидта призвали из запаса и назначили командиром миноносца № 253, базировавшегося недалеко от Одессы. В июне 1905 года Одесса стала эпицентром грандиозных беспорядков с участием восставшего броненосца «Потёмкин». Именно в эти дни Шмидт самовольно оставил место службы, прихватив при этом кассу вверенного ему корабля (почти две тысячи золотых рублей!). Дядя-адмирал, конечно же, погасил растрату из своих личных средств и добился увольнения племянника с флота (как раз в это время война с Японией подошла к концу).

Окончательно уволенный со службы лейтенант отправился в Севастополь, где проник на борт крейсера «Очаков». К сожалению, матросы мятежного корабля видели в этом человеке не дезертира и растратчика, а «пламенного борца за свободу». Видимо, для пущей солидности Пётр Петрович надел на себя погоны капитана второго ранга и велел поднять сигнальные флаги, означающие «Командую флотом».

Развязка наступила лишь 15 ноября, когда после истечения срока ультиматума по «Очакову» был открыт огонь. С тыльной стороны «Очакова» стоял миноносец с полным запасом угля и воды. Как только на крейсере начался пожар (вызванный детонацией снарядов в кормовом погребе) Шмидт первым среди мятежников(!) покинул «Очаков» и попытался вырваться из Севастопольской бухты в открытое море. Несколькими точными выстрелами машинное отделение миноносца было выведено из строя, но «командующего революционным флотом» нашли далеко не сразу. Дело в том, что он прятался под палубным настилом и к тому же успел переодеться в матросскую робу и при аресте пытался выдать себя за простого кочегара.

Суд приговорил Шмидта и троих его ближайших помощников к расстрелу, еще 37 матросов с «Очакова» получили различные сроки каторги. На рассвете 6 марта 1906 года четверку смертников доставили на остров Березань и там привели приговор в исполнение.