Авиаторы, которые жили в Удмуртии
Карточки

Авиаторы, которые жили в Удмуртии

16 августа 2019, 12:05Photo: ru.m.wikipedia.org
Каждый год в третье воскресенье августа мы отмечаем День Воздушного Флота России. Это профессиональный праздник летчиков, авиамехаников, диспетчеров, бортпроводников и других работников авиационной инфраструктуры нашей страны. Он возник в далеком 1933 году и изначально назвался Всесоюзный день авиации.
Сегодня наш рассказ о людях, которые жили в Удмуртии и в разные годы летали на военных или гражданских самолетах, либо помогали создавать крылатые машины. Выражаем благодарность сотрудникам Сарапульского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника за информацию о колыбели советского авиастроения – городе Сарапуле.
«Время первых»

В 2017 году фильм с таким названием с большим успехом прошел в кинотеатрах нашей страны. Он посвящен эпопее первого выхода человека в открытый космос. Командиром экипажа «Восхода-2» был летчик-космонавт Павел Беляев, который учился летать на удмуртской земле.

Едва юноше исполнилось 18 лет, он добровольно поступил в Красную Армию и был направлен в Третью школу летчиков Военно-морского флота, которая в 1943-1944 годах находилась в Сарапуле. Училище располагалось по адресу улица Советская, 6. В наши дни в этом здании работает автошкола ДОСААФ.

Когда-то в Сарапуле имелся неплохой аэродром – он находился в районе обувной фабрики и остался со времен, когда в городе располагался дивизион тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец». В 1920-м была организована первая в России пассажирская авиалиния Сарапул – Екатеринбург. А в 1922 году в дивизионных мастерских построили самый первый советский самолет под названием «КОМТА».

В Сарапуле курсант Беляев прожил 14 месяцев, научившись летать на учебном самолете По-2. Как и Юрий Гагарин, до зачисления в отряд космонавтов Павел Беляев служил летчиком-истребителем морской авиации, а потому носил черную флотскую форму.

18-19 марта 1965 года П. И. Беляев совершил космический полет в качестве командира корабля «Восход-2». А второй пилот Алексей Леонов впервые в мире вышел в открытый космос.

В 1967 году в приветственном письме к читателям сарапульской газеты «Красное Прикамье» Павел Иванович писал: «Уральская земля, уральский народ мне особенно дороги. С уральской земли впервые поднялся в воздух на самолете По-2. На уральской земле произвел посадку космического корабля «Восход-2»…

Photo:ru.m.wikipedia.org
Памятник Надежде

В конце «бархатного сезона» – 15 октября 1970 года – из приграничного города Батуми рейсом на Сухуми и Краснодар вылетел самолет Ан-24. На нем находилось 46 пассажиров, включая 17 женщин и одного ребенка. Отдохнувшие на Кавказе люди еще не знали о том, что в ближайшие сутки им предстояло стать свидетелями первого удавшегося угона советского воздушного судна.

Через несколько минут после взлета на высоте 800 метров двое пассажиров – отец и сын Бразинскасы вызвали бортпроводницу и передали записку для пилотов с требованием изменить маршрут и лететь в Турцию. Девушка бросилась в кабину и закричала: «Нападение!» Преступники кинулись за ней. «Никому не вставать! – заорал младший из угонщиков – Иначе взорвем самолет!» В этот момент в салоне прозвучали выстрелы, один из которых оборвал жизнь 19-летней Надежды Курченко, у которой ровно через три месяца была назначена свадьба…

Сразу после приземления в Трабзоне угонщики сдались турецким властям. На следующий день на специально присланном самолете остальных пассажиров и тело погибшей девушки вывезли в СССР. Чуть позже турки вернули и угнанный Ан-24. После капитального ремонта борт № 46256 с фотографией Нади Курченко в салоне еще долгое время летал в Узбекистане.

Надежда Владимировна Курченко окончила школу-интернат в селе Понино Глазовского района. В 1970 году была похоронена в центре Сухуми. Спустя 20 лет ее могилу по просьбе родственников перенесли на кладбище города Глазова. Посмертно награждена орденом Красного знамени. Ее имя присвоено одному из горных пиков, танкеру российского флота и малой планете в созвездии Козерога.

Photo:ru.wikipedia.org
Путь к Звезде номер шесть

В сентябре 1919 года будущий героический летчик Михаил Водопьянов вместе с дивизионом воздушных кораблей «Илья Муромец» прибыл в Сарапул из Липецка. Первое время юноше доверяли управлять лишь лошадью, затем он освоил автомобиль и только потом самолет. Водопьянов, как большинство служащих дивизиона, два года прожил в красноармейском общежитии в здании винного склада Сарапульского ликеро-водочного завода. Склад пустовал по той причине, что с 1914 по 1924 год в стране действовал «сухой закон» и производство спиртного было полностью остановлено.

О жизни в Сарапуле Михаил Васильевич вспоминал: «Я почти не покидал аэродрома, ремонтировал боевые машины. С восторгом провожая их в полет, я бежал рядом с крылом, помогая пилотам вырулить на старт. И в эти минуты у меня зародилась дерзкая мечта - научиться летать. Советовался я по этому поводу с механиками, но они только покачивали головами: «Образования у тебя, парень, для этого мало». Однако с их же помощью я стал учиться - сначала грамоте, потом арифметике. Одновременно учился управлять автомобилем…»

Став летчиком, в 1934 году М. В. Водопьянов принимал участие в спасении экипажа ледокола «Челюскин». Из Анадыря он трижды летал к месту бедствия и вывез 10 человек. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза (удостоверение № 6).

21 мая 1937 года Михаил Васильевич впервые в мире совершил посадку самолета на лед в районе Северного полюса, первым в истории авиации применив тормозной парашют. Самолёт Водопьянова доставил группу зимовщиков, которые организовали первую дрейфующую станцию «Северный полюс» (СП-1).

Photo:commons.wikimedia.org
Спаситель Звездочки

25 марта 1961 года, то есть за 17 дней до первого полета человека в космос, состоялся запуск на орбиту собаки по имени Звездочка. На борту ее сопровождал манекен, которого назвали «Иваном Ивановичем». Сам полет «Востока 2-ЗКА» был успешным: после двух витков вокруг Земли корабль свели с орбиты, и в период спуска с него катапультировали манекен космонавта. «Иван Иванович» и спускаемый аппарат со Звездочкой приземлились недалеко от города Чайковского.

Искать Звездочку в Ижевск заранее приехали специально обученные люди из Москвы, но из-за плохой погоды московский самолет не мог вылететь. На поиск собачки на небольшом Як-12 полетел командир Ижевского авиаотряда Лев Карлович Оккельман, которого сопровождали два офицера КГБ. Он посадил свой самолет прямо около спускаемого аппарата со Звездочкой. Офицеры ушли в ближайшую деревню налаживать связь, а Лев Карлович всю ночь провел рядом с собачкой-космонавтом.

Наутро на месте приземления появились самолет и два вертолета со специалистами. Спускаемый аппарат с собакой разминировали (минирование было сделано на случай приземления за пределами СССР), затем извлекли из него Звездочку. В этот вечер собака отдыхала на диване в кабинете Льва Карловича, а его супруга (она же начальник метеостанции) накормила собачку колбасой.

На следующий день поисково-спасательный отряд со Звездочкой улетел в Москву. Товарищи из органов забрали у летчика планшет с картой и велели никому ничего не рассказывать…

Photo:ru.wikipedia.org
Создатель «Нормандии-Неман»

Федор Яковлевич Фалалеев родился в многодетной крестьянской семье (из 18 детей 12 умерли в младенчестве или в детстве). Из-за бедности он окончил только лишь 5 классов школы в селе Вавож. В 1917 году поступил на Ижевский оружейный завод резчиком обойм. В период Ижевско-Воткинского восстания в августе 1918 года встал на сторону большевиков и был вынужден скрыться из занятого восставшими Ижевска в Можгу.

Записался добровольцем в Красную Армию и на протяжении 13 лет служил в пехоте. В 1932-м был переведен в авиацию. Всего за 10 лет службы стал маршалом авиации и заместителем командующего Военно-Воздушных сил РККА. Многократно заменял командующего ВВС во время его многочисленных выездов на фронт. В отличие от многих других высших командиров ВВС, сам умел управлять самолетом.

Федор Яковлевич являлся главным представителем от СССР на переговорах по вопросам создания знаменитого советско-французского авиационного полка «Нормандия-Неман». В 1945 году участвовал в работе Потсдамской конференции и на встрече военных делегаций союзных держав Англии, Франции, США. По его инициативе в 1947 году был издан сборник статей 100 Героев Советского Союза о наиболее интересных боевых эпизодах и приемах ведения воздушных боев (он был переиздан в 2005 году).

Photo:ru.wikipedia.org
«Ночные ведьмы»

Нина Ульяненко родилась в Воткинске. Училась в Саратовском авиационном техникуме. Первый боевой вылет совершила в мае 1942 года на Южном фронте в составе полка ближних ночных бомбардировщиков. Всего на ее счету 918 боевых вылетов.

«Ночные ведьмы» летали на бипланах Поликарпова (По-2). Этот самолет создавался вовсе не для боев, а для обучения начинающих летчиков. В нем не было даже отсека для авиабомб (снаряды подвешивались под «брюхо» самолета на специальные бомбодержатели). Максимальная скорость, которую могла развить такая машина, - 120 км/ч. Самолету По-2 посвящен культовый фильм «Небесный тихоход», в котором снималась другая уроженка Удмуртии – Людмила Глазова.

Девушки, летавшие на По-2, не имели парашютов. До 1944 года эти самолеты не были оснащены пулеметами. Управлять По-2 мог как пилот, так и штурман, поэтому если первый погибал, его напарник мог привести машину на аэродром. За годы войны погибли 32 летчицы полка, в том числе его командир Марина Раскова.

Указом от 18 августа 1945 года за проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии лейтенанту Н. З. Ульяненко присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1948-м Нина Захаровна вернулась в Удмуртию. Работала в «Удмуртской правде», учителем, директором школы, была начальником учебной части республиканского аэроклуба ДОСААФ.

Photo:ru.wikipedia.org
Чтоб не вылететь в трубу

Задолго до того как новая модель самолета поднимется в воздух, ее испытывают, «продувая» в аэродинамический трубе. Это делается для того, чтобы обеспечить минимальное лобовое сопротивление, которое дает ощутимую экономию топлива.

Академик Липанов имеет всемирную известность как специалист по топливу для летательных аппаратов, а также светило в области турбулентных течений. Наверняка многие читатели хотя бы раз мысленно обращались за помощью к Господу Богу, когда их лайнер на большой высоте попадал в «болтанку», а по-научному - в зону сильной турбулентности. Так вот, помимо прочего, Алексей Липанов создал метод исследования турбулентных потоков теоретическими средствами, который позволяет проектировать летающую технику без использования аэродинамических труб!

В течение 8 лет Алексей Матвеевич работал ректором Ижевского механического института, где создал конструкторское бюро при М-факультете, ряд отраслевых и проблемных лабораторий, способствовал оснащению института мощной вычислительной техникой. Под его руководством построены два учебно-лабораторных корпуса, 4 жилых дома, два 12-этажных общежития квартирного типа, столовая, дворец культуры, профилакторий, детский комбинат, загородная экспериментальная база, загородная база отдыха.

Стараниями Алексея Матвеевича в Ижевске созданы Институт прикладной механики и Удмуртский научный центр Уральского отделения Академии наук. Он действительный член РАН и Почетный гражданин Удмуртской Республики.

Photo:ru.wikipedia.org
Два побега из тыла врага

В начале центральной аллеи сквера у Вечного огня установлен бюст летчика-штурмовика, дважды Героя Советского Союза Е. М. Кунгурцева. Евгений Максимович родился Ижевске в рабочей семье. В Красную Армию был призван в 1940 году. В первые месяцы войны вместе с пятью миллионами красноармейцев попал в плен, но в ноябре сумел бежать и вернулся в строй.

В 1942 году окончил авиационную школу пилотов. Служил на Ленинградском и 3-м Белорусском фронтах. Воевал на Ил-2, который за способность пушек пробивать танковую броню называли «истребителем танков», а немцы прозвали эту машину «Schwarzer Tod» («Черная смерть»).

Наш земляк лично уничтожил и повредил 8 танков, 97 автомашин, 2 паровоза, 46 железнодорожных вагонов, 1 самолет в воздухе, 2 дзота, 16 повозок. Указом от 23 февраля 1945 года Е. М. Кунгурцеву присвоено звание Героя Советского Союза.

В марте 1945 года Евгений Максимович был сбит и ранен. Командование решило, что летчик погиб и его мать получила «похоронку». Он же в течение трех суток находился в тылу врага и сумел пробиться к своим. Указом от 19 апреля 1945 года за новые боевые подвиги Е. М. Кунгурцев награжден второй медалью «Золотая Звезда».

После войны был инспектором-летчиком авиационного соединения, командиром авиаполка. Командовал 6-й гвардейской Таганрогской бомбардировочной авиационной дивизией.

Photo:commons.wikimedia.org