Авто в кино
Карточки

Авто в кино

18 октября 2019, 17:25Photo: скриншот видео на YouTube
Ежегодно в октябре россияне с удовольствием отмечают День автомобилиста. В наши дни к армии профессиональных водителей примыкают десятки миллионов автолюбителей.
Не так давно знакомство наших сограждан с автотехникой нередко происходило с помощью кинематографа. Сегодня мы расскажем о наиболее известных творениях советского автопрома, которые сыграли яркие роли в нашем кино. В этом материале мы приводим цены на некоторые отечественные автомобили, которые можно было заказать за рубежом по каталогу «World Car Catalogue»в 1965 году. Цены указаны в долларах США. Однако следует иметь в виду, что покупательная способность доллара того времени примерно в 10 раз выше, чем у доллара 2019 года.
«Квартира на колёсах»

Картина Эльдара Рязанова «Служебный роман» попала в зарубежный прокат под названием «Office romance» («Офисный романс»). История начинается с того, что из загранкомандировки возвращается некий Самохвалов. Он становится заместителем директора учреждения, в котором трудится его бывший однокашник Новосельцев. На новое место работы новый «зам» приезжает на собственной новой «Волге» ГАЗ-24.

Садясь в машину, Новосельцев невольно восклицает: «Да это просто малогабаритная квартира!» Не менее сильно его поразила зарубежная автомагнитола. «Это встроенный стереофонический магнитофон Philips», - небрежно говорит ему Самохвалов. И действительно, в конце 70-х годов такая вещь в салоне авто считалась исключительно крутым наворотом.

«Двадцатьчетвёрку» поставили на конвейер ещё в 1968-м, однако для полного перехода на новую модель понадобилось еще целых два года. Только с 15 июля 1970-го ГАЗ-24 окончательно вытеснил 21-ю «Волгу». Передовые на тот момент технологии, а также небольшой масштаб производства окончательно похоронили идею конструкторов сделать ГАЗ-24 массовым автомобилем. Первые партии новых «Волг» начали поставлять в госучреждения – на них пересели директора предприятий и партийные секретари – одним словом, эта машина оказалась отнюдь не для «простых». Особым успехом у начальства пользовались черные «Волги». Именно на такой машине ездит директор учреждения Людмила Прокофьевна Калугина. На ней же главные герои уезжают в финальной сцене картины.

К слову, после развала СССР цветовые пристрастия начальников враз поменялись с точностью до наоборот - российские чиновники стали ездить на «Волгах» белого цвета. А в описываемые времена приобрести ГАЗ-24 в личную собственность могли лишь избранные. Большинство советских людей имели возможность насладиться этой машиной разве что в качестве пассажиров такси.

Photo:скриншот видео на youtube.com
Русская тройка

Комедия «Невероятные приключения итальянцев в России» стала первой отечественной лентой, над которой совместно работали советские и итальянские режиссёры, актеры и каскадёры. Кроме того, в фильме снялись автомобили из двух стран. Помните санитарный фургон «ФИАТ-238», который с включенной сиреной несётся по Риму, чтобы доставить школьника к началу урока?

В этой комедии состоялась «презентация» новой модели «Жигулей» ВАЗ-2103. «Тройка» – это одна из версий ФИАТ-124. СССР приобрёл лицензию на производство трёх модификаций этой машины: «норма (обычный)», «фамильяпе (семейный)» и «спечиале (люкс)» На ВАЗе им соответственно присвоили индексы 2101, 2102 и 2103.

Едва появившись на киноэкране, ВАЗ-2103, стал автомобилем-мечтой для десятков миллионов советских людей. Множество хромированных деталей, невиданные доселе тахометр, подлокотники и подголовники, а также 71-сильный движок - всё это делало «тройку» эталоном автомобиля среднего класса.

По ходу действия «Приключений итальянцев» красный ВАЗ-2103 лихо проносился по грязи, перелетал через забор, бился боками о различные препятствия - а после превращения в груду мятого железа, его лихо «восстанавливали» работники советского автосервиса. В 1973 году в СССР в процессе киносъёмок разрешалось бить только списанные машины. На итальянцев это правило не распространялось, поэтому во время работы над фильмом из пяти новеньких «Жигулей» они вдребезги расколотили целых три машины. Впрочем, игра стоила свеч. После того как комедия вышла в зарубежном кинопрокате, она сделала отличную рекламу фирме «ФИАТ». К слову, продукцию именно этой фирмы охотно копировали в СССР, начиная с самого первого советского автомобиля АМО-Ф-15, выпущенного ещё в 1924 году.

Photo:скриншот видео на youtube.com
«Москвич» для мафиози

Одна из лучших комедий советского кино – это появившаяся в 1969 году «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая. Что сегодня приходит на ум молодому человеку, который впервые посмотрит эту картину? Пожалуй, то, что полвека назад даже крутые мафиози были вынуждены ездить на продукции отечественного автопрома. И при этом хвастались: «По совету друзей я приобрел автомобиль марки «Москвич». Последняя модель!»

С этой фразой у создателей фильма вышел небольшой прокол. Дело в том, что снявшийся в комедии красный «Москвич-408» в экспортном исполнении (его отличали четыре круглые фары вместо двух) к моменту выхода фильма на экран уже не являлся последней моделью АЗЛК. Ещё в 1968 году таковым стал «Москвич-412». Впрочем, за исключением двигателя, 412-й являлся всего лишь тюнинговой версией 408-го. Более того, обе модели выпускались как с круглыми, так и прямоугольными фарами, а также с вертикальными и горизонтальными задними фонарями. Остаётся добавить, что автомобильный каталог 1965 года предлагал западному покупателю «Москвич-408» по цене 1800 долларов…

Сегодняшний зритель едва ли способен оценить юмор создателей фильма, который они вложили в номерные знаки автомобилей. Так, знак «28-70 ого» - это цена бутылки водки до денежной реформы 1961 года. А захваченную милицейским вертолётом машину главного мафиози украшает номер «03-57 шоц» - столько стоила водка в середине 60-х годов (лишь когда цена пустой бутылки выросла до 12 копеек, возникла расценка «3-62»).

Узнав о планах создания этой комедии, все лучшие декораторы, операторы и осветители хотели работать только у Гайдая. Киношный народ был уверен, что всё время съемок они будут нежиться на заграничном капиталистическом курорте. Каково же было разочарование съемочной группы, когда режиссер во всеуслышание объявил: снимать он будет в СССР. Так Баку превратился в Стамбул - город контрастов. А для создания нужной уличной атмосферы пришлось свезти в этот город чуть ли не все имевшиеся в СССР иномарки.

Photo:скриншот видео на youtube.com
Добыча советского Робин Гуда

Однажды Юрий Никулин рассказал Эльдару Рязанову услышанную им байку о водителе, которого подставило начальство автобазы. Выйдя из тюрьмы, тот стал мстить - угонял у обидчиков машины, а деньги отдавал в детдома. Попавшись с поличным, этот правдолюб якобы получил лишь условный срок. В итоге в 1966 году появился фильм «Берегись автомобиля», в котором снялась целая плеяда ярчайших звёзд советского кино.

В «главной роли» был задействован всего один ГАЗ-21 из мосфильмовского гаража. Каскадеры всячески берегли эту машину, тщательно рассчитывая все трюки. Чтобы «Волга» и милицейский мотоцикл благополучно пронеслись под автоприцепами, они должны были ехать в три раза быстрее грузовиков. Что касается съёмок трюковых сцен с ездой по бездорожью, в них использовались в основном списанные такси.

ГАЗ-21 выпускался с 1956 по 1970 год в трёх вариантах. Самые первые машины имеют фигурку оленя на капоте и облицовку радиатора со звездой. Вторая серия сохранила оленя, но вид спереди напоминает акулью пасть. Машины последней серии были уже без оленя и с облицовкой радиатора под названием «китовый ус». Именно этот вариант «Волги»и снялся в «Берегись автомобиля».

В 1965 году продажная цена ГАЗ-21 зарубежному покупателю составляла 2500 долларов. Что касается советских людей, они могли приобрести «Волгу» лишь за особые заслуги. Герою нашего фильма Диме Семицветову машину купил тесть – отставной подполковник. Вскоре после полёта Юрия Гагарина в космос советское правительство подарило ему ГАЗ-21. Сегодня эта «Волга» находится на территории мемориального музея первого космонавта.

Любопытно, что на базе 21-й «Волги» выпускался внешне неотличимый от неё автомобиль ГАЗ-23, прозванный «догонялкой» и предназначенный исключительно для силовых структур. На него ставили 8-цилиндровый двигатель удвоенной мощности от «Чайки», более надёжные тормоза, а также коробку-автомат. Однако рычаг переключения режимов движения был замаскирован под ручной переключатель скоростей…

Photo:скриншот видео на youtube.com
От «горбатого» до «Ялты»

В 1963 году вышла комедия Генриха Оганесяна «Три плюс два», в которой показано противостояние мужчин из 21-й «Волги» с хрупкими девушками из «Запорожца». Фильм снят по написанной пятью годами ранее пьесе Сергея Михалкова «Дикари», герои которого ездили на «Москвичах»: просторном 407-м и миниатюрном 401-м. Однако ко времени начала съёмок в СССР появился ещё более скромный автомобиль – ЗАЗ-965, который за характерную форму кузова тут же прозвали «горбатым».

Самый первый «ЗАЗ» являлся лицензионной копией «ФИАТ-500» и должен был называться «Москвич-444». Его планировали выпускать в Москве, однако всю документацию на него передали на Запорожский комбайновый завод. Так в 1960-м родилась новая марка с украинским названием «Запорожець».

«Три плюс два» снимали сразу две киностудии: Рижская и Имени Горького. Натурные съемки проходили в Крыму, в окрестностях Судака. Оба автомобиля пригнали из Риги – именно этим объясняются номерные знаки Латвийской ССР с буквами «ЛА». В кадре фигурирует белый ЗАЗ-965 выпуска 1961-62 годов с заводской эмблемой в виде звезды и квадратным вентиляционным вырезом в заднем капоте.

У выпускавшегося в течение 9 лет «горбатого» была и экспортная версия с молдингами на бортах, пепельницей и наружным зеркалом заднего вида. Она называлась «Ялта» и продавалась через бельгийскую и финскую фирмы. Западному покупателю автомобиль обходился в 600 долларов. Для сравнения: в автокаталоге 1965 года подобный «горбатому» «ФИАТ-500» стоит 750 долларов.

Фильм «Три плюс два» стал лидером проката 1963 года – его посмотрели 35 миллионов человек. Выход картины привел к всплеску «дикого» туризма – в тот же год на черноморское побережье прибыло несколько миллионов «дикарей», в том числе на собственных «колёсах». К слову, в числе стран, которые приобрели эту картину, была Финляндия, где она прошла под названием «Как укротить мужчину»…

Photo:скриншот видео на youtube.com
Кадетт до ста лет

В «оскароносной» ленте Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» снялись многие звёзды кино. Не менее яркую роль сыграл автомобиль «Москвич-400». В нём Антонина с подругами едет на дачу, чтобы познакомиться с родителями жениха. Этот же «Москвич» увозит Катерину с дочкой из родильного дома. Затем хозяин копается в капоте сильно постаревшего «Москвича» и приговаривает: «На нем еще мои внуки ездить будут. При хорошем уходе машина может сохраниться хоть сто лет». В конце фильма всё та же легковушка снова появляется в кадре, чтобы собрать всех главных героев этой истории на квартире у Катерины.

Особенно тёплые чувства к «Москвичу» 1949 года выпуска питал Алексей Баталов, исполнивший роль слесаря Гоши. Такой же автомобиль был самой первой легковушкой в жизни актера. В армии он служил в автобате, где водил лишь грузовики и автобусы. Демобилизовавшись в 1953 году, Алексей Владимирович сразу же получил крупную сумму денег от Анны Ахматовой, которая была другом семьи Баталовых и дала деньги, чтобы юноша приоделся. Но вместо пальто и обуви тот купил машину.

«Москвич-400» - это даже не копия, а в чистом виде немецкий «Опель Кадетт К38» образца 1938 года. Единственным исключением являются двери, чьи заводские штампы были утеряны при перевозке оборудования из Бранденбурга в июле 1945 года, и которые пришлось изготавливать заново. Самый первый «Москвич» был собран на Московском автозаводе 4 декабря 1946 года. Ну а серийное производство этого изделия началось в середине 1947 года и оказалось отличным подарком по случаю 800-летия столицы.

Photo:скриншот видео на youtube.com
Молоковоз в роли цементовоза

Наш рассказ был далеко неполным без истории хотя бы одного грузового автомобиля. Наиболее запоминающуюся роль в кино исполнил «цементовоз», который перевозил четырех героев комедии «Джентльмены удачи». Многие принимают этот грузовик за ГАЗ-51, однако в фильме снималась совсем другая машина.

Речь идет о продукции Уральского автозавода из города Миасс Челябинской области, куда в ноябре 1941 года был эвакуирован Московский автозавод имени Сталина («ЗиС»). На новом месте машины «ЗиС-5» получили марку «Урал-ЗиС» и неформальное прозвище - «уралец». В 1958 году на заводе освоили выпуск собственной модели«Урал-ЗиС-355М».

Первоначально грузовик предназначался для поставок на целину, но постепенно он завоевывал всё большее признание водителей и «растекался» по всему Советскому Союзу. Машина имела металлическую кабину с современной системой отопления и электрическими стеклоочистителями, которых тогда не было на грузовиках других марок. В общей сложности за 7 лет было выпущено 192580 экземпляров таких машин, которые уступили место армейскому вездеходу «Урал-375».

Показанная в фильме автоцистерна АЦМ-23 на шасси упомянутого грузовика вмещала 2380 литров жидкости и была предназначена исключительно для перевозки… молока. О том, что данное изделие является молоковозом, говорят полки с поручнями по бортам, на которые доярки могли установить до 16 дополнительных фляг с этим продуктом. На автоцистернах для перевозки цементного раствора (а также воды или бензина) таких полок никогда не было. Что касается раствора, в котором сидели актёры, это был, конечно же, не цемент, а подкрашенная луковой эссенцией обычная хлебная закваска.

Photo:скриншот видео на youtube.com