«Губит корабль вода»
Карточки

«Губит корабль вода»

22 марта 2019, 18:00Photo: pxhere.com
По случаю ежегодно отмечаемого 22 марта Всемирного дня воды мы собрали любопытные факты из «биографии» самых известных российских кораблей, которые погубила вода.
То есть о тех, что затонули по причине какой-то аварии либо в результате действий их экипажей. Очень поучителен тот факт, что шесть из семи судов с самой трагической судьбой на протяжении своей жизни меняли названия. А некоторые успели сделать это даже не по разу. Как говорится, раз уж дали кораблю женское имя Лена, то стоило ли менять «ему пол», называя «Челюскиным»? Впрочем, судите обо всём сами.
«Булгария» («Украина»)

Двухпалубный теплоход «Булгария» был построен в 1955 году в Словакии. Изначально он носил имя «Украина», но в 2010 году его переименовали в честь Волжской Булгарии. Арендатор судна - казанское ООО «АргоРечТур» - не входил в Единый реестр туроператоров, что означает отсутствие прав организовывать перевозки. Сам теплоход не был застрахован, но ходил по Волге и Каме, выполняя прогулочные рейсы.

10 июля 2011 года в 12:25 судно попало под сильный ливень с грозой и ветром. В этот момент «Булгария» совершала левый поворот, при котором все теплоходы наклоняются на правый борт. Открытые из-за жары иллюминаторы правого борта вошли в воду и всего за одну минуту в отсеки судна поступило около 50 тонн забортной воды. Дующий слева ветер усиливал опасный наклон «Булгарии» и чтобы его уменьшить, капитан решил развернуть корабль против ветра. В ходе разворота крен увеличился ещё больше и вода стала поступать со скоростью 125 тонн в минуту. Все иллюминаторы и часть главной палубы правого борта погрузились в воду. Через несколько секунд судно опрокинулось и начало быстро тонуть.

Два судна, «Арбат» и «Дунайский 66», прошли мимо тонущей «Булгарии». Первым пришёл на помощь круизный теплоход «Арабелла», экипажем которого и была проведена спасательная операция. Из находившегося на борту «Булгарии» 201 человека спаслось 79, остальные 122 погибли. В связи с крушением теплохода было возбуждено несколько уголовных дел и целый ряд должностных лиц привлечено к уголовной ответственности.

Photo:vk.com
К-141 «Курск»

12 августа 2000 года атомная подводная лодка «Курск» находилась недалеко от Кольского залива и должна была произвести пуск крылатой ракеты и торпедную стрельбу. В назначенное время наблюдатели не обнаружили торпедных атак. После этого атомоход не всплывал и доклада по радио о результатах выполнения учебных стрельб не поступало. В установленное время «Курск» не вышел на связь, после чего лодка была объявлена «аварийной». Утром следующего дня гидроакустическая аппаратура крейсера «Пётр Великий» обнаружила «Курск», лежащим на грунте на глубине 108 метров. Лишь 20 августа к работам допустили норвежское судно «SeawayEagle», водолазы которого смогли вскрыть кормовой аварийно-спасательный люк затонувшей лодки.

В операции по подъёму тел подводников и секретных документов с «Курска» участвовали 6 российских и 6 норвежских водолазов. Норвежцы сделали технологические вырезы в корпусе. Затем внутри атомохода по соображениям секретности работали только российские водолазы.

Спустя два года был составлен официальный отчёт о причинах катастрофы, в котором говорится: «В 11:28 произошёл взрыв торпеды 65-76А «Кит» в торпедном аппарате № 4. Причиной взрыва стала утечка компонентов топлива торпеды (пероксид водорода). Пожар, возникший после первого взрыва, повлёк за собой детонацию торпед в первом отсеке лодки. Второй взрыв привёл к разрушениям нескольких отсеков подводной лодки и её затоплению».

В сентябре 2000 года Владимир Путин на вопрос американского телеведущего Ларри Кинга о судьбе атомной подводной лодки «Курск» ответил всего двумя словами: «Она утонула»…

Photo:ru.wikipedia.org
«Адмирал Нахимов» («Берлин»)

Советские СМИ стыдливо умолчали тот факт, что это был не первый случай, когда судно «Адмирал Нахимов» оказывалось на морском дне. Этот пароход был построен в 1925 году в Германии и назвался «Берлин». В январе 1945-го он вышел из Латвии для эвакуации войск из окружённой немецкой группировки. При переходе через Балтику судно подорвалось на мине и, получив пробоину 6х8 метров, затонуло. В 1947 году пароход был поднят и восстановлен на одной из верфей ГДР. После второго рождения он получил название «Адмирал Нахимов» и все последующие годы совершал пассажирские рейсы из Ялты в Новороссийск и обратно.

31 августа 1986 года в 22:00 «Адмирал Нахимов» вышел в плавание, имея на борту 1234 человека. У штурвала в этот момент не было капитана – он ушёл в каюту одного из высокопоставленных пассажиров. Оставшийся на капитанском мостике второй помощник совершил ряд ошибок. Капитан идущего навстречу сухогруза «Пётр Васев» с грузом канадской пшеницы тоже действовал неправильно. В 23:12 сухогруз врезался в бок «Адмирала Нахимова» и буквально разрезал его надвое.

Размер пробоины в правом борту составил 80 кв. метров, поэтому лайнер стремительно затонул в течение семи минут. По официальным данным, в ту ночь погибло 423 человека. Однако найти и поднять на поверхность удалось не всех погибших. После того как 10 и 19 сентября погибли двое водолазов, операция по подъему тел была прекращена. В итоге останки 64 человек остались в корпусе судна, которое до сих пор покоится на дне Цемесской бухты.

Photo:ru.wikipedia.org
«Новороссийск» («Джулио Чезаре»)

В ночь на 29 октября 1955 года флагман Черноморского флота линкор «Новороссийск» находился в Севастополе. В 01:31 его корпус потряс страшный взрыв, который пробил в подводной части дыру в 150 квадратных метров. Через 30 секунд раздался второй взрыв.

Тонущий линкор пытались отбуксировать на мелководье, но прибывшее высокое начальство запретило продолжать буксировку и эвакуацию незанятых в спасательных работах моряков. Когда команда на эвакуацию наконец поступила, было уже слишком поздно. В 04:14 линкор перевернулся и уткнулся мачтами в грунт.

В результате катастрофы погибло 614 человек. Многие были заперты в отсеках - из них удалось спасти лишь 9 человек через прорезанное в днище отверстие. Спасатели перестали слышать стук запертых в корпусе линкора моряков только 1 ноября.

Официально причиной гибели корабля считается взрыв двух немецких донных мин. Действительно, после катастрофы были обнаружены 17 подобных мин. Однако источники электропитания в них оказывались разряженными, а взрыватели - неработоспособными.

Многие исследователи сходятся во мнении, что «Новороссийск» подорвали итальянские боевые пловцы под командованием диверсанта Валерио Боргезе, который публично поклялся отомстить СССР за бесчестие. Дело в том, что ранее линкор назывался «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь») и был реквизирован у Италии за участие в войне на стороне Германии. Во время приема линкора в 1949 году один из советских офицеров заметил во внутренней обшивке днища свежие сварные швы. Информация об этом до командования не дошла, но, вероятнее всего, итальянцы заранее заложили туда взрывчатку…

Photo:ru.m.wikipedia.org
«Индигирка» («Лейк Галва»)

В 1939 году зарубежная пресса назвала гибель «Индигирки» советским «Титаником», однако в СССР о гибели нашего парохода не сообщалось вовсе. Помимо 240 обычных граждан, на нём плыли 835 освободившихся заключённых, а также 50 арестантов. Кроме того, трагедия произошла вскоре после событий у реки Халхин-Гол и власти СССР посчитали недопустимым сообщать о милосердии, проявленном врагом.

Пароход «Индигирка» был построен в 1919 году в США как «Лейк Галва». В 1938 году его купили, переименовали в «Индигирку» и использовали для перевозок между Владивостоком и Магаданом. 12 декабря 1939 года в сильнейший шторм пароход налетел на скалы у берегов острова Хоккайдо. Получив несколько пробоин, затонул, погубив 745 человек. По сигналу «СОС» на помощь пришло судно «Карафуто-Мару», которое подобрало 428 человек и доставило их в японский порт Отару.

Спустя две недели за ними из СССР пришел пароход «Ильич». Людей посадили в автобусы и повезли по улицам города мимо магазинов, в витринах которых были мясные туши, окорока, колбасы. Потом на «Ильиче» им объяснили: «Японцы, негодяи, устроили специально такую выставку. Сами голодные, рис по крупинкам делят. А эти продукты из Токио привезли». Затем всех спасенных загнали в трюм под охраной 50 вооруженных солдат. Все, кто невольно побывал в Японии, на всю жизнь получили клеймо «неблагонадежных» и не могли устроиться на приличную работу…

«Индигирка» покоится на морском дне. Рядом с местом гибели парохода у посёлка Саруфуцу в округе Соя на средства местных жителей установлен памятник «безымянным жертвам», у которого раз в год проходит памятное богослужение.

Photo:ru.wikipedia.org
«Челюскин» («Лена»)

В отличие от «Индигирки», эпопея спасения экипажа и пассажиров «Челюскина» довольно полно описана еще в советскую эпоху. Семеро лётчиков, снявших челюскинцев со льдины, стали самыми первыми Героями Советского Союза. 19 человек были награждены орденами Ленина (из них двое – граждане США).Более ста челюскинцев получили ордена «Красной звезды» и «Трудового красного знамени».

Пароход был построен в Дании и предназначен для хождения между Владивостоком и устьем реки Лены. В первое плавание в Ленинград судно вышло под названием «Лена». Через две недели его переименовали в честь русского мореплавателя Семёна Челюскина. В начале августа 1933 года «Челюскин» вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию.

Уже в конце сентября пароход оказался полностью заблокирован льдами и дрейфовал вместе с экипажем в течение почти пяти месяцев. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и в течение двух часов затонул. В результате катастрофы в ледяной пустыне оказалось 104 человека.

5 марта Анатолий Ляпидевский пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей. Следующий рейс был совершен только 7 апреля. За неделю летчики на советских и американских самолётах вывезли остальных челюскинцев. Всего было совершено 23 рейса от места ледовой стоянки до чукотского становища Ванкарем. Один рейс пришлось совершить в город Ном на Аляске, куда был срочно доставлен заболевший руководитель экспедиции «Челюскина» Отто Шмидт.

Photo:ru.wikipedia.org
«Варяг» («Соя»)

Крейсер «Варяг» был построен в 1899 году в Филадельфии (США). В январе 1904 года в корейском порту Чемульпо он вступил в неравный бой с 15 японскими кораблями, повредив три и потопив одно японское судно. Когда весь боезапас был расстрелян и возникла угроза захвата «Варяга» противником, команда затопила его. Тела 39 погибших членов экипажа похоронили в Чемульпо (через несколько лет их прах перенесли во Владивосток), а остальные моряки «Варяга» укрылись на кораблях нейтральных стран. Однако история крейсера на этом не заканчивается.

«Варяг» был затоплен командой на глубине всего 20 метров и при отливе появлялся на поверхности. Уже летом следующего года японские водолазы заделали все отверстия в корпусе «Варяга» и начали откачку воды с помощью помп. В результате этого крейсер оторвался от морского дна и всплыл. Ещё несколько месяцев японцы восстанавливали машинное отделение, после чего «Варяг» своим ходом ушел в порт Сасебо. В течение 11 лет крейсер ходил под японским флагом и под именем «Соя» (это название самой северной территории Японии - см. главу «Индигирка»).

После русско-японской войны японцы создали в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградили его капитана орденом Восходящего солнца. В 1916 году Россия выкупила корабль у Японии. Весной следующего года «Варяг» под прежним именем ушел на капремонт в Англию, где был конфискован, так как РСФСР отказалась платить по долгам Российской Империи. При буксировке через Ирландское море крейсер выбросило штормом на камни неподалеку от посёлка Лендалфут и водная стихия окончательно погубила этот героический корабль.

Photo:ru.wikipedia.org