Posted 28 января 2014,, 12:35

Published 28 января 2014,, 12:35

Modified 11 ноября 2022,, 21:45

Updated 11 ноября 2022,, 21:45

Возвращение к сочинению

28 января 2014, 12:35
Министр образования и науки Удмуртии Андрей Кузнецов о возвращении итогового сочинения в школы

Вопрос «Udm-Info»: Как Вы оцениваете возвращение итогового сочинения в школы?

Андрей Кузнецов, министр образования и науки Удмуртии:

- Мы только это приветствуем, потому что это действительно возможность посмотреть на нашего выпускника не только с точки зрения грамотности, но и сточки зрения того, как он мыслит, каков его кругозор, как он умеет использовать высказывания, мысли выдающихся или авторитетных людей. Одним словом, это комплексный инструментарий, который позволяет судить о личности нашего выпускника.

Если говорить о том, готовы мы или не готовы к этому, то, конечно, есть определенные технические проблемы. Понятно, что это очень серьезная ответственность, которая ложится на министерство с точки зрения проверки этих сочинений. Это совсем иное дело, нежели тест, который машина проверяет по шаблону и выставляет баллы. Увеличится трудоемкость этого процесса, но, я думаю, оно того стоит.

- Кто будет оценивать работы?

- Мы ждем соответствующих инструкций из федерального центра и после того как мы их получим, проведем соответствующую работу. Но я думаю, это будет независимая комиссия специалистов, экспертов. И всё это будет закодировано. То есть проверяющие не увидят фамилий учеников. Это будет абсолютно непредвзятый подход к проверке. Если раньше, в традиционной системе, в школе сочинения проверяли свои преподаватели, то здесь, возможно, даже будет обмен между районами или что-то в этом роде.

- Как отреагировало на новость педагогическое сообщество?

- На ура. Я могу сказать, что не знаю ни одного человека из педагогической среды или родительской, который был бы против. Кроме, может быть, самих учеников. Потому что здесь уже нельзя спрятаться за такую вещь как «авось». Случайно не получится. Здесь придется отрабатывать лично, показывать, что ты собой представляешь, чему ты научился. Но это, в то же время, дает возможность нам получить обратную связь. Потому что сочинение - это чуть ли не единственный инструмент, который позволяет услышать ученика. Если мы уже практически ушли от сдачи экзаменов в традиционной форме преподавателю, где была возможность отстоять свою точку зрения, то сочинение сейчас возвращает эту возможность. Когда ты можешь высказать свое мнение по тому или иному литературному произведению, явлению, происходящему в нашем обществе, в жизни. Так или иначе, мы можем получать обратную связь, обратную реакцию, и это тоже очень ценно.

- Как будет встроено сочинение в систему поступления в вузы?

- Этот тоже будет ясно после того, как будут внесены соответствующие изменения в план приема в высшие учебные заведения. Но я думаю, что там, где это будет оправдано, это будет обязательно учитываться в проходном бале – в педагогические вузы, литературные, и так далее. Я думаю, будет перечень таких специальностей, где сочинение (оценка за него) будет обязательно учитываться при поступлении, при определении среднего балла. Будут ли какие-то другие формы, я думаю, мы скоро узнаем.

- Многие называют основной необходимостью для возращения итогового сочинения то, что школьники стали забывать русский язык. Вы с этим согласны?

- Уточню, что школьники стали забывать литературный язык. Русский язык, как средство общения, никуда не делся. Он трансформируется, добавляются какие-то новые слова, которые, так или иначе, встречаются в речи наших молодых людей, и люди старшего поколения уже хуже стали понимать молодое поколение. Хотя и говорят, казалось бы, на одном и том же языке.

А литературный язык - великий и могучий - который воспет Пушкиным и Тургеневым, он действительно начинает уступать более… назовем это - сжатому языку. Потому что в нашей жизни укоренились такие явления, например, как смс-сообщения, где надо очень емко и кратко выразится. Буквально двумя тремя фразами. «Ты где?», «Скоро буду» и так далее. Это не язык, это сигналы, краткие обозначения, которые немного по-другому формирует наш мозг. Уже то, что наши молодые люди задумываются о том, как короче написать смс, это тоже хорошо. Но главное, чтоб они могли эту коротенькую фразу потом развить в полноценное высказывание. Чтобы не утратили возможность красиво объясниться в любви, красиво поздравить, сказать добрые слова и так далее. Одним словом вспомнить то, чему их учили в школе. И сочинение, я надеюсь, им в этом поможет. Лишь бы это сочинение само не превратилось в «смски».

"