Posted 9 ноября 2013,, 13:49

Published 9 ноября 2013,, 13:49

Modified 11 ноября 2022,, 21:47

Updated 11 ноября 2022,, 21:47

Инновации в образовании

9 ноября 2013, 13:49
Андрей Кузнецов – министр образования Удмуртии о сингапурском методе и кризисе в образовании

Вопрос «Udm-Info»: В Ижевске в эти более сотни учителей проходят тренинги по так называемой «сингапурской» системе образования. В чем она заключается, и какое применение может найти в наших школах?

Андрей Кузнецовминистр образования Удмуртии:

- Отмечу, что это не новация, которая пришла к нас «из космоса», это хорошо забытое старое. Это система Выготского, которая обсуждалась достаточно активно на различных уровнях в 30-40 годы. Но сейчас весь мир находится в стадии проработки и поиска новых форм образования, потому что кризис в образовании сейчас – это сильнее, чем кризис финансовый. Все прекрасно понимают, что будущее за той социально-экономической системой, которая найдет подход к новой системе образования. И ищут все. Идут по-разному. Нашу систему Выготского взяли очень многие азиатские страны. Бразилия полностью перешла на это, и они сейчас показывают весьма ощутимые результаты по срезу знаний на международном уровне.

Система основана на партнерских отношениях ученика и учителя. То есть, по сути это уход от той классно-урочной системы или англо-саксонской , которая была с 17 века, которая подразумевает четко регламентированный подход и четкое разделение ролей «учитель»-«ученик». Здесь идет процесс познания, совершенствования, непрерывно, и идет при помощи самих учащихся. Роль учителя – уже не просто транслятора знаний, а модератора. Он управляет процессом познавания, поиска новых знаний. Еще очень важно, что ученик понимает, что все знания, которые он получает, в жизни ему пригодятся, что они носят прикладной характер. Задача учителя как раз – найти примеры, выстроить урок так, чтобы даже, казалось бы, совершенно абстрактные вещи, могли стать понятны на практике, применимы. Чтобы у ребенка не возникало вопроса – «А как это пригодится мне в жизни?». Такой подход повышает мотивацию и интерес к учебе.

Право проведения такого эксперимента в Удмуртии мы завоевали в серьезной конкурентной борьбе. Просто потому, что система образования адекватна и реагирует на новации. Этот эксперимент проводится за счет федеральных средств. Это тоже очень важно. Будет ли он дальше у нас продолжен, и будет ли от этого какой-то серьезный положительный эффект – мы пока воздержимся от такой оценки, потому что итоги будут подведены вместе с педагогическим сообществом где-то к концу учебного года. Они должны будут провести очень серьезную работу. Но то, что это вызывает неподдельный интерес со стороны учителей, руководства и нас – это абсолютно точно.

Однако, я бы не идеализировал сингапурский опыт. Помимо него у нас существует «энное» количество различных инновационных площадок, где изучается опыт учителей-новаторов. И мы каждый год проводим конкурс лучших учителей, где тоже либо предмет, либо какая-то программа образовательная представлена совершенно по-новому, неординарным способом. Это все является предметом для рассмотрения нашего института повышения квалификации, наших отдельных образовательных учреждений. И я бы взял на себя слишком большую смелость, если бы сейчас сказал, по какому пути в конченом счете мы пойдем. Допускаю, что разные образовательные учреждения возьмут для себя какие-то свои весьма специфические или оригинальные формы преподнесения материала.

У нас, к счастью, инновационных площадок, в том числе и федерального значения, достаточно много. Порядка 20 с лишним площадок республиканских и около 10 федерального уровня. Это все наши общеобразовательные школы. Это все новые идее, новации. Все они проводятся под бдительным контролем РФ и нашим, и куда это все в итоге выведет, сейчас говорить преждевременно.

Но отмечу, что все школы повышенного уровня, все гимназии и лицее – это как раз результат применения новаций. Они из обычных школ превратились в школы, которые дают нечто особенное. Туда сейчас поступить сложнее, чем в вуз. За счет творческого потенциала каждого учителя, за счет мобилизации всего коллектива на достижение результата, за счет применения новаторских вещей, технического оснащения и, что очень важно, за счет взаимопонимания родителей, учеников и педагогов.

"