Posted 8 мая 2020, 12:01
Published 8 мая 2020, 12:01
Modified 18 октября 2022, 05:22
Updated 18 октября 2022, 05:22
Предложение дешевого альтернативного решения дорогостоящей реконструкции ливневой канализации архитекторы Ижевска отправили главе города Олегу Бекмеметьеву в конце марта, накануне введения режима самоизоляции. О его сути корреспонденту «Udm-Info» рассказывает член Союза архитекторов Екатерина Могилёва.
Дорогостоящая реконструкция
По данным городской администрации, которые взяты из открытых источников, документы по полной технической реконструкции ливневой канализации Ижевска были подготовлены еще в 2015 году. Стоимость реконструкции оценивалась в 9,262 млрд рублей. В связи с невозможностью бюджета выделить такую сумму, решать проблему предполагается поэтапно. На первый этап будет заложено 172 млн рублей.
23 апреля 2020 года на очередной сессии Городской думы глава Ижевска Олег Бекмеметьев вновь коснулся больного для города вопроса – ливневой канализации.
Он сказал, что в 2019 году успели сделать ремонт восьми участков ливневой канализации протяженностью всего 800 метров на общую сумму 10 млн рублей.
«Пусть это немного, но впереди у нас есть хороший задел. Мы знаем, что проектная документация, которую мы скорректировали, позволяет нам приступить к этим работам. В этом году мы планируем отремонтировать около 15 участков ливневой канализации на 20 млн рублей».
Город топит
Вместе с тем во время ливней в Ижевске возможно локальное подтопление отдельных участков, когда нагрузка на дождеприёмные колодцы превышает среднюю декадную норму, то есть свыше 4-12 куб. метров воды в секунду. Действующая в столице Удмуртии ливневая канализация не справляется с таким количеством осадков.
На отвод дождевой воды с проблемных участков автодорог города требуется от получаса до трех часов. Это вызывает перебои в работе общественного транспорта и серьезно затрудняет движение по улицам, особенно в низинных участках.
Опыт зарубежных коллег
Подобные проблемы с управлением и очисткой ливневых стоков сегодня имеют практически все крупные города России и мира. Сравнительный анализ способов решения задачи позволяет выбрать путь, не связанный с дорогостоящей реконструкцией ливневой канализации.
Управление ливневыми стоками рассматривается как основная проблема в национальном масштабе многих стран, в связи с загрязнением ливневых вод.
Годами вопрос водоотвода решали традиционно: строили подземные ливневые коллекторы. Но за последний десяток лет тенденция изменилась.
В США это направление называется «Экологическое управление ливневыми стоками». В основе - технология экологически щадящего подхода к дизайну территории, цель которого – управление городскими ливневыми стоками.
В Европе разработали директивные документы, такие как «Об очистке городских стоков» или «Европейская водная директива». Принятие их стало отправной точкой в изменении организации городских открытых пространств именно с позиции локализации дождевой воды по месту её выпадения, максимально возможного организованного сбора и рационального вторичного использования.
Эффективное управление ливневыми стоками позволит решить несколько связанных городских проблем:
Проницаемый асфальт Филадельфии
Эти программы были приняты муниципалитетами отдельных городов совсем недавно.
В США один из первых крупных примеров – Филадельфия. Изношенная канализация города не справлялась с частыми ливнями, так что город превращался в огромный водоём. В 2006 году Департамент водоснабжения Филадельфии решил: хватит расширять «серую» инфраструктуру, давайте инвестировать в «зелёную».
Оказалось, что это ещё и экономически выгодно: на создание зелёной инфраструктуры уйдёт порядка 2,4 млрд долларов за 25 лет, серая же потребует гораздо больше – от 9,6 млрд.
Так родилась программа «Зелёный город, чистые воды». С 2006 года в Филадельфии законодательно установлено, что любые новые строительные объекты площадью более 1500 квадратных метров должны иметь зелёные зоны, способные поглощать до 3 см осадков. Этого вполне достаточно, чтобы к изношенной городской канализации можно было вообще не обращаться. С тех пор город стал активно обрастать клумбами, дождевыми садами, зелёными крышами, искусственно заболоченными биотрясинами. Около 30% асфальта заменили на водопроницаемое дорожное покрытие, которое было изобретено здесь же, в Филадельфии, институтом Франклина аж в 1977 году. Вдоль дорог появилась сеть траншей, выложенных водопроницаемой геотканью, наполненных камнями или гравием и замаскированных сверху почвой и деревьями. Благодаря этому город кардинально преобразился. Вместо того чтобы строить все больше и больше канализационных сетей и связанной с ними инфраструктуры, Филадельфия приняла относительно новую парадигму для городских ливневых вод: вместо того чтобы передавать и задерживать ее – воссоздать на городских улицах различные виды проницаемых участков для создания оптимального впитывания в землю.
Дождевые сады Копенгагена
Показателен пример Копенгагена.
После ливневого шторма 2011 года, нанесшего ущерб в размере около 1 млрд долларов США, решения по смягчению последствий изменения климата стали неотложной задачей для города.
Существующее городское пространство ценно. Анализ затрат и выгод, проведенный на водосборной площади 10 кв. км, показал, что применение поверхностного впитывания дождевой воды вместо использования и модернизации систем трубопроводов, позволит снизить инвестиционные затраты более чем на 200 млн долларов.
Обычная ливневая инфраструктура представляет собой технические, подземные, скрытые элементы, в то время как решения Blue-Green являются низкотехнологичными.
Детальный социально-экономический анализ затрат и выгод был сделан на основе двух вариантов генерального плана. Вариант с самым высоким процентом решений Blue-Green, а также с наименьшим количеством дополнительных улучшений инфраструктурных труб обеспечил потенциальную экономию на 50% больше, чем у обычных решений. Дополнительные качественные социальные выгоды, такие как улучшение качества здоровья, окружающей среды и городского пространства в результате улучшений, потенциально могут привести к еще большему суммарному экономическому и социальному эффекту.
Люди высоко ценят газоны, как место отдыха с детьми, территорию для занятий спортом и даже возможность кормления уток в городе.
Экономическое сравнение затрат на проектирование и установку традиционных систем управления ливневым стоком и приёмов чётко показывает финансовую выгоду и отсутствие всяческих документальных согласований. Они помогают уменьшить нагрузку на традиционные локальные очистные сооружения до 80-90 % от объёма поверхностных вод. Дождевые сады, проницаемые покрытия, элементы благоустройства сами по себе являются элементами ландшафтного дизайна, тогда как традиционные локальные очистные сооружения не могут быть построены без специальной проработки.
Такие системы работают локально, то есть дождевую воду используют и очищают в месте возникновения, образуют систему «губок».
Дождевой сад – один из методов управления городскими ливневыми стоками, который позволяет решать проблемы затопления территорий, а также загрязнения дождевых потоков. Технология дождевых садов основана на принципе имитирования естественных природных процессов накопления и испарения воды. Это недорогой способ снижения объема ливневого стока и улучшения качества ливневых вод, поскольку сады эффективно поглощают и уменьшают количество загрязняющих веществ. Они естественным образом абсорбируют дождевую воду, поглощая на 30-40% больше стоковых вод, чем типичный газон.
Несмотря на ряд рисков, эффективная и стабильная работа дождевых садов возможна при качественном планировании и индивидуальном подходе к каждому проектному решению.
Программа управления ливневыми стоками предполагает новый подход к озеленению города.
Деревья, кустарники, газоны, дождевые сады включены в процесс удержания и испарения ливневых вод. При проектировании и реконструкции систем озеленения необходимо учитывать количественные характеристики испарения влаги различными породами местных деревьев и кустарников.
Значимость устойчивого развития города, создание комфортной среды для проживания важны для оздоровления экономики, улучшения социального климата.
Ключом к позитивным изменениям может стать принятие Ижевском программы устойчивого управления ливневыми стоками.