Максим Пайп: в Ижевске нет ни одной универсальной площадки для искусства

Максим Пайп: в Ижевске нет ни одной универсальной площадки для искусства
Мнение

28 апреля 2018, 12:20
Максим Пайп
ижевский художник
Ижевский художник Максим Пайп рассуждает о том, чего не хватает ижевскому искусству.

Про современное искусство в Ижевске

Обстановка с современным искусством в столице Удмуртии неоднозначна, и Ижевск в этом повторяет опыт многих провинциальных городов. В нашем городе очень много молодых и не очень художников, однако в целом для опознания ижевского искусства как самого себя не хватает новизны: новых имен и грандиозных проектов.

Когда мы проводили исследование, чтобы объединить всех ижевских творцов в одном кластере, мы набрали больше сотни имён. Есть художники, которые просто тихо творят «в стол» и не заявляют о себе (по-моему, в этом есть отражение «регионального характера» – нашей интровертности и закрытости). Есть художники, которые нашли свою нишу и успокоились: они не привлекают к себе много внимания и не хотят заявлять о себе всему миру. Есть и «большие рыбы» – их имена написаны и звучат на каждом ижевском вернисаже.

В целом ижевское искусство многогранно и разобщено. В таких условиях оно, тем не менее, дышит и развивается.

О площадках

На мой взгляд, в Ижевске пока нет ни одной универсальной, максимально адаптированной площадки, где может жить искусство.

Конечно, есть ряд площадок, но каждая имеет свои особенности.

У нас есть арт-центр «Грифон», где сейчас развиваются новейшие концептуальные направления и растут «умные», не побоюсь этого слова, кураторы. Туда частенько приезжают кураторы и эксперты из других городов, чтобы обмениваться опытом. То что они делают - это супер! Но там нет бюджета даже на перекраску стен для экспозиции и отсутствует отдельный вход в арт-пространство. Поэтому до этого места доходят не все, однако оно может иметь большие перспективы.

Есть республиканские музеи, которые хоть и желают выставлять актуальное искусство, но не могут его показать «в полной кондиции», потому что следуют государственным планам и доверяются только компетенциям более зрелых художников. Порой это принимает абсурдные обороты, и как следствие – разворачиваются конфликты между молодым и взрослым поколениями.

Есть ещё КRЕМ.SPASE, где вполне мог бы развиваться медиа-арт, потому что там есть все ресурсы для этого и специалисты, которые способны сотрудничать с художниками… Но снова провал. Эта площадка адаптирована больше как зал для ежедневных семинаров, лекций и концертов.

Хороший опыт у арт-группы «Творческая Дача», которые продвигают региональную самобытность и этнофутуризм – они засквотировали старую водонапорную башню и сделали из нее Музей Воды. Прекрасный опыт, но выставляются там снова одни и те же.

На самом деле есть немало мест, где можно сделать общую или персональную выставку современного искусства, однако не хватает опыта – грубо говоря, в Ижевске боятся удивлять горожан чем-то новым.

О перспективе появления Центра современного искусства

При этом в этом году зашла речь о том, что в Ижевске может появиться Центр современного искусства. Очень хотелось бы, чтобы там создался более объективный взгляд на ижевское искусство и постоянно проводились OPEN-CALL, чтобы каждый амбициозный творец мог показать свою уникальность публике, чтобы у него усилилась мотивация БЫТЬ. Важно, чтобы мы – молодые художники – объединились там и дружили, создавая общие проекты и делая наш город ещё ярче, чтобы и искоренить его тривиальность и усилить феномен ижевского современного искусства.

Про успех художников

Кстати, многие молодые художники, творя в Ижевске, не знают, как элементарно развиваться дальше – куда двигаться, как творить и как заявлять о себе, как монетизировать свое искусство и накопленный опыт. Они думают, что их где-то ждут с распростертыми объятиями после первой же персональной выставки. Это далеко не так.

Успех художника – это его амбиции и компетенции. Нужно быть художником до головного мозга, «прорубать стены» и делать искусство там, где ты есть.

Если честно, я считаю, что нужно ломать стены и границы восприятия – уходить от зависимости от галерейных стен и выносить искусство на улицы, в другие точки города. Важно помнить, что искусство живет не в галерее, а в человеке, который его создает.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter