Posted 4 февраля 2014,, 12:52

Published 4 февраля 2014,, 12:52

Modified 11 ноября 2022,, 21:45

Updated 11 ноября 2022,, 21:45

Право на стоянку

4 февраля 2014, 12:52
В Ижевске начался процесс формирования муниципальной сети автостоянок. О том, как это будет происходить и что сулит автовладельцам в интервью «Udm-Info» рассказал Михаил Немтинов - директор МУП «Горсервис»

В Ижевске начался процесс формирования муниципальной сети автостоянок. О том, как это будет происходить и что сулит автовладельцам в интервью «Udm-Info» рассказал Михаил Немтинов - директор МУП «Горсервис», которое и возьмет на себя управление городскими стоянками.

- Михаил Васильевич, зачем Ижевску муниципальные стоянки?

- Причина достаточно проста. Она в том, что машины ставят сейчас где попало, все дворы забиты ими, что обоснованно вызывает недовольство у жителей домов, которые машин не имеют. Да и самим автовладельцам доставляет неудобства. Многие при этом говорят, что оставляют машины во дворах, так как им просто негде парковаться. Либо для них это дорого. Мы хотим решить эти проблемы: увеличить число машиномест, снизить плату.

Мы здесь не изобретаем велосипед. В Москве, Казани, Сочи, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и во всех крупных городах с этой проблемой столкнулись, и было принято решение, что муниципальная сеть автостоянок должна существовать. Она более управляема. И она может оперативно отвечать интересам горожан.

- Несколько стоянок уже переданы. В первом квартале «Горсервис» планирует принять в управление в общей сложности 31 стоянку. Каким образом они будут функционировать?

- Стоянки переданы пока не в обслуживание, а для строительных мероприятий. Все получаемые стоянки мы должны привести к единым требованиям архитектурных, экологических и других норм. Отмечу, что некоторые объекты колоссально запущены.

Распространяется информация, что, якобы, мы забираем только действующие стоянки. Это не так. В первом квартале в нашем ведении будет 31 стоянка. 10 из них - это вновь вводимые парковочные плоскости, которые ранее никогда стоянками не были. И это позволит серьезно увеличить число машиномест в городе. Так, например, есть стоянка на Союзной на 3000 квадратных метров, которая использовалась под хранение спецтехники. На ней могли бы ставить свои машины 150-200 жителей микрорайона, но владелец посчитал, что ему выгоднее отдать ее под технику, в то время, как дворы вокруг забиты личным транспортом.

Так вот, все эти стоянки - как ранее эксплуатировавшиеся, так и вновь вводимые - нужно привести в адекватное состояние, достойное статуса столицы региона. Когда приезжаешь в Москву или Казань большинство стоянок смотрятся красиво: современные въездные группы, оснащенные паркоматами, шлагбаумами, есть общий стиль у помещений охраны. А в Ижевске большинство будок охраны на стоянках — старые приспособленные помещения. На стоянках нет современной инфраструктуры, отвечающих запросам времени услуг. При этом плата за машиноместо в Ижевске далеко не дешевая – в среднем 1000-1500 в месяц, в зависимости от района. На Малиновой горе, или в Устиновском районе – несколько ниже, чем в центре или Металлурге. В Металлурге вообще меньше, чем за 1,5 тысячи рублей вы никуда машину не поставите.

- Что изменится для автовладельцев, которые пользуются стоянками, переходящими сейчас к муниципалитету?

- Автомобилисты могут не переживать. Как и прежде, они смогут хранить свои автомобили на всех стоянках, вошедших в муниципальную сеть. И пока мы будем приводить их в надлежащее состояние, плата с автовладельцев взиматься не будет. Позже, когда мы все подготовим, с каждым автовладельцем будет заключен договор на весь комплекс услуг. Это одно из нововведений. Я сам хранил машину на нескольких стоянках, и со мной ни разу не было заключено никаких договоров. Ни разу не было такого, чтобы ко мне подошел человек и сказал: я отвечаю за сохранность вашей машины. По сути, мне просто отдавали городскую землю за плату. Мы считаем, что так быть не должно. Автостоянка должна быть полноценным сервисом, комплексом услуг. Помимо просто сдачи в аренду земельного участка, на котором стоит машина. Как минимум, это должны быть услуги охраны с гарантией.

- То есть на муниципальных стоянках владелец сможет получить компенсацию, если с его машиной что-то случится?

- Будет проведен конкурс по выбору лицензированных охранных структур, которые будут охранять муниципальные автостоянки. Сегодня на законодательном уровне закреплено, что охрану осуществляют только структуры, имеющие лицензию, выданную органами внутренних дел. Но я пока не встречал в Ижевске коммерческие автостоянки, которые бы охраняли лицензированные охранные предприятия, и где владельцам автомобилей выдавали бы договор сохранности его ТС. Мы планируем, что в техзадании выигравшего конкурс охранного предприятия будет написано, что исполнитель обязан обеспечить сохранность имущества, расположенного на объекте, и застраховать свою ответственность перед собственниками транспортных средств. Будет указана средняя сумма страховки, которая позволяет получить реальную выплату в случае повреждения имущества и в других страховых случаях. И тогда охранная структура сделает все возможное для сохранности ТС. Иначе завтра ей придется платить.

- Какой будет плата за стоянку, и как она будет осуществляться?

- Мы планируем применять только электронные платежи. Дабы исключить возможность любых злоупотреблений при сборе наличных денежных средств. Чтобы люди знали, что все их платежи идут в муниципальный бюджет. На всех стоянках будет зона Wi-Fi, используя которую, можно будет легко совершить оплату при помощи карты, например, с телефона. Либо можно будет воспользоваться паркоматом. Стоимость парковки, как мы планируем, будет от 500 до 800 рублей в месяц с машиноместа для автовладельца в зависимости от района.

- Но это значительно меньше, чем сейчас. Каким образом вложения будут окупаться?

- Этот вопрос вызывает недоумение и у представителей автобизнеса. Они говорят, что сделать парковку за 500 рублей невозможно, экономически необоснованно. А я объясняю – у нас разные цели и задачи. Им надо заработать денег, они коммерческие организации, а нам надо разгрузить дворы и обеспечить граждан машиноместами. Это задача муниципалитета. Поэтому разные задачи имеют под собой разную ценовую платформу. Наверно, невозможно сделать плату в 500 руб и построить высокодоходный бизнес–проект. Но у нас основное направление – социальное. Поэтому этот проект нельзя оценивать с экономической точки зрения. Если мы не будем нести убытков, нас это уже устроит. Кроме того, за счет создания крупной сети и использования современных технологий мы можем оптимизировать систему и снизить некоторые расходы.

- Планировалось также введение льгот для определенных категорий…

- Вопрос льгот будет решен однозначно. Обязательно появятся льготы для инвалидов, которые смогут ставить свой автомобиль за меньшую плату. Я пока не могу ее назвать, но она будет символической. Также льготы будут распространяться и на те категории, которые определит муниципалитет, как социально-значимые. Для этих категория будет выделяться какой-то определенный процент мест. Возможно, он будет устанавливаться отдельно на каждой стоянке, в зависимости от того, сколько потенциальных льготников, например, проживает в данном районе.

- Когда Вы рассчитываете запустить весь этот комплекс?

- Ориентировочно, к маю-июню. К этому времени должна быть создана и отлажена система оплаты, клиентская база, приведены в порядок уже переданные на тот момент стоянки (их передача будет осуществляться постепенно). Однако сроки могут сдвинуться, потому что сейчас проводить какие-то работы, в том числе земельные, монтажные, демонтажные, просто невозможно. Мы пока проводим ревизию. Практически везде - устаревшие линии электропередач, не соответствующие нормативам. Поэтому, помимо прочего, мы должны будем поменять линии подачи электроэнергии, проложить линии связи и так далее. Инфраструктуры, о наличии которой заявляли многие кооперативы, мы не увидели. Понятно, что сложные сервисы будут вводиться постепенно. Единственное, что появится однозначно вместе с запуском первых муниципальных стоянок – это паркоматы. Чтобы, как я уже говорил, уйти от наличных расчетов. Сейчас достаточно высокий уровень электронной прозрачности. Внесли сумму, и она отразилась на балансовых счетах. Любые контролирующие органы смогут проверить движение средств.

Мы до июня называем срок с запасом. Будем стараться ввести стоянки как можно раньше, потому что это в наших интересах – обеспечить людей комфортными безопасными условиями парковки.

- За счет каких средств будут проводиться работы по приведению стоянок в нормативное состояние, строительству инфраструктуры?

- Из собственных средств предприятия. Точную сумму вложений назвать пока нельзя, так как мы еще проводим инвентаризацию, оценку, и она будет очень разниться в зависимости от объекта.

- За какой срок планируется передать все 300 стоянок, которые на данный момент имеются на городских землях?

- Пока сказать трудно, мы только начинаем эту работу. Вернемся к этому вопросу после запуска первых 30 муниципальных стоянок.

- Как реагируют бывшие арендаторы стоянок? Они не воспринимают это как рейдерство?

-Встречаются, конечно, и такие. Но я хочу подчеркнуть, что на сегодняшний день муниципалитет не расторг ни одного действующего договора. Все договоры, по которым стоянки перешли в наше управление, истекли. Человек, подписывая договор, знал дату его окончания. Он был уведомлен в установленном законом порядке. По истечении срока действия договора муниципалитет вернул себе свою землю. Это невозможно назвать рейдерством.

- А что касается имущества бывших арендаторов?

- У меня тут были такие люди, которые говорили, что их стоянка стоит 50 млн руб. А почему не 100 млн? Я согласен, есть имущество кооперативов, арендаторов, которые действительно вкладывали туда свои средства. Например, в навесы. Есть еще какие-то имущественные объекты, которые должны быть, во-первых - подтверждены документально, во-вторых - отвечать экологическим, градостроительным и прочим нормам. По таким объектам мы готовы к открытому диалогу, и если кооператив вложился, и это имущество может быть использовано городом для последующего функционирования стоянки, мы можем его выкупить. Но только через процедуру оценки, через придание легитимности, естественно, чтоб у контролирующих органов к нам потом вопросов не было, почему мы забор купили за 100 миллионов, скажем. После придания этому имуществу легитимности и законности мы можем рассмотреть возможность выкупа такого имущества и компенсации этих затрат.

- По какому принципу определяется очередность передачи стоянок?

- Масса критериев: по принципу готовности участка, наличия границ, по принципу сегодняшней доступности (есть участки рельефной формы, которые нет возможности сейчас разрабатывать). Где-то мы видим, что население просто задыхается от отсутствия парковок, а где-то ситуация не так серьезна. Факторов масса.

- Какие-то еще дополнительные сервисы планируется вводить?

- Планируется запуск Интернет-ресурса, наподобие московского, который будет показывать расположенные рядом парковки, а также наличие на них свободных мест. Сейчас вы приезжаете на стоянку, а охранник вам говорит, что мест нет, но для вас могут найти за тысячу рублей. Такого больше не будет Вы зашли на сайт, увидели, что есть свободные места и можете тут же подать электронную заявку. Этот цифровой обмен позволит уйти от массы ненужных формальных шагов, которые сегодня сильно отвлекают людей и средства.

Также на едином Интернет-ресурсе каждый автовладелец, войдя в свой личный кабинет, сможет из дома посмотреть в режиме он-лайн, что происходит с его транспортным средством.

Мы планируем, что там будет электронная приемная, в которой можно будет задавать вопросы, актуальные для автомобилистов. Может быть что-то вроде правовой поддержки автомобилистов: ДТП, конфликтные ситуации и так далее.

Кроме того, хотелось бы, чтобы для автомобилистов, пользующихся муниципальными парковками, были доступны некоторые дополнительные бесплатные услуги. Например, служба технической поддержки и помощи на дороге. Если вы например, где-то внезапно заглохли, сломались, вы сможете позвонить в нашу круглосуточную диспетчерскую, которая, к слову, работает уже сейчас (тел. 45-24-76), назвать номер своей «клубной» карты (их планируется выдавать при заключении договора) и местоположение. В течение 15-20 минут прибывает служба технической поддержки, которая имеет запас топлива, дополнительный аккумулятор, автоэлектрика, который сможет открыть машину, если она заблокирована, или какой-то минимальный осмотр провести. Постепенно предполагаем ввести и услуги эвакуатора.

"