Виктор Кузнецов: «Мы не должны терять на дорогах ни одного человека»Интервью

4 июля, 15:43
Счастье мыслителя — в воплощении его идей. И в этом смысле Виктор Кузнецов, директор автошколы «Сюрес» и автор книг «Ментальная подготовка кандидатов в водители» и «Управляя собой, управляя автомобилем» — человек по-своему счастливый.

Идеи, высказанные Виктором Кузнецовым 5-10 лет назад, давно стали нормами Правил дорожного движения (ПДД) и официальными рекомендациями для водителей и пешеходов. Он выступает с лекциями в институтах, занимающихся подготовкой сотрудников ГИБДД, работает с учеными и экспертами, пишет обращения к Президенту России Владимиру Путину — делает все для того, чтобы изменилась сама идеология безопасности дорожного движения, а смертность на дорогах страны была равна нулю.

Москва. Путину

Виктор Кузнецов — постоянный участник прямых линий с президентом России Владимиром Путиным. Свое обращение к главе государства он направил и на июньскую прямую линию.

Фото: архив Виктора Кузнецова

«Добрый день, Владимир Владимирович!

В докладе международной комиссии по образованию, представленном ЮНЕСКО, определены четыре цели:

— Научить жить

— Научить жить вместе

— Научить работать

— Научить приобретать знания

Я предлагаю пятую цель — научиться управлять собой. В ее основе новые парадигмы, которые будут определять образовательно-воспитательные стратегии школ XXI века.

Обращался в комиссию Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, получен ответ: Россия не является членом этой комиссии.

Когда человек управляет собой, умеет ценить время, приобретать знания, когда, управляя собой, управляет автомобилем, переходит дорогу — это и есть народосберегающая технология на дорогах Российской Федерации.

Уважаемый Владимир Владимирович! Прошу у вас содействия в решении этого вопроса. Содержанием образования должно стать — научить управлять собой».

Фото: архив Виктора Кузнецова

— Виктор Алексеевич, поясните, как может работать то, что вы предлагаете.

— Вернемся к тем четырем целям XXI века, которые определило ЮНЕСКО. Они принципиально важны, но, если у тех, кто к этим целям стремится, будет отсутствовать фундаментальный навык управления собой, достичь этих целей будет невозможно. Сегодня в странах, которые мы называем цивилизованными, показатель смертности на дорогах — 4 человека на 100 тыс. жителей, то у нас — в среднем 15. А подписанная премьером Дмитрием Медведевым доктрина безопасности дорожного движения до 2024 года в качестве целевого ориентира учитывает показатель социального риска, составляющий не более 3 человек на 100 тыс. населения.

Скачок в сознании

— Это в принципе, на ваш взгляд, выполнимо?

— В том-то и дело, представьте, какой мощный квантовый скачок в сознании всех участников дорожного движения должен произойти за короткий срок! Должна быть проделана огромная работа, причем комплексная — на выполнение поставленной задачи должны быть «заточены» все институции, имеющие отношение к безопасности дорожного движения, все его участники. Но системного подхода, во всяком случае, пока — не наблюдается, и это значит, что сама система работы имеет много слабых звеньев. А любая система, как известно, не может работать лучше, чем позволяет ее самое слабое звено.

— Какие звенья вы считаете слабыми?

— Прежде всего, образование. Такого предмета как «Правила дорожного движения» в школах нет, максимум — проводятся факультативные занятия, которые учат, что называется, по-старинке: не надо делать так, а надо вот так, но не объясняя, почему надо действовать именно так, а не иначе, не уча управлять собой в любой ситуации, в том числе и на дороге.

И так — во всех сферах, связанных с образованием. Эффективность работы автошкол, достаточно высокая, но могла бы быть намного выше, если бы кандидатов в водители учили не только вовремя жать на газ и тормоз, но и всегда правильно оценивать ситуацию, принимать осознанные решения, видеть все дорожное движение в комплексе, прогнозировать, управлять собой.

— Точно так же, как не умеют этого пешеходы?

— Навык управления собой важен для всех, и пешеходы не исключение. Обратите внимание на то, как некоторые из нас переходят дорогу. Натянув капюшон, вставив в уши наушники или уткнувшись в телефон.

Не случайно же говорят: мы находимся там, где находятся наши мысли, наше внимание, а внимание — основной закон дороги. Вот и пешеход мыслями там — в телефоне, а не на дороге. Он не сосредоточен, не управляет собой, не имеет контакта с другими участниками дорожного движения, и это таит в себе опасность — пешеходом часто не осознаваемую.

Слабые звенья

— Значит, и пешеходы — еще одно слабое звено? С кого тогда нужно начинать обучение управлению собой?

— Если говорить о слабых звеньях и о тех, с кого необходимо начинать — это родители, мы с вами. Дети копируют наше поведение, действует по принципу «делай как папа или мама», и никакая школа, сколько бы уроков ПДД в ней не было, этого не исправит.

Мы десять лет назад разработали Концепцию непрерывного образовательного процесса по обучению правилам дорожного движения в дошкольных и школьных учреждениях. И процесс обучения начинаем именно с родителей. Мы проводим их обучение, выдаем им удостоверения юного пешехода. Они — главные авторитеты для своих детей, и должны сами рассказать и показать им, как вести себя на дороге, объяснить правила дорожного движения. Пройдя этот курс, родители на семейном совете вручают своему ребенку «Удостоверение юного пешехода».

— Из этого и вырастает системный подход к пятому, по вашему мнению, ключевому навыку — управлению собой?

— Да, именно так — дело именно в системном подходе, в синергетическом эффекте, который даст работа всех институтов, всех участников дорожного движения, на достижение нулевой смертности на дорогах.

Но базовый навык управления собой, разумеется, гораздо больше, чем сумма навыков, необходимых для правильного участия в дорожном движении. Жизнь каждого из нас зависит от того, умеем мы управлять собой или нет.

Если возвращаться к вождению автомобиля, то давайте посмотрим на то, как делает это большинство водителей — что называется, «на автомате»: механически нажимая на педали, торопясь, подрезая, постоянно куда-то спеша и нервничая. Какую все это создает обстановку на дороге, думаю, пояснять не надо — нервную и зачастую просто-напросто опасную. Тем более если водитель, как это часто бывает, разговаривает по телефону или хуже того — пишет какие-то сообщения в сетях или мессенджерах.

А как нужно управлять автомобилем, управляя собой? Прежде всего, настроиться на позитивный лад, на безопасное вождение. Садясь за руль, проговорить, что я хочу, управляя собой, добраться до места комфортно, безопасно и своевременно, а потом удачно припарковаться.

Все создается дважды, сначала в сознании, потом — в реальности. Намерение управлять безопасно, я это не раз проверял на себе, работает: если настраиваешься правильно и управляешь собой, все получается именно так, как задумал изначально.

Разумеется, это лишь один-единственный пример работы навыка управления собой. Когда этими навыками будет обладать большинство, когда все — руководство страны и регионов, органы власти, общественные организации, школы, вузы, наука — будут работать в одном направлении, мы достигнем нулевой смертности на дорогах. Выполним задачу, которую ставит перед нами Владимир Путин — сбережем людей.

Что делать?

— Что для этого необходимо сегодня?

— Нужна, прежде всего, государственная воля. Концепция нулевой смертности на дорогах, может и должна стать государственной доктриной, идеологией. И наш Мегапроект XXI века Народосбережение на дорогах Удмуртии, который давно стал не только моим авторским проектом, но результатом коллективного труда, в его разработке участвовало множество людей и организаций, его поддержали ключевые министерства — Минобраз, Мнздрав, МЧС, ГИБДД, Минтранс, которые тоже могут внести свою лепту в концепцию нулевой смертности. Кстати, новая доктрина обучения — учиться управлять собой — запатентована.

Фото: udm-info.ru

Я надеюсь на встречу с главой Удмуртии Александром Бречаловым, надеюсь, он поддержит наши идеи. Повторю еще раз, нужен системный подход и ответственность тех, кто принимает решения. Почему бы не сделать одним из критериев эффективности работы глав городов и районов снижение смертности на дорогах?

Сегодня мы теряем на дорогах огромное количество людей, счет идет на сотни и тысячи жизней. И как бы пафосно это не прозвучало, но смерть человека — это трагедия не только для его семьи, близких, но и для государства, которое вкладывало силы и средства в этого человека, рассчитывало на его потенциал, но вынуждено терять его. Посмотрите, что происходит с демографической ситуацией в республике и во всей стране, она печальна — нам бы уже родившихся сберечь.

— Чего вы ждете от главы Удмуртии?

— Понимания, принятия наших предложений и сигнала всем — мы работаем на «цель ноль» — достижение нулевой смертности на дорогах. Необходимые государственные и общественные ресурсы для этого есть, концепция и методики ее достижения разработаны, необходимо создание единого центра, который координировал бы эту системную работу.

Сюжеты: Эксклюзив