Posted 6 декабря 2013,, 12:21

Published 6 декабря 2013,, 12:21

Modified 11 ноября 2022,, 21:46

Updated 11 ноября 2022,, 21:46

Обратная сторона борьбы

6 декабря 2013, 12:21
У постоянного ужесточения алкогольного законодательства может быть негативный эффект – разрастание теневого рынка. Остановить его – основная задача настоящего времени, считает глава минторгбыта УР Петр Пономарев.

У постоянного ужесточения алкогольного законодательства может быть негативный эффект – разрастание теневого рынка. Остановить его – основная задача настоящего времени, считает глава минторгбыта УР Петр Пономарев.

- Петр Парфельевич, несмотря на то, что Удмуртия на протяжении последних нескольких лет активно ведет борьбу с алкоголизацией населения, уровень отравлений алкоголем и спиртосодержащими жидкостями, по данным Роспотребнадзора по УР, у нас остается критически высоким и превышает во много раз показатели по ПФО и России. Также рост показывает и «пьяная» преступность, которую регистрирует МВД. С чем это связано? Может, мы принимаем не те меры?

- И Удмуртия, и Российская Федерация в целом, действительно, большое внимание в последние годы уделяют этой проблеме. В частности, у нас работает сразу пять целевых программ по сохранению здоровья населения, снижению потребления алкоголя. В них задействованы многие министерства, ведомства. Я считаю, что вовремя президентом Удмуртии Александром Волковым и республиканским парламентом были приняты нужные, жесткие меры по ограничению времени торговли.

И результат есть. Мы за последние годы со второго места в ПФО по среднедушевому потреблению алкоголя переместились на пятое-шестое и делим его с Татарстаном. По итогам десяти месяцев текущего года розничная продажа водки и ликероводочных изделий снизилось у нас на 19%. Сократилась и продажа пива, однако не так значительно. Но теперь уже не увидишь, как раньше, на улицах Ижевска повсеместно людей с пивом.

Нужно понимать, что эту проблему не решишь за год и даже за десяток лет. Она требует комплексного подхода: наряду с запретительными мерами необходимо создание новых рабочих мест, условий для отдыха людей, роста производства и занятости населения, в том числе, и на лена селе. Все это делается, но медленно даёт результаты. Беспредел 90-х годов, когда водкой и спиртосодержащими жидкостями были завалены все киоски, на этой почве происходило активное развитие нестационарной мелкорозничной торговли. Это был бизнес без налогов, без ответственности за здоровье людей.

В настоящее время основной проблемой продолжает оставаться теневой оборот алкогольной продукции. Люди травятся и умирают не от водки, произведенной на легальных предприятиях и купленной в магазинах, а от суррогатов, которые и водкой-то не назовешь! Это – спиртосодержащие жидкости, изготовленные на основе, преимущественно, технических спиртов в гаражах и подвалах. Люди травятся именно этим. И этот теневой рынок, недопущение его разрастания, должно стать основной задачей, основным объектом внимания контролирующих органов.

Запретительные жесткие меры нужно применять и дальше, но делать это следует осторожно. В Ростове провели такой анализ – закрыли один магазин в сельской местности, но на его месте тут же появились три других «рабочих места» - алкоголь начали продавать частники. И дальше эта проблема как раз и выливается в то, что продается суррогатный алкоголь, от которого умирают люди.

Статистики может отражать или не отражать реальное состояние вещей. Считается, что в Удмуртии высокий уровень потребления алкоголя. Это объясняется тем, что у нас легальный рынок, где практически вся алкогольная продукция учитывается. Я могу назвать регионы, где вообще нет отравлений со смертельным исходом, и «левой» водки, и пьяной преступности. При этом в некоторых субъектах РФ доля теневого оборота составляет более 50% от общего объема продаж. В Удмуртской Республике, по моим оценкам, она может составлять 3-5% без учета спиртосодержащих жидкостей.

Легализовать наш рынок позволяет жёсткий контроль и то, что в Удмуртии 87% от всего продаваемого алкоголя составляет продукция местных производителей. МВД в последнее время, даже несмотря на сокращение штата сотрудников, стало работать в этом направлении активнее, увеличилось количество проверок.

Статистика алкогольных отравлений не учитывает количество смертельных случаев от болезней, вызванных злоупотреблением алкоголя, скажем, цирроза. В целом же в России от отравления алкоголем и спиртосодержащими жидкостями, по неофициальным подсчетам, ежегодно умирает около 30 тысяч человек. А это, фактически, население небольшого города.

- Акцизы с нового года снова поднимутся, и бутылка водки будет стоить уже 200 руб. Не станет ли это очередным толчком к развитию теневого рынка?

- Увеличение акцизов, безусловно, должно быть обдуманным, потому что дальнейшее повышение может привести к проблемам.

Но акциз, так или иначе, нужен. Что такое акциз? Эти деньги в ту же медицину, на медвытрезвители. Необходимо также вводить акцизы и лицензировать всю спиртосодержащую продукцию, а лучше – производство спирта.

Особый контроль нужен за спиртосодержащей продукцией, которая продается в аптеках. Она вся должна продаваться по рецептам. Мы часто слышим в ответ на это - если ввести акцизы на спирт, как его будут бабушки покупать? Впечатление такое, что бабушки им с утра до вечера растираются. Каждый из нас может увидеть, зайдя в аптеку в праздничные или выходные дни, сколько там бутыльков валяется, прямо здесь же, при входе. О каких бабушках речь? Под таким благим предлогом – заботе о бабушках – спаивается народ.

- В Удмуртии предлагают также ограничить время торговли алкоголем в заведениях общепита. Как Вы относитесь к этой инициативе?

- Пока все это в процессе очень серьезного осмысления. Есть предложения запретить и с 22 часов, и с 24, и с 2-х часов ночи. Претензии к заведениям общепита в основном связаны с тем, что они из-за ужесточения закона стали искать лазейки. То, что раньше было «забегаловкой», стало называться баром или даже рестораном. Для того чтобы можно было торговать алкоголем. Но что это за ресторан: два квадратных метра, барная стойка и больше ничего нет? Такие заведения не соответствуют требованиям ГОСТа к барам и ресторанам. Но проблема в том, что ГОСТ в данном случае носит рекомендательный характер. Так что владелец может задекларировать свое заведение как угодно.

Самое главное, что эти « забегаловки», рюмочные создают напряженную обстановку у населения, в первую очередь - в Ижевске. Выпив рюмку, посетители выходят и начинают шуметь, выяснять отношения. Приезжает милиция, начинается наведение порядка. Такой бар, я считаю, не должен существовать. Запрещать это все нужно. Потому что, предприниматели, которые содержат бар и не наводят в нем порядок, это не предприниматели. Это те, кто спаивает людей и создает проблемы для населения. Предприниматель должен отвечать за порядок в своем заведении и на прилегающей территории. Он должен вплоть до уголовной ответственности нести, если что-то там случилось. А получается, что он ни за что не отвечает.

- Какие меры могли бы помочь в борьбе с теневым рынком, и в целом, продолжить работу по наведению порядка в сфере оборота алкоголя?

- Только за последний год мы рассмотрели 22 федеральных законопроекта, в основном антиалкогольного направления: ужесточение административной ответственности, увеличение штрафов за безлицензионную торговлю, введение лицензирования производства и оборота пива, лицензирование торговли спиртосодержащей продукцией.

Все это первостепенные меры. Но, к сожалению, они редко доходят до принятия.

Например, наказание за торговлю без лицензии – сейчас штраф за это 4-5 тысяч рублей для должностного лица. Это не способствуют тому, чтобы прекратить такую торговлю. Предприниматели легко отобьют этот штраф за счет прибыли. А безлицензионная торговля как раз и тянет нелегальный алкоголь. Мы хотим ужесточить наказание до 200-500 тысяч рублей.

Что касается торговли пивом - в Удмуртии его продажа достигла 3 млн декалитров в год. В пересчете на абсолютный алкоголь, оно сравнялось с продажей водки. В этой ситуации требуется особый надзор. И сейчас в Госдуме РФ рассматривается вопрос о введении лицензирования производства и оборота пива и ужесточение ответственности за торговлю им. Кроме того, несмотря на запрет, его продают в нестационарных торговых объектах. И в этих же местах торгуют суррогатным «зельем». С принятием жестких мер некоторые индивидуальные предприниматели стали заявлять о том, что их права нарушаются. Но как можно говорить о нарушении своих прав, если ты сам ежедневно нарушаешь закон? Они стали жаловаться, что много людей лишится работы. Мы сделали им предложение: на потребительском рынке не хватает 1250 продавцов, всех можно трудоустроить. Но вопрос в другом – а пойдут ли? Ведь в серьезных торговых сетях, магазинах они будут целый день под контролем, там жесткие правила и дисциплина…

На уровне муниципалитетов требуется определить прилегающие территории, на которых запрещено торговать алкоголем, в том числе, пивом. Не должно всё это продаваться у школ, детских садов, медицинских учреждений и так далее. У нас сейчас тысячи торговых точек и заведений общепита торгуют алкоголем, на 300 человек приходится одно место торговли. Это слишком много. Предполагается, что на 3-5 тысяч населения должен быть один магазин.

Также со стороны муниципальных образований мы ждем большего внимания к этой теме. Я считаю, что они должны создавать для этого отдельные структуры в администрациях, которые следили бы за торговлей, и в частности, за алкоголем. Нужно создавать советы, аналогичные республиканскому, с привлечением районных представителей контролирующих и правоохранительных органов и прекращать «травлю» людей. Это касается не только здоровья населения, но и экономики. Теневой оборот – это большие деньги, которые проходят мимо бюджета России, Удмуртии и, как следствие, муниципальных образований.

На федеральном уровне требуется вновь разрешить внезапные проверки скоропортящейся продукции и алкоголя. В настоящее время, с принятием Федерального закона о защите прав предпринимателей, проверки проводятся один раз в три года, при этом план проверок на следующий год размещается на сайте проверяющего органа и Прокуратуры, а проверяемый предприниматель уведомляется о предстоящей проверке за 3 дня до ее начала. Надо быть большим чудаком, чтобы нелегальную водку во время проверки выставлять. Поэтому пусть проверки будут раз в три года, но они должны быть внезапными.

Любые решения в сфере алкогольного регулирования должны быть взвешенными, и мы заранее обязаны предвидеть последствия, которые могут привести к разрастанию теневого оборота, и пресекать такие возможности. Следует не забывать и о состоянии наших производителей алкоголя, которые направляют в бюджеты огромные деньги. В следующем году предприятия Удмуртии принесут государству и региону около 6 млрд руб.: около 4 млрд 800 млн руб. акцизов (из них 60% остается в Удмуртии) и 1 млрд руб. НДС. Поэтому надо сохранять баланс - если мы лишимся легальных производителей, их место быстро займут нелегальные.

"