Posted 21 ноября 2013,, 06:15

Published 21 ноября 2013,, 06:15

Modified 11 ноября 2022,, 21:47

Updated 11 ноября 2022,, 21:47

Доходный сектор

21 ноября 2013, 06:15
Министр промышленности и энергетики Удмуртии Олег Радионов рассказал, почему даже в период жёсткой экономии важно вкладывать деньги в поддержку промышленности.

Министр промышленности и энергетики Удмуртии Олег Радионов рассказал, почему даже в период жёсткой экономии важно вкладывать деньги в поддержку промышленности.

- Олег Викторович, не секрет, что бюджет Удмуртии на следующий год будет сложным. И правительство ищет разные возможности снижения расходной части. «Под нож» первоначально пошло и финансирование программ по поддержке промышленности?

- Действительно, у нас сейчас бюджет в основном направлен на оптимизацию расходов, что связано со значительно возросшей нагрузкой. Более 70% направлены на социальные обязательства. В бюджете не хватает 5,6 млрд руб. на выплату заработной платы в сфере здравоохранения, образования. Все программы режутся, потому что есть социальные обязательства, которые мы должны выполнить.

Но с нашей точки зрения, это не совсем верно. Мы должны думать не только, как сокращать бюджетные расходы, но в первую очередь ставить на первое место доходную часть. Если мы каждый год будем сокращать, оптимизировать бюджет, наш бюджет будет постоянно сжиматься, и с каждым годом мы будем все больше и больше думать, как бы его еще сократить.

При этом все ведомственные республиканские программы носят расходный характер. Безусловно, необходимы и дороги, и школы, и больницы, заработная плата, социальные программы поддержки населения и так далее. Но единственные программы, направленные на доходную часть, это программы, разработанные и реализуемые министерством промышленности и энергетики УР. Подчеркну, что они несут не только экономический и бюджетный эффект, но и социальный. При утверждении программы мы защищаемся всегда по трем показателям: социальная эффективность - это создание новых рабочих мест, повышение средней заработной платы по отрасли; экономическая эффективность - на какую сумму будет выпущен дополнительно объем продукции; и бюджетная - сколько получит бюджет от вложения в данный проект.

Анализ показывает, что за последние два года бюджетная эффективность по обрабатывающим производствам составляет 805%. Простым языком - на рубль вложенных бюджетных средств в развитие производств мы получаем 8 рублей 5 копеек. Это итог за 2011-2013 год. Это справедливо в той или иной степени по всем направлениям «обработки»: по машиностроению и металлообработке - порядка 9 рублей, легкой промышленности - 4 рубля, лесопромышленному комплексу - 7 рублей. Плюс создание новых рабочих мест. За три года реализации программ было создано 438 новых высокотехнологичных рабочих места.

Если анализировать экономическую эффективность программ поддержки промышлености, то это дополнительно порядка 8-9 млрд руб. к объему выпускаемой продукции.

Чтобы было понятно, насколько зависит наш бюджет от промышленности, приведу пример: доля поступлений в региональный бюджет от всего сельского хозяйства региона, охоты, лесного хозяйства по итогам 10 месяцев составляет 2%, строительства - 4%. Безусловно, высока доля нефтяной отрасли - 21%. Но обрабатывающие производства - это самый большой объем поступлений - до 25%.

Получается, что занятые у нас в производственном секторе 10% населения создают, по сути, финансовую основу для реализации всех социальных программ, поддержки многих отраслей и определяют уровень благополучия всего населения республики. Если бы нам эту цифру довести хотя бы до 20%, мы бы жили, как в шоколаде.

Поэтому, на мой взгляд, при рассмотрении бюджета в первую очередь не надо трогать те сферы, которые приносят доход. Финансирование этих программ необходимо сохранить. Пусть они приносят доход, они окупаются, они рентабельны. Это моя точка зрения, как следует подходить к распределению бюджета, к формированию расходной части.

Кроме того, ряд проектов без преференций, без поддержки, просто не могут быть реализованы на территории Удмуртии. Например проект Воткинской промышленной компании по расширению производства с объемом инвестиций порядка 250 млн руб. Сейчас они решают, оставить его в Удмуртии или разместить в Московской области. И ключевым фактором в данном вопросе могут стать как раз меры поддержки. Московская область их предоставляет. И если мы не сможем создать льготные условия для нашего бизнеса, то естественно, потеряем его. А значит, потеряем и потенциальные рабочие места, и потенциальные дополнительные поступления налогов в наш бюджет.

- Какие меры поддержки промышленности являются основными в Удмуртии?

- Основная и самая востребованная мера поддержки по нашим программам - снижение процентной ставки. В стране на сегодняшний день достаточно высокая процентная ставка по кредитам, в частности, на инвестпроекты. Она составляет от 15 до 20% годовых. Благодаря компенсации процентной ставки, нам удается снизить ее примерно до 5,5%. Особенно актуально это стало в условиях работы в ВТО. Мы все прекрасно понимаем, что в Европе и на Западе кредитеая процентная ставка составляет 2-4%.Таким образом, наши предприятия заведомо попадают в неравные конкурентные условия.

- Между тем, некоторые депутаты республиканского парламента усомнились в методике ваших расчетов эффективности реализации программ. Каким образом она вычисляется? Как осуществляется контроль за исполнением проектов?

- Когда проект предоставляется на конкурс, оцениваются данные, которые представлены в бизнес-плане. Проекты сравниваются между собой и выбираются наиболее эффективные по расчетным данным. А эффективность реализации мы уже оцениваем исходя из фактических данных. Предприятия, которые получают поддержку, ежеквартально предоставляют такую отчетность.

В целом методика расчета эффективности вложений бюджетных средств утверждена на уровне правительства. Принцип достаточно простой. Если вкладываются средства, отдача от этих вложений и реализация каждого проекта контролируется нашим министерством. Мы выезжаем на предприятия, смотрим, как реализуется проект, и подтверждаются ли все параметры бизнес-плана, который был нам представлен. Если проект не выполняется, ставится вопрос о возврате денежных средств.

- И такие примеры были?

- Конечно. Но предприятия при этом имеют возможность реабилитироваться. Кроме того, если мы с кем-то расторгаем договор - так не бывает, что деньги просто не использованы. Мы объявляем новый конкурс, привлекаем новые проекты.

- В итоге удалось отстоять финансирование программ?

Как и некоторые другие министерства, мы столкнулись с тем, что наши программы были «обнулены», то есть полностью лишились финансирования. Недавно состоялась индивидуальная встреча с главой Удмуртии Александром Александровичем Волковым. Я, как министр, отстаивал, защищал финансирование наших программ, поскольку они принесут дополнительные средства в бюджет. И надо отдать должное, президент услышал доводы, и принял мудрое решение о восстановлении финансирования программ развития промышленности.

- И какова будет сумма поддержки на следующий год?

- Общая сумма по государственной программе - 61 млн рублей. Из них 34 млн руб. пойдет на поддержку обрабатывающих производств, 26 млн руб. - по подпрограмме сохранение и создание рабочих мест для инвалидов в организациях Общества слепых, 1 млн руб. - на развитие промышленного сектора и адаптацию осужденных в предприятиях УФСИН.

Также нам удалось сохранить финансирование по другому нашему направлению – по государственной программе энергосбережение и развитие энергетики в УР. Она тоже была «обнулена»: с изначальных 70 млн руб. сначала ее сократили до 9,8 млн руб., а потом полностью. Но удалось отстоять и ее, так как на эти 70 млн руб. мы получаем федеральное софинансирование в размере 150 млн руб. Кроме того, реализуя мероприятия в рамках этой программы, мы еще дополнительно привлечем как инвестсредства, так и поступления в бюджет. В частности, данное направление позволит привлечь 101 млн руб. по энергосервисным контрактам. В целом, отдача в бюджет по данной программе составит с 1 рубля вложенных средств ориентировочно 5 рублей в бюджет Удмуртской Республики

- Какие основные проекты в следующем году получат поддержку?

- В целом у нас подано заявок от предприятий на общую сумму 151 млн руб.

Если говорить о лесопромышленном комплексе, то это проект «Воткинской промышленной компании», о котором я упоминал выше.

Еще один пример - ООО «Увадрев-Холдинг», который начал реализацию проекта по строительству завода по производству ДСП и ЛСДСП. Проект имеет очень перспективные показатели: 225 дополнительно созданных рабочих мест, объем инвестиций - 3 млрд руб. Если этот проект будет успешно реализован, он, безусловно, станет одним из социально значимых.

«Сарапульский электрогенераторный завод» заявляет сразу пять проектов, один из которых - строительство металлургического комплекса в Сарапуле на 600 млн руб.

- На Ваш взгляд, поддержка промышленного сектора в Удмуртии в настоящее время охватывает все необходимые направления? Какие меры поддержки Вы бы еще добавили?

- Если говорить в целом о политике на уровне Российской Федерации, приоритет явно отдан экспортной составляющей. А на мой взгляд, надо, в первую очередь, ориентироваться на внутренний рынок. Поскольку практика показала, что в условиях кризиса закрываются границы, производство и экспорт прекращается, и страна, регион живет на внутреннем рынке. Мы это ощутили на себе, когда корейцы свернули производство автомобилей KIA, попав в кризис. И мы при неблагоприятной экономической ситуации можем оказаться в таком положении. Поэтому первоначально надо поддерживать именно внутренний спрос, внутренний рынок, и промышленное производство направлять на удовлетворение внутреннего рынка. Тогда никакой кризис стране будет нестрашен.

В части поддержки на федеральном уровне считал бы необходимым расширить действующие механизмы субсидирования процентной ставки по кредитам и лизинговым платежам предприятиям, реализующим инвестиционные проекты. Такая мера поддержки, как мы видим по нашей практике работы, безусловно востребована и нужно масштабировать ее в плане объемов субсидирования, перечня субсидируемых отраслей и видов экономической деятельности. Это позволит в какой-то степени уравнять условия для конкуренции наших предприятий с зарубежными, фактические ставки по кредитам для производителей с наших 15% - 20% до зарубежных 3%-4%.

Что касается промышленного сектора Удмуртии и программ поддержки, то, на мой взгляд, секторы охвачены достаточно широко. Если еще пару лет назад мы оказывали поддержку только машиностроению, металлообработке, лесной и легкой промышлености, то сейчас мы расширили этот спектр и, фактически, поддержка может быть оказана любому виду экономической деятельности. Но вот вторая составляющая проекта - финансовая - конечно, оставляет желать лучшего.

Еще одно важное направление, которым считаю необходимым поддерживать - это развитие технопарков, промпарков. Сейчас этим занимаются многие регионы. Если бы мы имели средства на создание таких структур, во-первых, могли бы привлечь федеральное софинансирование, во-вторых, это было бы мощным толчком для развития малого и среднего бизнеса. Но, к сожалению, на эти цели нужно не менее полутора-двух миллиардов руб.

Радует то, что с этого года появилась новая мера поддержки на федеральном уровне – поддержка частных технопарков. И у нас уже есть два примера проектов, которые могли бы на нее претендовать. Сейчас мы с ними совместно над этим работаем. Кроме того, и наши предприятия могут самостоятельно участвовать в федеральных программах и рассчитывать на поддержу из федерального бюджета. Одна из таких программ «Индустрия детских товаров», попасть в которую уже намерены некоторые компании из Удмуртии.

"