Нам любые дороги дороги

Нам любые дороги дороги

Нам любые дороги дороги
Интервью

26 марта 2013, 10:24
Министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Олег Гарин рассказал, сколько средств и на какие направления в 2013 году получит дорожная отрасль.

Министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Олег Гарин рассказал, сколько средств и на какие направления в этом году получит дорожная отрасль.

- Как в этом году будут распределяться средства на ремонт и содержание дорог? Какие планы у министерства?

- В этом году мы решили поменять вектор и направить большую часть средств на ремонт улично-дорожной сети городов и районов, потому что муниципалитетам в одиночку с этими проблемами не справиться. Если в прошлом году на эти цели выделялось 470 млн руб., в 2013 мы сумму увеличиваем почти вдвое – до 885 млн руб. Кроме того, 200 млн руб. будет направлено на ремонт дворовых территорий (в 2012 г - менее 14 млн руб.). Еще порядка 300 млн руб. составит софинансирование по сельским дорогам. В этом году планируется отремонтировать 18 дорог местного значения. То есть общая цифра составит почти 1,4 млдр руб.

Дополнительное финансирование предусмотрено на содержание дорог, по которым проходят маршруты школьных автобусов – оно выросло в 1,5 раза и составит 90 млн руб. Таким образом мы выполняем задачу, поставленную президентом Удмуртии – привести их в божеский вид, поскольку на сегодняшний день ситуация такова, что некоторые из них дорогами и не назовешь. Однако и этих средств, конечно, не будет достаточно. На сегодня речь идет о 857 километрах «школьных» дорог, то есть чуть больше 100 тыс. руб. на километр, а это и содержание, и ремонт. Однако сама тенденция увеличения финансирования этого направления настраивает нас на оптимистичный лад.

Кроме того, более 1 млрд руб. в этом году будет потрачено на ремонт федеральной трассы М7, проходящей по территории Удмуртии (в прошлом году сумма составляла около 700 тыс. руб.).

- Что касается городов и районов, куда пойдет наибольший объем средств и на какие цели?

- Больше всех получит, по понятным причинам, Ижевск. 550 млн руб. на ремонт дорог и еще 146 млн руб. на дворовые территории. У города большие планы, в том числе и по расширению ул. Карла Маркса. Кроме того, планируются серьезные работы на Славянском шоссе: оно будет расширено - по две полосы в оба направления. Мы поддерживаем это решение, потому что считаем, что пришло время работать на перспективу, заниматься выездами из Ижевска. Если взять для примера южное направление на Можгу и Сарапул - в выходные дни и в пятницу вечером выехать бывает практически невозможно. Тем более, сейчас по направлению Славянского шоссе очень активно строятся новые коттеджные поселки. Это разгрузит проезжую часть, и граждане смогут быстрее добираться до своих домов.

- В последнее время в республике энергично идет строительство сельских дорог. В этом году данное направление работы будет продолжено?

- По сельским дорогам мы уже третий год активно работаем. Благодаря этой слаженной работе, которую проводили президент республики, правительство, наше министерство – общими усилиями мы за два года смогли построить 132 км сельских дорог. Для примера весь Приволжский округ с учетом нашего вклада ввел 450 км. Мы же сделали больше всех и на уровне Российской Федерации, а также по итогам двух лет получили самое значительное софинансирование из РФ – около 12% от всех выделенных по стране средств достались Удмуртии. Это, безусловно, дорогого стоит.

В этом году мы не намерены сбавлять темп. Наша заявка на первый транш из федерального бюджета составила 403 млн руб. Работа будет проводиться в 12 районах республики, 21 населенный пункт будет соединён дорогами с твёрдым покрытием. Однако мы не планируем останавливаться на достигнутом и готовим вторую заявку, рассчитывая получить еще 500 млн руб. на эти цели. Таким образом финансирование может достигнуть 900 млн руб. по году из 7 млрд руб, выделяемых в целом Россией на сельские дороги.

- Нередко непонимание вызывает стоимость строительства и ремонта дорог. Действительно ли километр нового дорожного полотна обходится так дорого?

Дорога дороге рознь – это как средняя температура по больнице. По проведенному нами анализу, получается что например в прошлом году километр сельской дороги в среднем обошелся нам в 11 млн 700 тыс. руб. Но надо учитывать, что в стоимость входит не только само дорожное полотно, это и трубы, мосты, где-то требуется перенос сетей, установка освещения. Все это входит в конечную стоимость строительства. Живой пример – в этом году будем строить дорогу в Селтинском районе в поселок Головизнин Язок. Протяженность всего 1,5 км, но в этот участок входит мост, длиной 98 метров, который значительно увеличивает стоимость. Так что «средняя стоимость» километра дороги – весьма условная величина. Иногда и асфальтовую дорогу можем за 8 млн руб. построить, а иногда в гравии не можем в 18 млн руб. уложиться.

- А есть ли возможности для снижения стоимости?

- Один из наиболее обсуждаемых способов - пересмотреть нормативы. Но это зависит уже не от нас, требуется решение на федеральном уровне.

Для примера можно взять любую сельскую дорогу. Мы строим ее шириной 10 метров (6 метров проезжая часть и по 2 метра обочины). Для чего? Часто такие дороги строятся в районах с очень низким трафиком – не более 100 автомобилей в сутки. Если поменять на уровне РФ ГОСТы, можно было бы в таких районах строить дорогу в одну полосу с карманами для разъездов. Тот же принцип применять к мостам. Вышеупомянутый пример в Селтинском районе - в поселке проживает 219 человек. Если можно было бы сделать мост в одну полосу, это уменьшило бы его стоимость в 1,5 раза. В общем итоге можно было бы за счет тех же средств строить и ремонтировать больше дорог. Но на данный момент мы не можем так поступить – у нас ни этот мост, ни дорогу никто не примет – объекты не пройдут экспертизу, а нам поставят нецелевое расходование денег. Но даже если строить такие объекты на свой страх и риск за региональные деньги – не дай Бог, там произойдет какой-то несчастный случай или ДТП – виноваты будут дорожники. Поэтому нужно решение на уровне Российской Федерации.

- А какой объем финансовых вливаний нужен для того, чтобы действительно привести в порядок дороги Удмуртии?

- На этот год Дорожный фонд Удмуртии составляет 4 млрд руб. Казалось бы - цифра огромная. Однако переведя ее в цифры 2001 года, когда ввод дорог в Удмуртии составлял более 100 км в год (по прошлому году введено 72,4 км, а в 2010 – всего 1 км), мы понимаем, что это только 70% от финансирования того времени. То есть даже такой суммы недостаточно. Так что нам есть к чему стремиться. И мы стараемся сейчас убедить всех, что пришло время сделать одним из главных приоритетов именно дороги.

С другой стороны, нужно понимать, что если нам дадут сейчас, например, 10 млрд руб., мы можем и не справится. Для того чтобы осваивать большие суммы, нужны соответствующие ресурсы. Сейчас дорожные предприятия при поддержке правительства Удмуртии закупают новое оборудование. За прошлый год за счет бюджета было приобретено 30 единиц техники, в этом году планируется купить столько же. Кроме того, подрядные дорожные организации закупают технику самостоятельно.

- Когда начнутся работы на дорогах Удмуртии и как бы Вы оценили готовность отрасли к ним?

- В целом дорожники и к сезону, и к предстоящему паводку готовы. Уже проведено большое количество торгов (создание Дорожного фонда значительно упростило это работу, поскольку сейчас мы уже в начале года четко понимаем, какой суммой можем располагать).

Когда только позволит погода, сразу выйдем и с ремонтами, и со стройками. Скорее всего, это будет начало мая. Постараемся уложиться в сроки, хотя будет нелегко, потому что планы на этот год серьезные по многим направлениям.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter