Posted 26 декабря 2013,, 09:16

Published 26 декабря 2013,, 09:16

Modified 11 ноября 2022,, 21:46

Updated 11 ноября 2022,, 21:46

Мост для инвестиций

26 декабря 2013, 09:16
Глава Миндортранса УР Олег Гарин считает, что строительство моста через Каму – не просто удачный проект, а настоящий магнит для инвестиций в регион.

По мнению главы Миндортранса Удмуртии Олега Гарина, проект мостовых переходов через Каму и Буй в Камбарке – это огромный вклад для Удмуртии с точки зрения инвестиционной привлекательности и развития региона и доказательство того, что республика может выступить надёжным партнером для самых серьезных и крупномасштабных проектов в будущем. Об этом он рассказал в интервью ИА «Udm-Info».

- Олег Владимирович, главный эпитет, который постоянно звучит в разговорах о данном концессионном проекте – «уникальный». В чем состоит эта уникальность?

- Это на самом деле уникальный проект. И основной момент здесь заключается в том, что мы стали первыми, кто смог довести столь сложный и крупный проект государственного-частного партнерства до реализации именно на региональном уровне. Существуют подобные проекты федерального уровня, но это совсем другой разговор – другие условия, другие возможности. А вот среди субъектов мы стали первыми. Нам все приходилось делать впервые, разрабатывать с чистого листа. Много лет продвигаться маленькими шажочками, методом проб и ошибок. Но тем значительнее наши достижения. Многие регионы теперь стремятся взять с нас пример, посмотреть как это работает, как мы этого добились. Мы охотно делимся опытом.

- Что стало залогом успеха?

- Это общая работа всей той команды, которую возглавлял глава Удмуртии Александр Волков. Если бы не его твердая позиция, не эта уверенность, что у нас все получится, проекта просто бы не было. Было очень много скептиков, которые не верили, что мы вытянем этот замысел. Я уже не говорю обо всех подводных камнях и течениях, которые нам приходилось преодолевать. Однако благодаря проделанной непростой работе мы смогли доказать всем, что способны на это.

Тем более договориться удалось на столь выгодных для Удмуртии условиях. Хочу подчеркнуть, что на рубль вложенных государственных средств приходится 2,6 руб. вложений частного капитала, самого концессионера. Это редкое соотношение. Обычным для таких проектов является обратная пропорция, когда на долю инвестиций государства приходится 70-80%, если не 90%. И при этом мы получаем мост сразу в собственность республики . То есть при вложении всего 10% от общей суммы получим объект, стоимостью почти 14 млрд руб. Конечно при этом и Удмуртия берет на себя определённые обязательства, но оно того стоит, без этого было бы невозможно.

- Когда можно будет ожидать отдачу, и какой она будет?

- На наш взгляд, этот проект должен принести Удмуртии большой мультипликативный эффект. И ощущать его республика начнет раньше, чем завершится строительство моста.

Начну с того, что в соответствии с договоренностями, концессионер зарегистрирован на территории Удмуртии, а значит, будет платить здесь налоги. Как следует из доклада главы Удмуртии Александра Волкова, который он озвучивал в Москве, за срок реализации концессионного соглашения в бюджеты России и Удмуртии поступит 25 млрд. рублей налога на прибыль и 21 млрд. рублей НДС. Таким образом, только налоговые отчисления, составят десятки миллиардов и позволят Удмуртии окупить вложенные средства.

Уже сейчас работы по строительству начинаются, а это и рабочие места, и возможность для нашего бизнеса, ведь для строительства нужна техника, материалы, и так далее. На самой стройке будет работать 750 человек. Безусловно, часть из них – приезжие профессионалы-мостовики, которые занимаются строительством таких объектов. Но будут задействованы и работники из Удмуртской Республики.

Я знаю, что сегодня часть наших удмуртских предприятий уже сотрудничает с концессионером. Кто-то поставляет песок, кто-то сдает в аренду баржи, машины, базы и т.д. Мы надеемся, что и дорожники наши получат серьезные объемы работ. Договоренности такие есть. Для нашего местного бизнеса сейчас важно предложить концессионеру качественный продукт или услуги по адекватной цене.

И для нас, для министерства, реализация концессионного соглашения, станет своеобразным козырем в разговоре с федеральными органами власти для привлечения дополнительных финансовых средств на реконструкцию наших автодорог.

Для самой Камбарки строительство моста будет как второе рождение. Начнем с того, что расположение города само по себе уникально. Еще в советских генпланах Камбарка планировалась как крупный перевалочный пункт. Сегодня мы называем это – транспортно-логистический центр. Здесь уже есть самый северный в европейской части России порт, который может принимать суда типа «река-море», узловая железнодорожная станция южной ветки Транссибирской магистрали, крупный нефтеналивной терминал и пункт переработки насыпных грузов (уголь и т.д.). Не хватало только автодороги. И это было существенным недостатком, потому что транзитному автотранспорту (особенно большегрузному) приходилось совершать большие крюки через Набережные Челны или Чайковский. С введением в строй мостов через Каму и Буй маршрут Москва-Уфа-Екатеринбург сократится на 250 км, Москва – Елабуга – Ижевск – Екатеринбург - на 180 км и Киров – Ижевск – Уфа - на 150 км.

Таким образом, на транспортной карте страны появится новый крупный узел, новая артерия, которая изменит транспортные потоки. Мы рассчитываем, что, как минимум, 4-6 млн. тонн грузов в год должны будут проходить через этот центр.

Это, в свою очередь, должно привлечь сюда новых крупных игроков и серьезные инвестиции. Должен получить новый импульс для развития малый и средний бизнес.

- Уже имея определённый опыт государственного-частного партнерства, планирует ли республика новые проекты в этой сфере?

- Я думаю, все будет зависеть от нас. Главное, мы показали всей стране, что с Удмуртией можно иметь дело. Если бы у нас не получилось, нам было бы сложно что-то доказать. А сейчас мы можем уверенно сказать, что, несмотря на все сложности и препятствия, в Удмуртии есть команда, которая готова реализовывать самые серьезные и крупномасштабные проекты.

В перспективе мы рассматриваем возможность реализовать на условиях государственного-частного партнерства строительство Восточного обхода города Ижевска. Это тоже крупный и серьезный проект, с которым без привлечения инвесторов нам не справиться. Ориентировочно, его стоимость может составить около 30 млрд руб. Это не просто дорога, длиной 64 км, но и несколько больших многоуровневых развязок.

- Одним из важных вопросов эксплуатации мостовых переходов в районе Камбарки станет стоимость проезда по ним. Сможет ли республика влиять на эту составляющую?

- Республика, безусловно, будет влиять на данный параметр. Но и со стороны концессионера есть понимание: если он установит слишком высокую плату, она будет непривлекательной. Зачем ему пустой мост? Задача как раз в том и состоит, чтобы все пользовались, ездили, чтобы это было действительно магнитом. Заинтересованы ведь не только наша республика и концессионер, заинтересованы и все соседние регионы - и Башкирия, и Пермский край, и Екатеринбург.

В целом же предполагается, что будет установлена гибкая тарифная сетка, которая будет зависеть от зон переезда и типа транспорта. Например, если человек едет в Камбарку, и проезжает только мост через Каму – одна цена, если он едет из Камбарки в Уфу (мост через Буй) – другая цена, и третья - если он проезжает транзитом через весь комплекс. Но в любом случае, при установлении цен, концессионер будет ориентироваться на стоимость паромных переправ. Для многих проезд может оказаться не только проще и удобнее, но, возможно, и дешевле. И, конечно, не будем забывать о большегрузной технике, которую паромы в настоящее время в принципе не могут перевозить – ей больше не придется двигаться в объезд.

- На какой стадии работы в настоящий момент?

- Мы перешли к стадии начала строительства. Подготовительные работы уже практически закончены, вся техника прибыла, специалисты тоже работают. Все в серьезном режиме – нам некогда раскачиваться. Сроки сжатые – в 2016 году мы должны ввести этот объект.

"