Posted 30 сентября 2013,, 15:28

Published 30 сентября 2013,, 15:28

Modified 11 ноября 2022,, 21:47

Updated 11 ноября 2022,, 21:47

Дела дорожные

30 сентября 2013, 15:28
Министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Олег Гарин рассказал «Udm-Info» о преимуществах трехгодичных контрактов на содержание дорог, инвентаризации и диагностики дорожной сети УР.

Министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Олег Гарин рассказал «Udm-Info» о преимуществах трехгодичных контрактов на содержание дорог, инвентаризации и диагностики дорожной сети УР.

- Олег Владимирович, в этом году в Удмуртии заканчивают действие первые трехлетние контракты на содержание дорог. Довольны ли Вы результатом?

- Три года назад у нас было принято решение о заключении первых контрактов на содержание автодорог регионального и межмуниципального значения сроком на три года, в противовес прежним – годичным. На мой взгляд, это большой шаг вперед. Такой подход имеет ряд преимуществ, главное из которых – ответственность подрядчика. Раньше он мог смотреть на какие-то проблемы своего участка «сквозь пальцы», ведь он не был уверен, что и дальше будет работать на нем. Например, осенью надо внимательно следить за водоотводами, трубами, чтобы там не застаивалась вода. Иначе она замерзнет, и по весне возникнут проблемы. Если в этом году не пролить сеть трещин, в следующем придется ремонтировать ямы. При заключении обычных контрактов подрядчик мог выпустить это из внимания, посчитав, что по истечении года, а значит, контракта, с последствиями такой недобросовестности, возможно, придется столкнуться уже не ему.

Более длительные контракты заставляют подрядные организации внимательнее относиться к этим вещам, иначе вскоре они принесут им еще больше хлопот и затрат.

Кроме того, раньше при подготовке к зиме запас противогололедной смеси, ГСМ, наличие техники оценивались только на два последних месяца года. Сейчас берем в расчет весь зимний период.

Подрядчики тоже видят в трехлетних контрактах плюсы для себя - они могут планировать свою работу на длительный срок, а также закупать технику, будучи уверенными, что, как минимум, три года она будет востребована. За последние годы значительно обновился парк дорожной техники Удмуртии. Техническое перевооружение позволяет дорожным предприятиям существенно сократить издержки. Не секрет, что использование морально устаревшей и физически изношенной техники повышает стоимость дорожных работ вследствие ее частых простоев, роста затрат на техобслуживание, ремонт, дополнительных расходов на ГСМ. С наступлением холодов на борьбу с капризами погоды на наши дороги смогут одномоментно выйти порядка 450 машин. И это в значительной степени будет уже современная техника.

Так что можно сказать, что трехлетние контракты обеспечивают непрерывность производственного цикла работ, а значит – круглогодичное, бесперебойное, безопасное движение транспорта. Мы будем продолжать эту практику и в дальнейшем. В перспективе, на мой взгляд, следовало бы пойти еще дальше – перейти на контракты жизненного цикла дороги. В чем их особенность? По условиям КЖЦ подрядчик берет на себя не только проектирование и строительство дороги, но и ее ремонт и обслуживание. Это будет дополнительным стимулом для дорожников изначально построить дорогу максимально качественно, чтобы потом меньше ее ремонтировать.

- В этом году должен завершиться еще один масштабный проект – полная инвентаризация дорог всей республики. Что это должно дать?

- Действительно, это очень важный момент. Никто уже, наверно, и не вспомнит, когда в Удмуртии последний раз проходила такая масштабная инвентаризация всех автомобильных дорог. Это кропотливая работа, на которую у нас ушло два года, и теперь она близится к завершению – осталось свести всю информацию воедино. Данные, уточненные по результатам инвентаризации, будут выложены в общий доступ на нашем официальном сайте.

Теперь, когда этот огромный труд позади, мы можем более четко понимать, сколько у нас дорог, какова их протяженность, покрытие, категория. Где-то проводились работы, произошла замена покрытия. Какие-то дороги просто исчезли, так как были не нужны, например, в населенные пункты, прекратившие свое существование. По предварительным подсчетам, у нас стало на 145 км дорог меньше. Инвентаризация проводилась силами специалистов Министерства и не потребовала никаких дополнительных затрат из дорожного фонда Удмуртии. Теперь, можно сказать, мы знаем каждую дорогу «в лицо», имеем более четкое представление о проблемных участках и т.д. Эта информация имеет прикладное значение – она, в том числе, позволит нам скорректировать контракты на содержание.

- Одновременно проводилась и диагностика дорог с помощью новой специальной автолаборатории. Каковы ее результаты?

- За это лето мы смогли проверить больше дорог, чем за несколько предыдущих лет. И мы довольны результатом. В этом году наша лаборатория отобрала и испытала рекордное количество кернов асфальтобетонного покрытия – более 300, это в 3 раза больше, чем в прошлом году. Диагностика позволяет нам понять, где какие работы необходимы. На каком участке можно положить 5 см асфальта, и он прослужит еще несколько лет, а где необходим капитальный ремонт. Прежде всего, мы проверяли наиболее загруженные трассы, а также те, которые в перспективе планируем ремонтировать. Такая система позволяет оптимально распределять усилия.

- В целом, как Вы оцениваете состояние дорожной сети Удмуртии? Подводя итоги этого года, Вы довольны результатом?

- Мы вынуждены признать, что республиканская и уличная дорожная сеть все же оставляет желать лучшего. Но я считаю, что лучше несколько сгустить краски, чем закрывать на проблему глаза. Хотя с созданием республиканского дорожного фонда все-таки ситуация начала меняться в лучшую сторону. Стараемся, чтобы она положительные изменения происходили, как в городах и населенных пунктах, так и на республиканских дорогах. В этом году большой объем средств был выделен именно муниципалитетам, и результат заметен – в Ижевске, Воткинске, Глазове. За счет этих денег удалось отремонтировать более 160 улиц в городах и селах Удмуртии, около 150 тысяч кв.м дворовых территорий. В дальнейшем также будем стараться сохранять золотую середину.

Но основная проблема остается прежней – это высокая нагрузка на наши дороги, которые просто на нее не рассчитаны. Более 60% дорог в республике – четвертой категории. В момент, когда они проектировались и строились, они соответствовали всем существующим нормативам. Но ситуация изменилась. И хотя по проекту они могут выдержать нагрузку в шесть тонн на одну ось, сегодня по ним ездят автомобили с нагрузкой до 20 тонн и больше. Я считаю, что постепенно, по мере возможности мы должны повышать категории наших дорог. Уровень автомобилизации неуклонно растет. Мы все ближе к тому времени, когда автодороги в направлениях на Можгу, Сарапул, Воткинск должны перейти в первую категорию. А у нас на данный момент к такой категории относятся лишь 2,5 км федеральной трассы.

Ижевск – Воткинск сегодня - вторая, а кое-где – и третья категория. Тоже самое - дорога до Сарапула: 16 км – вторая категория, 34 км - третья. В следующем году мы бы хотели ей заняться и провести реконструкцию этих 34 км, переведя их во вторую категорию. Это будет удобно, вырастет пропускная способность за счет увеличения числа полос движения, а значит и скорость. Однако, реализовать проект удастся только при условии федеральной поддержки, так как на это потребуется более 2 млрд. руб.

- Какие еще нововведения ожидаются в дорожной сфере в ближайшее время?

- Сегодня в Министерстве в тесном сотрудничестве с ГИБДД разрабатывается новая программу по безопасности на дорогах. Проект программы был представлен Президенту Удмуртской Республики Александру Волкову 27 сентября на заседании координационного совещания по обеспечению правопорядка. К сожалению, сегодня в Удмуртии отмечается рост числа погибших в ДТП, в том числе – среди детей. Это не может никого устраивать. В рамках программы предусмотрен целый комплекс мероприятий, предполагающий участие различных министерств и ведомств. В числе приоритетных задач нашего Министерства - освещение опасных участков трасс, потому что такая проблема сегодня существует. Уже в этом году мы сможем сделать освещение на 6 км трассы, проходящей через Якшур-Бодью, по Италмасу. В дальнейшем, при реконструкции трассы Ижевск-Сарапул планируем осветить участок, проходящий у села Каменное.

Другое направление – разметка. Планируем делать ее не раз в год, как сейчас, а дважды. Второй раз – ближе к осени. Потому что, в это время сыро, пасмурно, разметку плохо видно.

Больше внимания будет уделено и обочинам. Уже сейчас их начали отсыпать щебнем или асфальтовой крошкой, чтобы машину не «стаскивало» в кювет при съезде с дороги. Очень надеюсь, что это всё даст положительный эффект. Тем более что в прошлом году Удмуртия заняла третье место в рейтинге самых безопасных дорог России. Хотелось бы как минимум сохранить этот высокий результат, а в идеале, и улучшить его.

Но, конечно же, очень многое зависит от нашей культуры вождения. Все мы куда-то торопимся, но две минуты спешки могут стоить чьей-то жизни. Так стоит ли рисковать? По статистике по Ижевску, например, автомобилист попадает в аварию раз в 1,5 года. Я считаю, что это очень много. Мы должны быть внимательнее на дороге и с большим уважением относиться друг к другу.

"