Ижевские зарисовки: немного истории

31 августа 2010, 17:08
К 250-летию столицы Удмуртии немного интересных фактов из истории родного города о его заводах и технике.

В одном из издательств города готовится к печати книга, посвященная 250-летию Ижевска. Написали ее Евгений Ренев и Алексей Чулков. С любезного согласия авторов мы публикуем некоторые интересные факты, упомянутые в вышеназванном издании.

О заводах:

«Основной специальностью Ижевского завода была переработка чугуна в железо, производство из железа якорей… За первые 47 лет работы Ижевский железоделательный завод изготовил несколько тысяч якорей для речных, морских, военных и торговых судов».

«О качестве [ижевского железа] можно судить хотя бы по тому, что именно Ижевскому заводу было поручено ковать «сортовое железо к строению Кремлёвского дворца», заложенного Екатериной II в июне 1773 г. И хотя это железо до Москвы так и не добралось».

«С 1885 г. Александр III разрешил принимать заказы на охотничье оружие и оружейным заводам, и на Ижевском заводе началось производство охотничьих ружей, прославившихся своей надёжностью и дешевизной. Благодаря им, Ижевский завод приобрёл известность в России и в мире».

«Винтовка Мосина стала символом качественного рывка в развитии Ижевского завода – рывка, ещё не виданного в истории российского оружия. Если в 1891 г. в Ижевске было произведено только 20 тысяч трёхлинеек, то уже в 1895 – 133500»

«Рабочее самоуправление [1918 год] действовало жёстко. За один прогул рабочий после смены неделю грузил дрова на железной дороге, за 2 прогула – 2 недели. А за 3 мог попасть в Ревтрибунал как саботажник».

«Завод «Аксион» участвовал в самых значимых космических проектах: «Восток», «Венера», «Марс», «Салют», «Мир», «Союз», «Прогресс», «Фобос», «Союз-Апполон», «Буран – Энергия», МКС. Для обеспечения первого международного космического пилотируемого проекта «Союз-Аполлон» завод изготовил несколько сотен комплектов телеметрической аппаратуры».

О новаторстве:

«Ружейные замки, произведённые ижевскими мастерами, оказались «настолько усовершенствованы и сложность их до того уменьшена, что нельзя не признать их изобретением. Солдат может сего рода замок разобрать в одну минуту…» - писал в 1809 г. Дерябин. «Это ижевское изобретение имело весьма важное значение. Ружейные замки часто приходилось разбирать и чистить от пороховой гари и грязи. И чем сложнее был замок, тем труднее приходилось солдату. Так, одной из причин, по которой французы сдали Париж 31 марта 1814 г., стало то, что молодые солдаты маршала Мармона не могли справиться с замками своих ружей, загрязнившихся в результате многодневных беспрерывных боев, и вести прицельный огонь».

Ещё один вклад Ижевского оружейного завода в развитие оружейной техники - «унификация всех деталей оружия. Еще со времён Дерябина здесь вошло в практику разбирать несколько десятков готовых ружей, перемешивать детали, а потом снова собирать из них ружья. Ружья, собранные методом случайной подборки деталей, стреляли не хуже тех, что изготавливались по «нормальной» технологии».

Первая электростанция Ижевска была частной и принадлежала фабриканту-оружейнику Березину: «в 1901 г. он первым завёл паровую машину, а через 12 лет построил первую в Ижевске частную тепловую (работала на нефтепродуктах) электростанцию, которая питала электроэнергией его собственную оружейную фабрику… электростанция дала ток самому первому в Ижевске кинотеатру «Лира» (он уважительно именовался ижевцами «электротеатром») и десятку соседних жилых домов. Лет семь электростанция Березина была единственным в Ижевске источником искусственного света».

«Комиссия Наркомтяжмаша оценила Ижевскую газогенераторную станцию как мировое достижение. Созданная ижевскими специалистами без применения иностранного оборудования, она стала крупнейшей в Европе станцией, работающей на дровах, технологию генерации газа на станции отрабатывали лучшие в СССР специалисты в этой области».

«Ижевские мастера … сумели разгадать секрет высокоуглеродистой стали – серебрянки, остро необходимой инструментальщикам, и начали производить для всей страны.
Почти такая же история произошла с нихромовыми сплавами, которые СССР закупал в США по 50-70 золотых рублей за килограмм. В Ижевске научили делать собственный нихром, по качеству превосходивший иностранные аналоги. Третьим разгаданным в Ижевске стал секрет изготовления почти не подверженного коррозии монель-металла».

Об автомобилях:

Первый ижевский автомобиль: «В годы второй пятилетки появился первый ижевский автомобиль… По договору между автотранспортным НИИ и Облсовнархозом весной 1932 г. 400 лучших ижевских специалистов на втором этаже бывшей фабрики Березина конструировали и собирали автомобили «Иж-НАТИ2». Фотографий их, увы, не сохранилось. «Иж-НАТИ2» имели 4 цилиндра, двигатель в 22 л.с. и разгонялись до 85 км/ч. Производились они в двух модификациях: пассажирские 4-местные и «грузовые», способные перевозить до полутоны грузов…Однако дальнейшего развития проект не получил – отечественное автомобилестроение решено было развивать в Горьком».

«При возведении автозавода [строители] вынули и переместили 3 миллиона кубометров грунта и уложили 20 тысяч кубометров бетона. Впервые в Советском Союзе заводские корпуса возводились с помощью вертолетов».

«Ижевские конструкторы были первооткрывателями и в создании столь актуальных сегодня гибридных автомобилей. Первый в стране ижевский автомобиль с электродвигателем и двигателем внутреннего сгорания был не только спроектирован, но и создан. Но тут распался Советский Союз, вектор развития России второй раз за последние 100 лет развернулся на 180 градусов, и об ижевском гибриде просто забыли».

О технике:

«Ижевские мастера выполнили важный государственный заказ – выковали из стали коленчатый вал мотора самолёта Ан-25, на котором легендарный Чкалов перелетит в Америку через Северный полюс».

«Ижевский завод изготовил оборудование для камбуза легендарного крейсера «Варяг». Заказ был, прямо скажем, не самый «героический», но без камбуза немыслим даже самый могучий военный корабль».

«В 1929 г. за 8 месяцев Можаров сконструировал 5 моделей мотоциклов, составивших первое поколение «Ижей» - «Иж-1», «Иж-2», «Иж-3», «Иж-4», «Иж-5». И 17 сентября 1929 г. первый ижевский мотоцикл«Иж-1», собранный бригадой Иосифа Шадрина, выехал из ворот завода. Первый серийный мотоцикл – «Иж-7» - был выпущен в Ижевске в 1934 г.»

#Политика #Новости #Денис Объедкин
Подпишитесь