Posted 22 марта 2017, 13:22
Published 22 марта 2017, 13:22
Modified 11 ноября 2022, 21:23
Updated 11 ноября 2022, 21:23
Корпоративное кредитование в Удмуртии активно восстанавливается после кризиса. По данным Банка России, в 2016 году объем кредитов, выданных юридическим лицам, увеличился в 2,5 раза по сравнению с предыдущим годом, достигнув отметки в 254,7 млрд рублей. Это значение превысило показатель докризисного 2013 года, тогда объем бизнес-кредитования составил 207 млрд рублей.
Следует отметить, что позитивная динамика сформирована преимущественно за счет кредитования крупного бизнеса федеральными банками. Кредитование малого и среднего бизнеса также увеличивалось, но меньшими темпами. По данным Банка России, в 2016 году оно выросло в 1,5 раза – до 38,6 млрд рублей, в том числе кредитование индивидуальных предпринимателей – в 1,2 раза – до 4,7 млрд рублей.
По итогам года республике удалось значительно превысить средние по стране темпы роста: в целом по России объем корпоративного кредитования в 2016 году увеличился лишь на 4%.
Впрочем, говорить об устойчивой тенденции пока рано: активное восстановление рынка началось только в IV квартале 2016 г. Не исключено, что произошедший всплеск носил разовый характер, и в дальнейшем будет сглажен. Дело в том, что скачок объемов выдач произошел за счет валютных кредитов, тогда как объем рублевого (традиционно основного) кредитования по итогам года даже снизился – на 12%.
Факторы роста
Эксперты считают, что восстановление корпоративного кредитования стало возможным благодаря снижению стоимости кредитов.
«Тенденция к снижению процентных ставок по кредитам сохранялась на протяжении всего 2016 года. На мой взгляд, это произошло благодаря росту конкуренции, улучшению условий фондирования на внутренних финансовых рынках и ожиданиям снижения инфляции», - считает Алексей Медведев, управляющий Альфа-Банка в Ижевске.
По его оценке снижение процентных ставок за прошлый год составило порядка двух процентных пунктов.
«В прошедшем году у крупных игроков они снизились почти до докризисного уровня, и бизнес уже мог позволить себе привлекать заемное финансирование», - подтверждает мнение коллеги Николай Ермаков, руководитель банка ВТБ по Удмуртской Республике.
В числе факторов, способствовавших росту объемов кредитования, Николай Ермаков называет также готовность бизнеса: «2016 год был более стабильным, чем 2015-й. Бизнес постепенно оправился от экономического шока, и мы видим, что уже сегодня он готов привлекать заемное финансирование для реализации новых проектов».
«В то же время на рост спроса на кредитные ресурсы со стороны регионального бизнеса повлияли появившиеся программы реальной господдержки. В частности, это «Программа 6,5», реализуемая АО «Корпорация «МСП» совместно с Банком России, которая поддерживает МСП, реализующие инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики. Уникальность данной программы состоит в наличии максимальной процентной ставки по кредитам, которая составляет на сегодня не более 9,6% годовых для среднего бизнеса, и не более 10,6% – для малого», - продолжает эксперт.
Официальные данные Банка России свидетельствуют о стабилизации объемов просроченной задолженности в корпоративном сегменте, и это еще один фактор, который делает возможным увеличение выдач.
Кто и зачем берет кредиты
По словам Николая Ермакова, компании чаще всего берут кредиты на модернизацию производства, приобретение нового оборудования. По данным Ольги Шестаковой, руководителя банка УРАЛСИБ в Ижевске, как в крупном, так и в малом бизнесе преобладает кредитование в целях пополнения оборотных средств.
Игорь Смышляев, заместитель директора АКБ «Ижкомбанк» (ПАО), отмечает, что во время кризиса сократилось количество заявок на кредитование новых проектов. В то же время у заемщиков, имеющих положительную кредитную историю, спрос на заемные средства сократился не так значительно.
«Есть ряд клиентов, которые сумели воспользоваться ситуацией кризиса, особенно это относится к производственным предприятиям. Это компании, у которых в 2015-16 году дела шли даже лучше, чем в предыдущие годы. Таким заемщикам мы выдавали кредиты на развитие и расширение бизнеса, на покупку нового оборудования, на строительство дополнительных производственных мощностей», - отмечает эксперт.
Что касается отраслевой структуры заемщиков, то Игорь Смышляев отмечает несколько сегментов экономики, которым ситуация последних двух-трех лет также сыграла на руку, в частности в связи с введением санкций. Например, сельское хозяйство и пищевая промышленность. Во-первых, они получают поддержку от государства в виде субсидий, а во-вторых, на их рынках сбыта ограничен импорт. Кроме того, неплохо себя чувствуют заводы ВПК, металлургия, крупное машиностроение, предприятия нефтегазовой отрасли и компании их обслуживающие, - констатирует эксперт.
День грядущий
В 2017 году эксперты ожидают постепенного улучшения конъюнктуры.
«Я думаю, что кардинально ситуация вряд ли поменяется. Но мы предполагаем, что кредитная активность продолжит плавно расти, поскольку в этом году ожидается очередное снижение ключевой ставки регулятором», - полагает Николай Ермаков.
Увеличение объема выдач не приведет к кризису неплатежей, считают эксперты.
«Большинство предприятий региона за 2015-2016 годы адаптировались к новым экономическим реалиям, и ухудшения ситуации в 2017 году с просроченной задолженностью я не ожидаю», - уверен Алексей Медведев.
В свою очередь Игорь Смышляев указывает на риски стабильности экономической конъюнктуры.
«Преференции активно кредитующихся отраслей обусловлены политикой. Будут санкции – будет стабильность или даже рост в импортозамещении. Но все может поменяться из-за политических решений», - поясняет эксперт. По его мнению, в предвыборном 2017 году кардинальных перемен ждать не стоит, а вот 2018-й, может стать «более динамичным».