Posted 23 декабря 2017, 17:41
Published 23 декабря 2017, 17:41
Modified 17 октября 2022, 14:20
Updated 17 октября 2022, 14:20
В России более половины жителей за последние два года снизили свои затраты на обновление гардероба. Об этом сообщает программа «Бизнес-вектор» на РБК. Тем не менее, на распродажах каждая третья покупка связана с одеждой. Покупатели ориентируются не только на импорт, но все чаще покупают одежду местных производителей.
Как рассказал президент торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин, рынок одежды отечественных производителей заметно оживился.
«Он стал меняться и достаточно значительно этот рынок, в лучшую сторону. Там всё больше и больше российских производителей. За этот год где-то на 6,4% вырос объём реализованной продукции, произведённой в России», - отметил С.Катырин.
По данным Росстата, российский рынок тканевой одежды для взрослых составляет около одного триллиона трехсот миллиардов рублей.
Если говорить о структуре, то рынок на 58% состоит из женской одежды, на 25% - из мужской, 12% из спортивной одежды. Оставшаяся доля - нижнее бельё.
Около 90 процентов всего того, что носят россияне - импорт. За прошлый год в России, по данным Минпромторга, произведено одежды всего на 126 млрд рублей. Если мерить в изделиях, это 4 миллиона костюмов, 116 миллионов трикотажных изделий, 213 миллионов пар чулочно-носочной продукции, а также 1млн 200 тысяч пальто и полупальто.
В Удмуртию и за пределы
Конечно, в лидерах на рынке одежды - импортёры. Тем не менее, российские производители пытаются составить им конкуренцию, найти свою нишу.
По данным Удмуртстата, производство одежды в Удмуртии за 11 месяцев этого года увеличилось на 0,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, хотя производство текстильных изделий наоборот снизилось на 15,5%.
При этом местные предприятия легкой промышленности активно стараются наладить сбыт за пределами республики. Так у ижевской фабрики «Сактон» только 20% - это поставки по Удмуртии. Остальное – вся страна.
В прошлом году «Сактону» исполнилось 70 лет. Предприятие больше специализируется на женской одежде среднего ценового уровня, причем предлагает модели и больших размеров.
«Три года назад мы начали выпускать термобелье, оно очень пользуется спросом, а также спортивные костюмы для женщин и мужчин. Зайдите в «Спортмастер», там женские размеры самые большие 50-52, а у нас вы можете купить по 62-ой размер», - заверила главный инженер ЗАО «Сактон» Ирина Монахова.
Удмуртский бренд AnnaLiza пережил два кризиса. У компании своя розничная сеть, которая увеличивается с каждым годом, интернет-магазин и оптовые поставки по всей России, от Петропавловска-Камчатского до Калининграда.
«У нас все хорошо, каждый год мы растем. Мы конкурентноспособны в любом городе, в любом торговом центре, где есть наша розничная сеть. Мы берем качеством и более интересными моделями, подходящими нашему российскому потребителю», - говорит руководитель отдела продаж Анастасия Бердникова.
Бренд AnnaLiza позиционирует себя как марка одежды для клиентов среднего и премиум-класса.
«Мы конкурируем с европейскими марками, которые представлены в городах-миллионниках. Высокая работоспособность, быстрое реагирование на изменение рынка и постоянное обучение дают нам возможность оставаться успешными», - рассказала А.Бердникова.
Другой местный производитель - фабрика «Царевна» - шьет одежду с 2009 года и специализируется исключительно на больших размерах женской одежды, с 52-го по 62-ой.
«Мы нашли свою нишу. На рынке очень много производителей маленьких размеров, а больших наоборот меньше. Мы шьем из трикотажа, ткани закупаем в Китае. Делаем примерку на живого человека, а потом уже отправляем в серийное производство», – рассказали на фабрике «Царевна».
Раньше предприятие сотрудничало с магазинами по республике, однако теперь опять же в основном работает на спрос в других регионах.
«Покупательская способность в последние годы в регионе упала, и магазины переориентировались на более дешевую продукцию. Мы считаем, что качественная красивая одежда больших размеров не может стоить дешево. Наша продукция успешно продается за пределами нашей республики», - отметили на фабрике.
О снижении покупательской способности населения в последние годы сказали и на предприятии «Сактон», что в свою очередь приводит к снижению и объемов продаж.
«На склад мы работать не можем, если нет конкретных заказов. Мы можем делать какой-то резерв только для представительств и фирменных магазинов, то есть для своей торговой сети. А так, без заказов, просто работать на склад – сегодня не то время», - говорит Ирина Монахова.
При этом предприятие постоянно обновляет ассортимент, используя различные материалы, в частности, пряжу с нейлоном, дралоном, лайкрой, имитирующую эффект мохера, букле.
Конкуренция с Китаем и Киргизией
Чтобы быть конкурентными по ценам на российском рынке компания идет на снижение рентабельности.
На «Сактоне» рассказали, что сейчас на рынке одежды переизбыток товара. Серьезную конкуренцию отечественной легкой промышленности составляют Китай и Киргизия. В Киргизии на уровне правительства предусмотрена поддержка производителям легкой промышленности. Предпринимателям выгодно ездить туда и покупать товар по более низким ценам, чтобы сделать в России накрутку (наценку) от 100 до 200%.
При этом рынок заполняет и низкокачественная продукция из-за рубежа и нелегальных фабрик. За счет ухода от налогов и использования трудовых мигрантов, готовых работать за низкую зарплату, у них получается уменьшить себестоимость продукции.
«Когда предприятие не может конкурировать с теневой продукцией, с серым импортом, который там беспошлинно как-то ввезли, то есть выбор: или оно убивает это предприятие, особенно малое, или они идут на то, что перестают платить налоги, уходят в тень - то есть, они для государства уже не существуют», - рассказывает президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.
Тем не менее, местные производители одежды уверены в своей продукции и знают формулу успеха.
«Очень важно, кто стоит у истоков разработки модели. Это должны быть талантливые художники, конструкторы, программисты, любящие свое дело. Поскольку мы выпускаем продукцию для массового покупателя, она должна быть ближе к классике с элементами моды, 90% успеха продаж изделия составляет цвет, дизайн рисунка и посадка на фигуру», - рассказывает И. Монахова. - Иногда бывают очень простые модели, ничего «навороченного» нет, но изделие хорошо сидит, человек чувствует себя комфортно в нем».
Поддержка государства
Практически каждая компания по производству одежды в Удмуртии строит планы на будущее и надеется, что в следующем году спрос на их продукцию станет еще больше. Однако надеются они и на активную поддержку со стороны государства. Сейчас в качестве препятствий они называют высокие налоги и ставки по кредитам.
В 2017 году ткацкая отрасль, поставляющая сырьё для портных, открыла два новых производства и привлекла 550 миллионов рублей из Фонда развития промышленности. Льготные займы не помешали бы и производителям одежды.
«У нас есть специальная комиссия общественная, которая анализирует все поступившие проекты для Фонда развития промышленности. Мы помогаем их довести до читабельного уровня для комиссии Фонда развития промышленности, пишем свои рекомендации и отстаиваем на большом совете. Там больше ста проектов, которые мы туда выдвинули - и они профинансированы уже», - отметил С.Катырин.
Еще важным моментом для развития легкой промышленности представители предприятий Удмуртии считают и рост доходов населения. Спрос на продукцию позволит производителям еще больше вкладываться в обновление ассортимента и покупку дорогостоящего оборудования. А увеличение оборота предприятий в конечном счете даст республики и дополнительные налоговые поступления.