Posted 15 июня 2018, 14:35

Published 15 июня 2018, 14:35

Modified 17 октября 2022, 14:26

Updated 17 октября 2022, 14:26

Попасть в сети: крупные ритейлеры не хотят работать с фермерами Удмуртии

15 июня 2018, 14:35
С каждым годом поток покупателей в магазинах крупных федеральных сетей – таких как «Пятерочка», «Магнит» – увеличивается вместе с ростом числа подобных магазинов, расположенных чуть ли не на каждом шагу. Однако эти супермаркеты в основном заполнены продуктами, выпущенными или выращенными далеко за пределами Удмуртии.

По данным Минпромторга Удмуртии, в республике сейчас насчитывается около 10,5 тыс. объектов торговли. Лидером среди ритейлеров является «Магнит», у которого 241 магазин, у «Пятерочки» 188 супермаркетов. В тройку самых разветвленных сетей также входят магазинчики в шаговой доступности «Красное и Белое», которые, помимо алкогольной продукции, предлагают широкий ассортимент сопутствующих товаров. Региональная сеть «Ижтрейдинг» включает в себя лишь 79 магазинов. Пятерку замыкает еще одна алкогольная «сетка» «Бристоль» - 46 магазинов.

Несмотря на такой широкий, казалось бы, список торговых предприятий, зайти в них с местной продукцией не так-то просто.

Как рассказала «Udm-info» заместитель министра промышленности и торговли УР Галина Трегубова, производителю действительно очень сложно попасть в крупные сети, и конкуренция на рынке продовольствия достаточно высокая. При этом ритейлеры прекрасно понимают, что они не смогут обойтись без местной продукции, которую так любят покупатели.

«У народа есть доверие к местному производителю. В любом случае сегмент скоропортящихся продуктов - таких как хлеб, молоко, яйца от удмуртских поставщиков - будет всегда представлен на полках супермаркетов», - добавила Трегубова.

Если сильно захотеть, можно в сети залететь

Для того чтобы начать работать с крупными сетями, в первую очередь необходимо зайти на сайт ритейлера, где обычно выкладываются соответствующие документы, оговаривающие условия сотрудничества.

Кроме того, региональное Министерство торговли часто организует «дни поставщиков». На подобные встречи приглашаются удмуртские производители продовольственной продукции, которые еще не представлены в крупном ритейле. Им объясняют правила входа в сеть и дают пошаговый инструктаж.

Если производители заинтересованы в продвижении своего товара, им необходимо составить заявку.

«Согласование проходит достаточно жестко, заявка подается в электронном виде и проходит аудит с выездом экспертов на место, обследуется предприятие, проверяются соответствующие сертификаты», - объясняет Галина Трегубова.

Если все технические вопросы в норме, дальше будут рассматриваться логистические моменты: сможет ли поставщик поставлять продукцию вовремя и в нужном объеме.

Палки в колесах

Источник, близкий к ситуации, пояснил, что когда дело доходит до обсуждения входной цены, крупные ритейлеры начинают по максимуму «отжимать» эту сумму. Тем самым они стремятся повысить свою маржинальность, опуская доходы своих партнеров.

В Удмуртии самые высокие наценки сохраняются на кондитерские изделия, алкоголь и уникальную продукцию. Минимальные надбавки идут на яйца, овощи и фрукты. При этом сезонность серьезно влияет на закупочную цену, но наценка не меняется. На товары, которые выпускаются в нашей республике (курица, молоко, хлеб), идет отрицательная наценка.

«Магазину выгоднее установить отрицательную наценку на ходовые товары, чтобы сделать себе покупательский трафик. Из-за этого часто страдают местные производители», - сообщил источник.

При этом предпринимателям стратегически более интересно работать именно с федералами, поскольку у них появляется перспектива расширить рынок сбыта своего продукта, продавая его в других регионах, развивая тем самым компанию.

По словам председателя сельскохозяйственного производственного кооператива «Надежда» в Малопургинском районе Удмуртии Бронислава Ясонова, помимо больших наценок, существует ряд других значимых проблем.

Во-первых, малые предприятия и фермерские хозяйства просто не в состоянии обеспечивать сети нужным объемом товара.

Во-вторых, необходимы большие хранилища. Требуется грузовой транспорт для доставки продукции точно в оговоренные сроки.

«Договоры с ритейлерами практически состоят из одних штрафов поставщикам за несвоевременную доставку, несоответствующие условия хранения и перевозку продовольственных товаров, - подчеркнул Ясонов. - Если посчитать, то количество штрафных санкций в договорах порой может доходить до ста. Поэтому мелкие предприниматели боятся работать с крупными сетями».

В-третьих, товар должен быть упакован в соответствии со всеми нормативами, иметь штрих-коды и знаки. Для получения всех необходимых документов на свою продукцию придется пройти долгую и затратную процедуру сертификации и добровольного декларирования.

Государство, со своей стороны, также вставляет палки в колеса фермерским хозяйствам.

«Несколько лет назад изменился закон о стандартах качества. Раньше сертификации подлежало только поле, на котором выращивались овощи, а теперь необходимо сертифицировать отдельно каждый вид продукции. Стоимость одного сертификата варьируется от 15 до 20 тыс. рублей. Из-за этого нам пришлось отказаться от выращивания многих видов овощей», - поделился своим опытом председатель кооператива.

«Бизнес есть бизнес»

В Минсельхозе Удмуртии на предмет того, кто виноват и что необходимо делать, есть своя позиция. Начальник управления развития сельских территорий Михаил Юдин считает, что продвижение местной фермерской продукции не всегда дает желаемый результат. Главная объективная причина кроется в том, что фермеры все еще не научились эффективно продавать свою продукцию через сетевой ритейл – попасть на полки магазинов им удается редко.

Надо понимать, что торговые сети предъявляют достаточно жесткие требования к своим поставщикам, как крупным, так и мелким. Это и качество продукции, и сроки и своевременность поставок, стабильность в объемах и т. д. И за нарушение любого пункта соглашения предусмотрены большие штрафные санкции.

«Нам же, конечным потребителям, вовсе не интересно, по какой причине отсутствует в магазине тот или иной товар. Мы пойдем в другую торговую точку - бизнес есть бизнес», - заявил Михаил Юдин.

В любом случае, для того чтобы оставаться на плаву и при этом еще получать максимальную выгоду, крупным компаниям приходится вести жесткий бизнес.

Как стало известно «Udm-info», с апреля все головные офисы основных федеральных сетей - «Пятерочка», «Магнит», «Лента», «Ашан» - начали закупать для реализации только импортный картофель из Египта, Азербайджана, Израиля. В связи с этим Союз производителей картофеля и овощей подал в антимонопольную комиссию и суд заявление на торговые сети за сговор.

Куда податься фермерам?

Говоря о том, что делать фермерам и сельхозпроизводителям, которые не могут попасть на полки федеральных ритейлеров, руководитель проекта «Фермеры Удмуртии» Евгений Сташков сообщил, что таким мелким предпринимателям лучше работать с ярмарками выходного дня, фермерскими и эко-рынками.

«Сейчас индивидуальные предприниматели открывают множество торговых точек в придомовых территориях, куда с удовольствием идут сельхозпроизводители, чтобы реализовать свой продукт, - отметил Сташков. - Также альтернативным решением может стать, например, интернет-магазин, осуществляющий доставку экологической продукции на дом.

Он отметил, что при этом затраты на бизнес будут минимальными - арендовать помещение для торговли не нужно, платить продавцам тоже. Но пока в Удмуртии такая практика развита слабо.

«Качество продукции не падает из-за того, что мы пока не заходим в крупные сети, не уменьшаем себестоимость продукта и не экономим на сырье. Поэтому продукты с пометкой «фермерские» не из дешевых. Такие товары выигрывают не за счет цены, а за счет качества», - пояснил руководитель проекта «Фермеры Удмуртии».

Те, кто уже перерос рынки и ярмарки, стремятся попасть в продуктовый ритейл. Но происходит это пока только через оптовиков, которые закупают в Удмуртии продукцию и сбывают ее федералам уже по своей отлаженной схеме. Чаще всего так - через перекупщиков - работают различные сельхозкооперативы. Так же они сотрудничают и с местными региональными сетями, которых осталось совсем немного.

«Напрямую мы сейчас работаем с местными торговыми сетями, такими как «Ижтрейдинг», «Гастроном». Раньше поставляли овощи во «Вкусный дом». Видимо, теперь придется завязывать отношения с «Пятерочкой» и подстраиваться под их требования, так как региональных ритейлеров у нас практически не осталось. А для этого необходимо участвовать в тендерах и возить продукцию фурами в Казань», - сообщил «Udm-info» председатель кооператива «Надежда».

Бронислав Ясонов отметил, что реализовать сельхозпродукцию удается в том числе и посредством госзаказа. Но с каждым годом объемы поставок в детские сады, столовые и школы уменьшаются. Учреждения теперь предпочитают закупать овощи не большими партиями, а мелким оптом на пару дней.

«Забота» государства

Как правило, фермеры – это некрупные товаропроизводители, поэтому им очень тяжело соответствовать предъявляемым требованиям сетей.

«Для многих до сих пор не решен вопрос хранения выращенной продукции. Выход только один – объединяться в сельхозкооперативы, - это даст возможность ежедневно поставлять в магазины продукцию в больших объемах, стабильно и круглогодично, расширить свой ассортимент. Выдаваемые сегодня федеральные грантовые средства можно, в том числе, направить на строительство оптово-распределительных центров. А чтобы успешно конкурировать на потребительском рынке с другими производителями, нужно создать собственный узнаваемый бренд. Успешный пример у нас в республике уже имеется - это «Годекшурский продукт», - объяснил начальник управления развития сельских территорий Минсельхоза УР.

Руководитель проекта «Фермеры Удмуртии», в свою очередь, добавил, что по условию федеральной программы фермеры, объединенные в сельхозкооператив, могут претендовать на получение гранта в размере до 30 млн рублей, с условием, что они смогут показать высокий результат, проработав таким образом больше года.

Помимо этого, некоторые банки, например, предлагают сельхозпроизводителям льготные кредиты под сниженный процент, но на самом деле получить такой кредит не так просто.

Как сообщил источник, знакомый с ситуацией, банки стараются не работать с мелкими предприятиями, у которых нет ликвидного имущества (оборудование не старше 3 лет, здания или сооружения с полностью проведенными коммуникациями и поручительства правительства). Зачастую льготный кредит получают аграрные холдинги наподобие «КОМОСа», имеющий так называемый залоговый фонд.

По мнению первого зампредседателя правительства Удмуртии Александра Свинина, проблем с заходом местных производителей продовольственной продукции в федеральные сети нет. Люди, которые начали заниматься фермерством и сельхозпроизводством, должны знать о рисках, на которые они идут, и заранее продумывать свой бизнес.

При этом Свинин утверждает, что в случае возникновения проблем предприниматели могут обращаться в правительство за помощью. Но судя по всему, гарантировать положительные результаты никто не собирается.

Подпишитесь