Posted 24 августа 2018, 08:56

Published 24 августа 2018, 08:56

Modified 17 октября 2022, 14:39

Updated 17 октября 2022, 14:39

Жалость как бизнес. Как попрошайкам Удмуртии удается поживиться за наш счет

24 августа 2018, 08:56
В человеке природой заложены такие качества, как милосердие и сострадание. Эти свойства человеческой натуры позволяют людям не просто помогать другим, но делать этот мир лучше. Но, к сожалению, есть и немало таких, кто строит свой нечестный бизнес на естественном желании помочь тому, кому гораздо хуже.

Конечно, далеко не каждый человек сразу кидается подавать мелочь попрошайке. Сомнения, что эти деньги пойдут не на хлеб для старика или старушки, а в карман мошенникам, имеются у многих, причем неспроста. Но все равно хватает в обществе и сердобольных граждан, которые, не сомневаясь, отдают деньги «неимущим», стоящим с протянутой рукой на улице.

«Udm-Info» попытался разобраться, как же они делают это, что именно в облике или повадках попрошаек так действует на нас, что мы послушно лезем за кошельком?

Инвалиды войны

Важный компонент, способствующий успеху попрошайки, это его одежда, по которой можно понять, за кого он себя выдает. Допустим, мы видим человека в военной форме и без конечностей, - и тут же рисуем в голове его «историю жизни»: как молодой солдат воевал в Афганистане, Чечне или другой горячей точке, как после боя остался без рук/ног, как государство бросило его на произвол судьбы, - и вот теперь несчастный инвалид вынужден побираться на улице.

Один из таких «военных» просит подаяние в Ижевске около Дома ученых. На протяжении многих лет автомобилисты, чей ежедневный маршрут проходит по улице К. Маркса, видят безногого «ветерана» вблизи от перекрестка с улицей К. Либкнехта. Он смело лавирует между автомобилями на своей коляске и, по наблюдениям очевидцев, внакладе никогда не остается: стекла в автомобилях то и дело опускаются – купюры протягиваются страждущему, который так жалко выглядит на своей коляске среди дорогих и не очень авто.

Но в реальности никакой он не ветеран. По словам руководителя регионального отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» Игоря Быкова, ни один настоящий ветеран боевых действий не пойдет просить подаяние.

«Ветераны, которые имеют инвалидность, состоят на учете в наших организациях и им оказывают помощь. Те, кто просит мелочь на улицах, не имеют к участникам боевых конфликтов никакого отношения, это мошенники», - отметил Игорь Быков.

Также он рассказал, что организация узнавала об этом попрошайке, который выдает себя за инвалида войны. У него нет удостоверения ветерана локальных конфликтов, и ни в каких войнах этот «боец» не участвовал.

«Он незаконно носит военную форму. Мы пытались обращаться в полицию, чтобы убрать его с улицы, но правоохранители ничего не могут с ним сделать, потому что попрошайничество не карается законом», - пояснил председатель «Боевого братства» в Удмуртии.

Попрошайки и церковь

Еще один фактор, который может помочь попрошайке заработать больше денег, – это близость к храму, мечети и другим религиозным объектам. Все традиционные религии учат верующих людей помогать нуждающимся, что мошенники и используют в своих целях.

Но здесь, как отметил иерей Русской православной церкви Олег Митчицков, все довольно неоднозначно. Среди тех, кто просит милостыню около церквей и соборов, большинство действительно нуждается в помощи.

«Да, они стоят около церквей. Мы их не прогоняем, потому что нет закона, который позволял бы так делать. Среди них действительно много тех, кто нуждается в деньгах, а некоторые таким образом помогают своим детям», - сказал священник.

То же самое можно сказать про тех, кто собирает деньги на строительство или реконструкцию православных храмов. Мошенники могут использовать эту тему, чтобы поживиться за чужой счет. Так, в Москве разоблачили лжесвященника, который собирал деньги на храм, а на деле оказался уголовником-рецидивистом.

Однако среди таких людей вполне могут оказаться и честные священники, действительно собирающие деньги на храмы. Все дело в том, где этот священник служит.

«Священники деревенских храмов в отдаленных уголках действительно могут собирать деньги на религиозные нужды. Стоит учесть, что в такие храмы регулярно ходит мало людей, несмотря на то, что у нас большинство называет себя православными. А у священника при этом есть семья с 5 детьми, которых тоже надо как-то кормить», - рассказал иерей.

При этом в РПЦ хорошо знают, кто из просящих милостыню действительно находится в бедственном положении. Церковь оказывает помощь нуждающимся и сотрудничает в этом направлении со многими структурами, в том числе МВД.

Дети

Итак, попрошайничество само по себе не является уголовным преступлением, но в Уголовном Кодексе есть статья 151 - «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий», к которым относится и попрошайничество. Просящие милостыню не настолько глупы, чтобы идти на открытое нарушение закона. Любой, кто знает о случае, когда ребенка задержали в Москве за чтение стихов, а полицейские заподозрили его в попрошайничестве, понимает, почему это не стоит того.

Впрочем, «детскую тему» для отъема денег у граждан можно ведь использовать и другим способом. Например, рассказать о больном ребенке, которому необходима срочная операция. Попрошайки в этом вопросе достаточно оригинальны, они могут выдать себя как за родителей, так и за представителей благотворительной организации, собирающей деньги на лечение детей.

Здесь есть несколько моментов, которые позволяют понять, почему настоящие благотворительные организации или нуждающиеся родители так не поступают. Любой фонд, ставящий цель помочь нуждающимся людям, стремится минимизировать административные расходы. А они неизбежно возникнут, если к сбору денег привлекать волонтеров и заставлять их работать несколько часов.

Кроме того, за волонтерами необходимо следить, чтобы они добросовестно выполняли свои обязанности. И эту работу также необходимо оплачивать. Плюс расходы, связанные с бухгалтерией. Если бы настоящая благотворительная организация занималась таким способом сбора денег, ее действия по оказанию помощи людям были бы очень неэффективны.

Особенно это касается «родителей больных детей». Если вы зайдете на сайт любого благотворительного фонда, то увидите, что на лечение одного ребенка почти всегда необходимо как минимум 1 миллион рублей. Ни один даже самый ушлый попрошайка не сможет собрать такие деньги за короткий срок.

Цыгане

Ни для кого не секрет, что цыгане - известные попрошайки и мошенники. Впрочем, почти все граждане стараются не иметь с ними никаких дел, прекрасно зная, чем это закончится.

Попрошайничают, по данным разных источников, могут несколько ветвей цыган, в том числе не из России. Одной из них являются так называемые «люли». Несмотря на то, что в основном они проживают в странах Средней Азии, они часто ведут свои «дела» в России.

Люли являются мусульманами, здесь сыграло свою роль влияние среднеазиатской культуры. Поэтому их иногда можно увидеть недалеко от ижевский мечетей. Впрочем, они почти не знакомы с Кораном, знают мало молитв и редко совершают намаз.

В основном попрошайничать выходят женщины, а мужчины сидят дома с детьми. Это логично, с учетом того, что женщинам чаще подают.

Итог

Подать милостыню или пройти мимо протянутой руки? Каждый из нас терзается этим вопросом и решает его сам. Просто надо помнить, что в нынешнем мире милостыня перестала быть богоугодным делом, превратившись в источник дохода – либо самих «нищих» самозванцев, либо тех, кто стоит за ними.

Если вы хотите помочь кому-либо и отдать деньги на благотворительность, то перечислять деньги нужно проверенным организациям.

А подавая мелочь попрошайке, вы не поможете решить чью-то настоящую проблему, а только обогатите мошенника. Если все-таки хотите отдать деньги человеку, который просит милостыню на улице, постарайтесь узнать, кто он и почему решился на это пойти. Если перед вами окажется мошенник, он может начать «плавать» в ответах или даже угрожать вам, если вы от него не отстанете.

Подпишитесь