Posted 30 декабря 2018, 14:13
Published 30 декабря 2018, 14:13
Modified 17 октября 2022, 14:41
Updated 17 октября 2022, 14:41
И вроде все мы знаем из новостей, что импортозамещение в части продуктов у нас успешно состоялось. Но, с другой стороны, в магазине мы каждый день видим, что ничего дешевле не стало. Разницу между официальными данными и реальностью и причины, почему так сложилось, проанализировали Новые Известия.
По данным Росстата, «индекс оливье», то есть набор продуктов для всеми любимого салата, в этом году поднялся на 5,18%. По оценке портала «Ценомер» (получает данные о ценах непосредственно от покупателей) рост цен составил 18,4%! Для сравнения: в Евросоюзе рост цен на продукты оценивается примерно в 1%.
Откуда «ноги растут»
Вроде бы отечественные продукты на прилавках есть, и их немало. Особенно если верить данным Росстата до момента всяких корректировок (которые, кстати, происходят и 20 лет спустя). Вроде многое даже «импортозаместили» (какой ценой – другой вопрос), продукты на прилавках отечественные. Теперь разберем, реально ли Россия стала независима от импорта.
На вопросы отвечают председатель Комитета Торгово-промышленной Палаты Москвы по развитию инвестсреды для бизнеса Анна Вовк и первый заместитель директора Института актуальной экономики Иван Антропов.
НИ: Если столько российских продуктов, то импортозамещение состоялось?
Иван Антропов: Главный фокус программы импортозамещения по-русски: продукты есть, но они не наши. В 2010 году правительство создало Доктрину продовольственной безопасности, согласно которой самообеспечение по основным видам продукции должно находиться на уровне 80-95%. Но выполнение Доктрины не привело к росту конкуренции и снижению цен. Этому противоречит другая задача: увеличить экспорт продовольствия за 6 лет на 73% до 45 млрд долларов. Себя обеспечиваем - и сразу же отправляем продукты в другие страны.
НИ: Действительно ли мы независимы от импорта?
Иван Антропов: Нет. Отечественное сельское хозяйство очень сильно зависит от импортных семян. 80% картофеля, 98% сахарной свеклы, 78-86% подсолнечника и кукурузы выращиваются из импортных семян. А в среднем на рынке 60% семян – импортные.
НИ: Почему молоко не дешевеет?
Анна Вовк: Аналитики Deloitte пришли к выводу, что молочная промышленность в России страдает от высокой стоимости капитала (дорогие кредиты), из-за чего издержки у отечественных предприятий больше, чем у иностранных, поставляющих молоко в Россию.
НИ: Отечественное – значит качественное?
Анна Вовк: Не факт. По результат исследований Роспотребнадзора выяснилось, что 60% отечественного творога, 35% отечественного сливочного масла, 20% отечественного молока не соответствует обязательным нормам. А среди импортной продукции некачественной только 6%.
Эксперты также отмечают, что есть проблемы с производством продуктов питания. По словам Анны Вовк, при кажущемся изобилии отечественных продуктов на рынке слишком велика доля фальсификата. Издержки производителей постоянно растут: доступного отечественного оборудования нет, а импортное - дорогое (доля которого составляет 80-100% в зависимости от продукции) и постоянно дорожает из-за растущего курса доллара. Издержки растут, а покупательная способность населения снижается. И от этого производители вынуждены идти на уловки, зачастую предлагая покупателям фальсификат».
По мнению Ивана Антропова, главным приоритетом для Минсельхоза является рост урожая. Но что потом с этими продуктами делать - вопрос вопросов. В стране банально не хватает современных овощехранилищ. Картофель и другие овощи не могут храниться длительное время, поэтому уже к зиме резко растут цены на продукты, особенно на овощи.
Однако есть и противоположные мнения. Так, Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров России, крайне позитивно оценивает результаты импортозамещения: «Продукты из Европы мы давно не используем. Каждый из нас нашел своих поставщиков. Даже с морепродуктами проблем нет. Устрицы мы получаем с Сахалина и Дальнего Востока. За годы продовольственных контрсанкций в России увеличилось производство морских деликатесов: мидий — более чем в 17 раз, устриц — в 265 раз».
Но рестораны могут себе позволить покупать дорогие продукты – люди ходят туда не каждый день. Во всяком случае, большинство рядовых, а не «избранных»… А вот любое изменение цен на продукты в магазинах болезненно отзывается в кошельках потребителей.
А это значит, что для вкусной и красивой новогодней трапезы придется потратиться. Но наши люди в крайнем случае используют формулу «меньше еды – больше алкоголя». Самогоночка скрасит любой стол.