Posted 4 апреля 2019,, 15:28

Published 4 апреля 2019,, 15:28

Modified 17 октября 2022,, 14:42

Updated 17 октября 2022,, 14:42

Жертвы космической гонки

4 апреля 2019, 15:28
Космическая эра началась еще до полета Гагарина – 4 октября 1957 года. Тогда движущаяся в черном небе «звезда» была зримым доказательством «превосходства социализма над капитализмом».

1. 23 марта 1961 года

Первого погибшего члена отряда космонавтов звали Валентин Бондаренко. В конце 10-суточного пребывания в сурдобарокамере он снял с себя датчики, протер освободившиеся места ватой со спиртом и неосторожно выбросил этот кусочек. Вата попала на спираль раскаленной электроплитки и мгновенно вспыхнула. В атмосфере чистого кислорода огонь быстро распространился на всю камеру. Из-за большого перепада давлений было невозможно быстро открыть дверь. Когда камеру открыли, Бондаренко был еще жив. Через восемь часов он скончался от ожогового шока. Это случилось за 19 дней до полета Юрия Гагарина.

Валентина Васильевича похоронили в Харькове, где жили его родители. На обелиске высечена надпись: «Светлой памяти от друзей-летчиков». Только в 1980-х годах в надписи появилась приписка: «-космонавтов СССР».

«Мы с мамой после гибели отца прожили в Звёздном городке еще несколько лет и уехали к родным в Харьков, - рассказывал сын космонавта. - Думали, там полегче жить. Отдали здесь двухкомнатную квартиру и получили такую же в Харькове. Помогали ли нам? Матери за отца выплачивали около 100 рублей в месяц, пока мне не стукнуло шестнадцать. Больше никто о нас не вспоминал…»

В СССР все связанное с космосом было строго засекречено, поэтому о гибели члена отряда космонавтов нигде не сообщалось. Информация о В. В. Бондаренко была рассекречена только в 1985 году.

2. 27 января 1967 года

Американцы сумели отправить человека на орбиту Земли лишь спустя 9 месяцев после полета Юрия Гагарина. Для спасения пошатнувшегося престижа страны Президент США Джон Кеннеди дал зеленый свет программе строительства кораблей, способных долетать до Луны и возвращаться обратно.

Именно такой трехместный корабль «Аполлон» и положил начало списку жертв среди американцев. Астронавты Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи задохнулись в дыму во время наземной подготовки к полету, который был запланирован на 21 февраля. Причиной пожара в кабине «Аполлона-1» опять стал кислород (все первые космонавты дышали не воздухом, а разреженным кислородом – так достигалась экономия полезной нагрузки, так как воздух на 80% состоит из бесполезного азота).

К трагедии привела цепь нелепых случайностей. Некоторые провода были плохо изолированы и механики оставили внутри гаечный ключ. Один из астронавтов переложил этот ключ, задев электропроводку. Из-за короткого замыкания вспыхнула внутренняя обшивка, в которой использовались горючие материалы. Сложная конструкция люка и его замков не позволила экипажу спешно открыть люк изнутри. Комиссия установила, что астронавты погибли от отравления продуктами горения через 14 секунд после возгорания…

После пожара пилотируемые полеты по данной программе были задержаны на полтора года. Первый такой корабль с космонавтами, «Аполлон-7», полетел в космос только в октябре 1968 года после проведения расследования и внесения многочисленных улучшений в конструкцию кабины.

3. 24 апреля 1967 года

Советский космонавт Владимир Комаров погиб при завершении программы полета корабля «Союз-1», когда во время спуска на Землю не вышел основной парашют. Стропы запасного парашюта скрутились из-за вращения спускаемого аппарата. На большой скорости корабль врезался в землю в пустынной местности в Оренбургской области и загорелся. Дублером Владимира Комарова был не кто иной, как Юрий Гагарин. После этой катастрофы первому космонавту планеты окончательно запретили дальнейшие полеты на орбиту.

Во многих публикациях утверждается, что когда Комаров падал вниз, на прослушивающих станциях в Турции американцы слышали, как космонавт матерился, проклиная тех, кто послал его на неподготовленном к полету корабле. Глава советского правительства Косыгин позвонил по видеотелефону сообщить о том, что Комаров герой. Жене тоже удалось поговорить с космонавтом и она спросила, что ей сказать детям. Косыгин плакал. Когда начался последний этап спуска, американская разведка якобы слышала крики и переводчики уловили слова о том, что жар в кабине становится нестерпимым…

Полет «Союза-1» был осуществлен в ненужной спешке - накануне праздника Первомая. Запуск произошел, несмотря на то что техники указывали на множество недочетов. В интервью газете «Правда» от 17 мая 1967 года Юрий Гагарин подверг критике решение дать добро на неподготовленный полет Владимира Комарова. А меньше чем через год – 27 марта 1968-го - сам Гагарин погибнет в тренировочном полете на истребителе МиГ-15.

4. 15 ноября 1967 года

Майкл Адамс был испытателем ракетоплана North American X-15 - первого пилотируемого летательного аппарата, совершавшего суборбитальные космические полеты. Ракетоплан мог достигать границу между атмосферой и космосом, которая официально установлена на высоте 100 километров.

X-15 по сути был первым многоразовым космическим кораблем. Основной задачей проекта было изучение полета на гиперзвуковых скоростях, оценка теплозащитных покрытий, а также исследование психофизиологии астронавтов при управлении в верхних слоях атмосферы. Любопытно, что в группе пилотов Х-15 с 1960 по 1962 год был легендарный в будущем Нил Армстронг, который совершил на таких ракетопланах несколько полетов (один из них показан в недавно вышедшем фильме «Человек на Луне»).

15 ноября 1967 года Майкл Адамс совершал свой седьмой полет на ракетоплане. Во время возвращения на Землю по неустановленным причинам Х-15 внезапно стал неуправляемым и разрушился в воздухе. Это сыграло немалую роль в закрытии проекта, который послужил основой для создания космических челноков (шаттлов).

5. 30 июня 1971 года

По окончании программы полета корабль «Союз-11» с тремя космонавтами на борту - Георгием Добровольским, Владиславом Волковым и Виктором Пацаевым - приземлился в Казахстане. Прибывшая на место посадки поисковая группа обнаружила всех троих космонавтов мертвыми. Космонавты погибли от декомпрессионной болезни, вызванной резким падением давления в спускаемом аппарате. Расследование показало, что во время посадки на высоте 150 километров самопроизвольно открылся один из вентиляционных клапанов и весь воздух из спускаемого аппарата ушел за борт.

Гибели космонавтов можно было избежать, если бы у них имелись скафандры. Но со времен «Восхода-1» в советские корабли, рассчитанные максимум на двух космонавтов, старались посадить троих (чтобы быть не хуже американцев, чьи корабли уже реально были трехместными). Из-за тесноты скафандры в наших кораблях просто не помещались.

На «Союзе-11» должен был лететь совсем другой экипаж: Алексей Леонов - первый человек, совершивший выход в открытый космос, а также Валерий Кубасов и Пётр Колодин. Во время предполетного медосмотра врачи обнаружили в одном из легких Кубасова небольшое затемнение. Весь экипаж отстранили от полета и заменили дублирующим. Этот ошибочный рентгеновский снимок спас им жизнь. Никакого туберкулеза у Кубасова не оказалось и позднее он дважды успешно слетал в космос, притом один раз вместе с Алексеем Леоновым по программе первого международного космического полета «Союз-Аполлон».

6. 28 января 1986 года

В этот день на глазах у тысяч зрителей во время старта с мыса Канаверал взорвался корабль многоразового использования «Челленджер». Причиной трагедии стала неисправность кольцевого уплотнителя твердотопливного ускорителя, вызвавшего утечку раскаленных газов. А также и то, что запуск осуществлялся при температуре минус 2°С, тогда как рекомендованной температурой воздуха для взлетов было 11 и более градусов тепла.

Экипаж «Челленджера» состоял из семи человек: командир Фрэнсис Скоби, второй пилот Майкл Смит, научные специалисты Эллисон Онидзука, Джудит Резник и Роналд МакНейр, специалист по полезной нагрузке Грегори Джарвис, а также учительница из Бостона Криста Маколифф, победившая в конкурсе «Учитель в космосе».

В результате поисково-спасательной операции со дна Атлантики были подняты многие фрагменты челнока, в том числе и кабина экипажа. Выяснилось, что 3 члена пережили разрушение «Шаттла» и были в сознании - ими были включены персональные приборы подачи воздуха. «Шаттлы» тогда не имели системы аварийного покидания, которой они были оборудованы лишь после этой катастрофы, и шансов на спасение у экипажа не было. Разработанная позже система аварийного спасения все равно не смогла бы спасти экипаж в условиях той катастрофы. При ударе жилого отсека о водную поверхность на скорости 333 км/час астронавты испытали колоссальную 200-кратную перегрузку. Для сравнения, при аварийном спуске одного из кораблей «Союз» была зафиксирована 26-кратная перегрузка.

7. 1 февраля 2003 года

С челноками связаны не только две самые скорбные даты в истории покорения космоса, но и День космонавтики США. Он отмечается в этой стране… 12 апреля, но не только в память о полете Гагарина. Дело в том, что запуск самого первого корабля многоразового использования (это была «Колумбия») «совпал» с 20-летием со дня первого полета человека в космос.

1 февраля 2003 года корабль «Колумбия», который совершал свой 28-й полет, потерпел крушение перед самой посадкой. Катастрофа произошла из-за разрушения углепластикового слоя обшивки на левом крыле. В момент старта обшивка была повреждена падением на нее фрагмента кислородного бака. В ходе посадки на Землю горячие газы от трения с атмосферой проникли внутрь конструкции, левая стойка шасси перегрелась и взорвалась, что привело к разрушению всего левого крыла и гибели корабля.

Вместе с «Колумбией» погибли командир Ричард Хасбанд, второй пилот Уильям МакКул, бортинженер Калпана Чавла, специалист по полезной нагрузке Майкл Андерсон, специалист по зоологии Лорел Кларк, врач Дэвид Браун и первый израильский астронавт Илан Рамон.

Аналогом американских челноков был советский корабль «Буран», который, совершил свой первый полет 15 ноября 1988 года. Группу разработчиков обшивки «Бурана» возглавлял бывший ректор Ижевского механического института академик Алексей Липанов. К великому сожалению, тот полет корабля «Буран» оказался единственным, а потому сравнение качества советской и американской теплозащиты челноков так не было проверено временем…

"