Posted 6 мая 2019, 12:25

Published 6 мая 2019, 12:25

Modified 17 октября 2022, 14:49

Updated 17 октября 2022, 14:49

Трагедия в Шереметьево: хроника событий

6 мая 2019, 12:25
Самолет SSJ-100 Аэрофлота сгорел в аэропорту Шереметьево.

Погиб 41 человек.

Вечером 5 мая самолет Аэрофлота SSJ-100, совершавший рейс из аэропорта Шереметьево по маршруту Москва – Мурманск, вернулся на аэродром и совершил вынужденную посадку из-за возгорания. Свидетелями экстренной эвакуации пассажиров SSJ-100 были находившиеся в аэропорту Шереметьево люди.

На борту самолета находилось 73 пассажира и 5 членов экипажа воздушного судна.

Изначально о количестве погибших не сообщалось, официальный сайт Аэрофлота писал лишь о количестве спасенных пассажиров и членов экипажа, впрочем, разные источники приводили разные цифры. Позже ТАСС сообщил о 13 погибших, в том числе одном бортпроводнике. Около 2 часов ночи по московскому времени стало известно, что количество погибших – 41 человек (в том числе двое детей).

Параллельно стало известно о 6 раненых в результате пожара с ожогами и отравлениями продуктами горения.

«Четыре человека доставлены в Национальный медицинский исследовательский центр хирургии имени А. В. Вишневского, двое из них в реанимации, третий находится в состоянии между средней тяжестью и тяжелой. И пациент средней тяжести в обычном отделении», - заявила глава Минздрава РФ Вероника Скворцова.

Версии

Следственный комитет РФ ведет расследование пожара на борту самолета SSJ-100. По словам официального представителя ведомства Светланы Петренко, рассматриваются все возможные версии, в том числе техническая неисправность воздушного судна, неблагоприятные метеоусловия, а также недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и проводивших технический осмотр борта работников.

Уголовное дело было возбуждено по ч. 3 ст. 263 УК РФ (Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц).

Последствия

Несмотря на общемировую практику приостановки полетов аварийных самолетов, министр транспорта РФ Евгений Дитрих заявил, что оснований для приостановки полетов SSJ-100 после катастрофы в аэропорту Шереметьево нет.

Запрет на полеты SSJ-100 - прерогатива специалистов, пока таких решений не принималось, нужно дождаться заключения о причинах ЧП в Шереметьево, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Противоположного мнения придерживаются в Госдуме РФ. Зампред комитета по регламенту Михаил Романов потребовал проверить все используемые сегодня самолеты SSJ-100, прекратив их эксплуатацию до завершения расследования обстоятельств ЧП.

Член комиссии по вопросам развития авиации при президенте РФ Юрий Сытник призвал пассажиров не покупать билеты на рейсы, которые обслуживают самолеты SSJ.

Осенью 2018 года проект создания SSJ резко прокомментировала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. На встрече с министром транспорта РФ Евгением Дитрихом она заявила: «Мы же великая авиационная страна. Нельзя разработать региональный самолет? Этот Sukhoi Superjet 100 сделали. Ну кому он нужен? Он не годится для региональных перевозок. «Аэрофлот» говорит: «Купили, стоит у борта». За рубеж никто не покупает. Самолет на самом деле на 80%, если не больше, зарубежный. И чего мы достигли?»

«Российский» самолет из иностранных запчастей

Sukhoi Superjet 100 — отечественный пассажирский самолет, предназначенный для перевозки 98 пассажиров на расстояние от 3 до 4,6 тыс. км. Разработан компанией «Гражданские самолеты Сухого» при участии иностранных компаний, лайнер разрабатывался с 2000 по 2012 год.

Разработка лайнера обошлась в 2 млрд долларов, при этом одной из главных его отличительных особенностей является наличие огромного количества комплектующих иностранного производства. Самолет оснащен двумя турбореактивными двигателями типа SaM146. Их производит совместное предприятие НПО «Сатурн» и французская компания Snecma.

Двигатели типа SaM146 не устанавливаются больше ни на один вид воздушных судов. Осенью 2018 года СМИ сообщали, что SaM146 выходят из строя раньше времени. Основной причиной назвали трещины в камерах сгорания и маслосборниках, которые поставляет французская компания. До первого капремонта двигатель должен работать до 8 тысяч часов. Однако неполадки якобы возникают уже после 2 тысяч часов полета.

На апрель 2019 года создано 186 самолетов Sukhoi Superjet 100, 3 из которых — для статических испытаний.

Самолеты используют компании Armavia, Аэрофлот, Якутия, Sky Aviation, Lao Central Airlines, Московия, RedWings, Interjet, Газпромавиа, МЧС России.

Компании неоднократно сообщали о проблемах с эксплуатацией двигателей самолетов Sukhoi Superjet 100, некоторые компании вынуждены были отказаться от их эксплуатации.

Первый инцидент с самолетом Sukhoi Superjet 100 случился в 2012 году — борт RA-97004 в ходе демонстрационного полета столкнулся с горой. В 2013 году борт совершил посадку с убранными шасси в испытательном полете. Один из бортов в 2015 году поврежден в аэропорту Мехико, другой в 2018 году совершил посадку в Раменском с невыпущенными шасси. В том же году в аэропорту Якутска самолет выкатился за пределы ВПП (списан). В 2019 году уже произошло два инцидента с самолетами Sukhoi Superjet 100: в Домодедово один из бортов столкнулся с мачтой освещения, 5 мая в Шереметьево полностью сгорел борт RA-89098.

Сгоревший самолет

Самолет, выполнявший рейс Москва – Мурманск, был собран в Комсомольске-на-Амуре в 2017 году, первый полет совершил 21 июня того же года, с 28 сентября 2017 года эксплуатировался авиакомпанией «Аэрофлот».

Самолет имел бортовой номер RA-89098, самолету было присвоено имя башкирского поэта Мустая Карима.

Он совершил 1525 рейсов, прошел техническое обслуживание в начале апреля 2019 года. У командира экипажа Дениса Евдокимова опыт полетов на SSJ-100 - 1400 часов (общий налет составляет 6800 часов).

Именно этот борт с номером RA-89098, как утверждают пользователи социальных сетей, летал в Ижевск.

«26 апреля я вылетала из Ижевска в Москву на самолете имени Мустая Карима. Почему запомнила? Это один из поэтов, по которому учила моя бабушка. И учились они в одной школе», - написала на своей странице в Фейсбуке пользователь из Ижевска Мария Тарасова.

Слова очевидцев

По словам пилота SSJ-100 Дениса Евдокимова, причиной возврата самолета в аэропорт Шереметьево стало попадание молнии, сообщают «Новые Известия».

Скорость самолета при посадке «была небольшая, обычная, все согласно оперативного сборника экипажа», - сообщил пилот.

Слова пилота о попадании молнии подтвердила и бортпроводник Татьяна Касаткина: «Попали в тучу, был сильный град — слышен был шум за бортом. И в этот момент произошел хлопок, по ходу самолета — слева».

При этом, по ее словам, «самого пламени в самолете не было. Пассажиры говорят, что начали плавиться иллюминаторы, когда мы еще катились».

Подпишитесь