Posted 31 мая 2019, 12:34
Published 31 мая 2019, 12:34
Modified 17 октября 2022, 14:24
Updated 17 октября 2022, 14:24
Идея разместить в Удмуртии комплекс по хранению и утилизации опасных отходов (I и II класса опасности) сама по себе не нова. Впервые о ней заговорили, когда на двух заводах – в Камбарке и Кизнере – еще вовсю шло уничтожение запасов химического оружия. Но дальше разговоров дело не пошло, тем более что реакция общественности на саму идею могла быть предельно жесткой, как в Воткинске, где в начале 2000-х экологи протестовали против строительства установки по сжиганию твердотопливных ракет.
К вопросу о том, что будут делать заводы по утилизации ХО, когда оно закончится, вернулось правительство экс-главы Удмуртии Александра Соловьева. В начале 2016 года появилось совместное письмо Минпромторга РФ (подписал врио главы Г. Никитин) и бывшего главы Удмуртии о совместном проекте по созданию комплекса по «переработке опасных промышленных отходов на базе имущественного комплекса объекта по уничтожению химического оружия «Камбарка». Кроме Минпромторга, в проекте планировал участвовать Национальный союз предприятий «Инэкотехнологии» (по данным информационной системы СПАРК-Интерфакс, его возглавляет Лев Вахитов, некоторые СМИ связывали руководство холдинга с экс-спикером Госдумы РФ Борисом Грызловым).
При этом в письме оговаривалось, что имеющихся в Удмуртии объемов промышленных отходов I и II классов недостаточно для организации рентабельного производства. В связи с чем регионам и предлагалось рассмотреть вопрос об утилизации таких отходов в Удмуртии. Согласным регионам предлагалось отправлять информацию об объемах и качественном составе промышленных отходов в Минпромторг РФ.
Однако сбыться этому проекту было не суждено – Минпромторг и региональные власти подвинул Росатом. В начале 2018 года Минприроды РФ обратилось к Президенту с предложением закрепить полномочия по утилизации отходов I и II классов за Госкорпорацией Росатом. Владимир Путин с этим предложением согласился. Нашло поддержку Президента и предложение передать Росатому, как имеющему успешный опыт обращения с радиоактивными отходами, объекты по уничтожению химического оружия, которые Госкорпорация должна была переделать в межрегиональные центры по обращению с опасными отходами.
Необходимые изменения в российское законодательство внесли быстро, и Росатом официально стал федеральным оператором по обращению с отходами I и II класса опасности. Теперь в его ведении еще и четыре комплекса, занимавшихся утилизаций ХО – В Горном (Саратовская область), Леонидовке (Пензенская область), Мирном (Кировская область), Камбарке и Кизнере (Удмуртия). Предполагалось, что российский бюджет выделит на переоборудование этих комплексов под новые задачи около 36 млрд рублей. Строительством комплексов будет заниматься ФГУП «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО», учредителем которого является Госкорпорация Росатом.
30 апреля 2019 года премьер российского правительства Дмитрий Медведев подписал постановление правительства, касающееся бюджетных инвестиций на капитальное строительство в рамках федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I-II класса опасности. Оно касается четырех объектов – производственно-технических комплексов «Мардыковский», «Горный», «Щучье» и «Камбарка». Строительство каждого обойдется бюджету в 5,117 млрд рублей.
В 2019 году строители комплекса «Камбарка» получат из федерального бюджета 75 млн рублей, в 2020-м – 573 млн, в 2021-м – 1,477 млрд, а самая большая сумма придется на 2022 год – 1,812 млрд рублей. В год окончания строительства (2023) строители получат еще 1,178 млрд рублей. Из 5,117 млрд на строительство комплекса «Камбарка» 4,298 млрд выделит федеральный бюджет.
Что именно начнут хранить и утилизировать в Камбарке в 2023 году, в точности пока не известно. Зато известно, что именно относится к отходам I и II класса опасности.
К I классу относятся ртутьсодержащие отходы – гальванические элементы, градусники, ртутные и люминесцентные лампы, барометры, асбестовая пыль, трансформаторы и проч., а также полоний, соли свинца, таллий и плутоний. Как того требует природоохранное законодательство, даже собирать отходы I класса следует отдельно от других, храня их в оцинкованной таре. К отходам II класса опасности относятся аккумуляторные батареи, автомобильные покрышки, масла, кислоты, смолы и все, что содержит литий, фенол, хлороформ, серную кислоту, мышьяк, сурьму и молибден.
Предполагается, что комплекс в Камбарке сможет хранить и утилизировать отходов I и II классов до 50 000 тонн в год.