Posted 27 июня 2019, 13:19

Published 27 июня 2019, 13:19

Modified 17 октября 2022, 14:38

Updated 17 октября 2022, 14:38

Мэры в креслах не задерживаются. Удмуртия не исключение

27 июня 2019, 13:19
Комитет гражданских инициатив сделал доклад о судьбах российских мэров.

У мэров (глав городов) в России только два пути – либо повышение по иерархической лестнице, либо уголовное преследование. Таковы основные выводы доклада Комитета гражданских инициатив, основанного Алексеем Кудриным, ныне председателем Счетной палаты РФ. Доклад посвящен особенностям ротации корпуса мэров городов в России за последние 11 лет, сообщают «Ведомости».

Как сообщают авторы, исследование проводилось в 109 городах. Анализу подверглись данные по 359 мэрам, взятым в выборку, в том числе почти по всем мэрам областных центров. При этом отмечается, что мэрский корпус в стране крайне неустойчив – почти половина мэров находятся в должности от одного года до трех. Что, кстати, зависит от порядка избрания главы города: если мэр избирается по конкурсу, он работает в среднем около трех лет, если через прямые выборы – около 5,5.

Проанализировав биографии 263 мэров, авторы доклада обнаружили, что 55 из них ушли на повышение, переместившись на работу в региональные исполнительные власти, 40% из них стали вице-губернаторами. 39 мэров подверглись уголовному преследованию – 15% от числа изученных авторами доклада.

Уголовные дела в отношении бывших мэров неоднородны, одни можно счесть проявлениями борьбы с коррупцией, другие – внутрирегиональных конфликтов. Уголовные дела чаще заводились на избранных глав городов, как более независимых в сравнении с теми, которые назначались на должности по результатам конкурсов. Вторые, в свою очередь, чаще первых уходили на повышение.

20 бывшим мэрам посчастливилось стать депутатами Госдумы и сенаторами (15 из них избирались в Думу напрямую), 12 экс-мэров пересели в губернаторские кресла.

Авторы доклада отмечают, что в последнее десятилетие наметилась смена политики: среди мэров все меньше «народных представителей» и все больше «профессионалов». 11 лет назад, в 2008 году, жители избирали мэров в 73% городов, в 2014 году основным трендом стало назначение сити-менеджеров, сегодня же подавляющая часть глав городов назначается по результатам конкурсного отбора.

Смена политики предполагала общее повышение квалификации мэров, но цифры говорят о противоположном. Доля мэров с учеными степенями сократилась с 29 до 17%, как сократилась и доля мэров, имеющих «профильное» образование – экономическое или управленческое. Зато выросла доля мэров-юристов.

Авторы доклада делают вывод о том, что работа мэров-назначенцев больше «заточена» на соблюдение регламентов и процедур, а не на развитие экономики города. Также предполагалось, что введение конкурсных механизмов позволит муниципалитетам привлекать профессионалов-управленцев со стороны, из других городов и даже регионов, но число таких случаев в пределах погрешности. Не растет и число мэров-женщин, их за 10 лет в российских городах работало всего 19.

За 11 лет 125 глав городов были избраны на прямых выборах. Сейчас таких мэров в России только 12, исчезающий вид. Учитывая рост числа конфликтов, связанных с городской тематикой, в стране растет спрос на мэров-политиков, умеющих разговаривать с жителями, особенно когда дело касается протестов. Таких мэров было бы явно больше, если бы главы городов меньше зависели от отношений с губернаторами, чем от настроения жителей, считают авторы доклада.

Что касается уголовных дел в отношении бывших глав городов, то проследить какие-то тенденции сложно. Уголовные дела заводятся против 15% бывших мэров, что само по себе может быть связано с усилением активности правоохранительных органов – как в отношении губернаторов, так и мэров, часто входящих в губернаторские команды, считает эксперт Комитета гражданских инициатив Андрей Максимов.

Эксперт предполагает, что с приходом нового губернатора активность правоохранительных органов несколько ослабевает, а губернаторы, в свою очередь, отправляют мэров на повышение – такой тренд был особенно заметен во время выборов в Госдуму 2016 года. Должность мэра становится менее привлекательной, что, по всей видимости и дает снижение квалификации

«Более сильные и образованные люди не хотят идти на эти позиции, учитывая такое число уголовных дел», – считает Андрей Максимов.

Политолог Виталий Иванов говорит о том, что должность мэра всегда была очень коррупционноемкой, по его мнению, отправка экс-мэров в Госдуму или Совет Федерации – не всегда повышение, иногда это ссылка или размен. В качестве примера он приводит ситуацию, когда новый губернатор хочет поменять мэра и поставить своего человека, а действующий мэр не замечен в воровстве и у него хорошие связи.

«Тогда с ним договариваются о компенсации, в том числе в виде отправки в Госдуму или Совет Федерации либо назначения на короткое время на должность вице-губернатора», говорит Виталий Иванов.

История местного самоуправления в Ижевске отчасти иллюстрирует, отчасти опровергает общие тенденции.

Первый мэр Ижевска Анатолий Салтыков, избиравшийся на эту должность в 1994 и 1998 годах, вынужден был уйти с должности в результате затяжного конфликта с экс-президентом Удмуртии Александром Волковым. Анатолий Салтыков повторил судьбу двадцати коллег, получив в качестве компенсации кресло сенатора Совета Федерации – представителя Госсовета республики.

Сменивший его в должности мэра Виктор Балакин, бывший представитель президента России в Удмуртии (была и такая должность), также ушел на повышение, но на региональный уровень. Специально «под него» в структуре правительства региона было создано Министерство общественной безопасности Удмуртии. В 2014 году после упразднения министерства новым главой республики Александром Соловьевым он получил мандат депутата регионального парламента.

Последнее всенародное избрание мэра Ижевска состоялось в 2005 году, переход к разделению должностей главы города и руководителя администрации города (сити-менеджера) в столице Удмуртии произошел несколько раньше, чем в среднем по России. В 2005 году главой администрации столицы региона стал Александр Ушаков, а официальный глава города Виктор Балакин возглавил городскую думу.

В 2010 году, после ухода Виктора Балакина в министерство, Александр Ушаков занял его должность, а сити-менеджером столицы по результатам конкурса стал Денис Агашин, перешедший на работу в администрацию Ижевска из кресла министра транспорта и дорожного хозяйств Удмуртии.

В 2015 году Денис Агашин подал в отставку после конфликта с экс-главой республики Александром Соловьевым. По результатам выборов в гордуму Ижевска в нее не прошел Александр Ушаков, и новым мэром Ижевска, теперь уже – главой его администрации, а не председателем думы, стал Юрий Тюрин. В этой должности он проработал до мая 2018 года, после чего ушел в отставку после конфликта с новым главой Удмуртии Александром Бречаловым.

Преемника Юрия Тюрина выбирали по конкурсу (проведение которого затянулось на полгода), в результате главой Ижевска был утвержден Олег Бекмеметьев – редкий пример мэра, специально привлеченного из другого города.

Ижевские градоначальники новейшего времени могут быть иллюстрациями практически ко всем сюжетам доклада Комитета гражданских инициатив, за исключением одной – уголовных дел против мэров Ижевска не заводили (а если и заводили, то широкой публике об этом не было известно). Тем не менее, и в Ижевске мэрская должность с полным основанием может считаться «расстрельной», в последнее время люди на ней не задерживаются.

Подпишитесь