Posted 14 сентября 2019, 16:59
Published 14 сентября 2019, 16:59
Modified 17 октября 2022, 14:54
Updated 17 октября 2022, 14:54
Этой весной компания Sakhalin Energy перевела в бюджет страны 46 млрд рублей. Сахалинская компания по добыче углеводородов стала единственной, которая решила заплатить государству крупные дивиденды – около 90%.
До конца этого года казна рассчитывает получить 590 млрд рублей только от госкомпаний. Впрочем, эксперты подчеркивают: чем крупнее и прибыльнее компания, тем сильнее желание сэкономить на выплате дивидендов. При этом правительство позволяет монополистам сокращать выплаты, пишут «Новые Известия».
Газпром, к примеру, экономит на дивидендах, ссылаясь на дорогостоящие инвестпрограммы («Северный поток 2» и «Сила Сибири»). В 2017 году компания перечислила у лишь 20% от прибыли, в 2018 году – 25%.
Российские госкомпании платят, как правило, до 50% прибыли в качестве дивидендов, однако крупнейшие монополии стараются заплатить существенно меньше. Если бы Газпром отдавал государству половину прибыли, бюджет в этом году получил бы дополнительные 129 млрд рублей, еще 29 млрд доплатил бы Сбербанк, 38 млрд – ВТБ, а 27 млрд поступили бы от Транснефти.
Издание подчеркивает, что руководство страны не против невыплат дивидендов, главное – согласовать этот вопрос с правительством. По мнению экспертов, такая гибкая позиция государства нарушает конкурентную среду.
Независимый аналитик Дмитрий Милин добавляет, что от послаблений госмонополиям страдают жители страны. «Государство повышает налоги и пенсионный возраст за счет льгот госкомпаниям, которые в свою очередь крайне неэффективно распоряжаются имеющимися средствами», – комментирует Милин.
Эксперты склоняются ко мнению, что для страны выгоднее приватизировать госкомпании.
«Безусловно, эффективней провести приватизацию государственных долей, но не так, как это было сделано при Ельцине путем «залоговых аукционов», которые создали российский «олигархат», а путем постепенной продажи небольшими пакетами по 1-2% через фондовую биржу в течение нескольких лет. Кто хочет получить контрольный пакет этих компаний - пусть скупает акции с биржи», – считает Дмитрий Милин.