В форме доноса
17 сентября на официальном сайте АСРО «Строитель» было опубликовано письмо, напоминающее донос: «Коммерческие интересы группы лиц, стремящихся любым способом захватить власть по руководству АСРО «Строитель».
В открытом письме, подписанном директором АСРО «Строитель», Анатолий Климов известил строителей о предстоящем внеочередном собрании, на котором организация должна избрать руководящие органы. И тут же напал на тех, в ком, видимо, руководство СРО видит сегодня угрозу своему положению. «Группа лиц в составе Чабыкина А.В., Юферова М.С., Ястреба И.В. при поддержке министра Сурнина Д.Н.» преследуют «коммерческие интересы», – обвиняет г-н Климов.
Заботливо посчитав, что три организации (ООО «Дельта-строй», ООО «Радонеж» и ГУП ТПО «ЖКХ») получили 53% выставленных на торги контрактов, Анатолий Климов пугает других участников СРО тем, что теперь эти компании будут на «кабальных условиях» нанимать их на субподряд. А где были эти «защитники», когда «трест Прасолова», по мнению экспертов, разорял десятки своих субподрядчиков?
«Сегодня единственная организация, способная бороться с этим экономическим произволом – это Союз строителей Удмуртии совместно с дирекцией АСРО «Строитель», - утверждает г-н Климов. Однако, не приводит ни одного факта своей борьбы за интересы строителей.
Два сапога пара
При чем тут еще и Союз строителей Удмуртии, объяснять не надо. АСРО «Строитель» и СС Удмуртии – два сапога пара. Первый косвенно, а второй напрямую контролируется экс-министром строительства региона Александром Ходыревым, человеком в отрасли известным и многими уважаемым.
Период его министерства пришелся на «жирные» для строителей годы президентства Александра Волкова. Если точнее, то таковыми они были не для отрасли, а одного единственного строительного треста №8 (УССТ №8). Трест в те годы имел прочное лобби в Госсовете, получал львиную долю заказов и, по сути, диктовал Минстрою Удмуртии свои условия и расценки.
Министерство в этой ситуации выступало органом, скорее, декоративным. Так было проще и надежнее – отдавать на откуп тресту решение любых вопросов: от утверждения смет до контроля за расходованием денег. Министры строительства – что Ходырев, что Шикалов – ездили перерезать ленточки и хлопать в ладоши по случаю очередной сдачи объекта. Трест работал фактически бесконтрольно, отсюда и известное качество «военной» стройки.
Другие реалии
Таковы были реалии «жирных» для отрасли лет. Но трест физически не мог справиться со всеми работами, и нуждался в субподрядчиках. Которые всегда находились: небольшие в сравнении с гигантом строительные организации хоть и медленно, но росли и крепли, а сумевшие выжить оказались готовы к дальнейшему росту.
Сегодня они (и не только те, что перечислил г-н Климов) – костяк отрасли, которую покинул гигант – строительный трест №8. Его осколки еще на плаву, но лидирующие позиции на рынке заняты теми, кто смог пережить кризисы. И сегодня им в достаточно специфической рыночной ситуации приходится исполнять основную массу бюджетных контрактов.
Вот только в Союзе строителей УР и АСРО «Строитель» этого не понимают. Точнее, понимают, но по-своему. Люди, возглавляющие эти организации, как будто несколько задержались в развитии. Они и систему отношений, и экономику отрасли, и роль Минстроя УР видят прежними, реалии их искренне возмущают.
Обратная связь с рынком
А реалии эти такие, какие есть: крупные игроки рынка – другие, его экономика сложнее той, что была 10 лет назад, а роль министерства перестала быть декоративной.
Соответственно, изменились и требования к отраслевому СРО – в «профсоюзе», каким его мыслят нынешнее руководство, уже никто не нуждается. Тем более с затратами на содержание и комфортную жизнь этой «надстройки» в сумме 45 млн рублей.
Отрасли (а не каким-то отдельным личностям) нужна действительно саморегулирующая организация. Которая, отдавая себе отчет в современном состоянии и перспективах строительного комплекса региона, укажет на «узкие места», мешающие развитию. И сделает это так, как и требует ее устав – принимая коллегиальные решения.
То же самое касается и отношений с Минстроем и его принципиально изменившейся ролью. СРО должна выстраивать диалог с министерством, представляя всю отрасль, а не отдельные предприятия. Минстрою в сложной рыночной ситуации необходима обратная связь с рынком, и ему нужно предлагать конкретные проекты и их решения, добиваясь поддержки, а не заниматься подсчетом ошибок.
«Сегодня министерство и СРО не являются системными партнерами. Такую ситуацию необходимо менять. Изменения дадут возможность заявлять о проблемах и их решать. Конкретная ситуация – работа по 44-у ФЗ, касающаяся проведения конкурсных процедур. Конкурсы проводятся поздно по времени, и подрядчики выходят на объекты, имея жесткие временные ограничения. Необходима оптимизация тендерных процедур по срокам, и эти вопросы вполне можно решать, если выстроить нормальный диалог с министерством», - заявил Udm-Info пожелавший остаться неизвестным один из участников рынка.
С больной головы на здоровую
Понимает ли все это нынешнее руководство АСРО «Строитель» и Союза строителей Удмуртии? Даже если и понимает, то, видимо пытается сохранить свою синекуру, переводя стрелки на персоналии и указывая входящим в организацию на «врагов».
Будь они прозорливей, уже поняли бы, что системную проблему и решать нужно – системно. А не перебирать на пальцах, кто «наш», кто «не наш», и принимать в срочном порядке в СРО новых членов с единственной целью увеличить количество «правильно» голосующих на собрании 23 октября. Потому что уже и не важно, кто персонально будет возглавлять АСРО «Строитель», важно – сможет ли СРО быть системным партнером министерства и отстаивать интересы отрасли в сложных условиях продолжающего меняться рынка.